Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 05-06 2015 |
Наталия КИЙ  | 01 июня 2015 |
РИСК-ориентированнный НАДЗОР
Роскомнадзор не хочет вносить свой вклад в спад, который переживает связь.
Об этом на расширенном заседании коллегии Службы надзора в сфере связи, ИТ и массовых коммуникаций, состоявшемся в последней декаде апреля, заявил замруководителя Олег Иванов , сетуя на то, что стагнирует сегмент фиксированной связи: число вводов сетей в эксплуатацию равно числу аннулированных лицензий. По прогнозу службы, в 2015 г. число РЭС увеличится только на 3% (против 12,2% в 2014 г.), средства связи цифрового ТВ прибавят 27% (против 102%), базовые станции LTE увеличатся числом в два раза (против 2,8 раза в 2014 г.). Замедление темпов роста налицо.
Снижение административного давления на бизнес в качестве главной цели поставил перед сотрудниками руководитель службы Александр Жаров . Если идти по цепочке вверх, то надзор реализует не столько заботу о показателях отечественной связи, сколько посыл президента, который в послании Федеральному собранию говорил о необходимости отказаться от принципа тотального, бесконечного, навязчивого надзора и контроля.
Министр связи и массовых коммуникаций Николай Никифоров не остался в стороне, констатировав, что «сфера деятельности надзора чрезвычайно широка». Поэтому работа Роскомнадзора должна быть реформирована в направлении риск-ориентированной модели. «Плотность контроля должна зависеть от оценки риска. Пока большая часть проверок не выявляет серьезных нарушений или выявляет много мелких нарушений», – заявил министр и недвусмысленно пожелал надзору «разумности и взвешенности решений в условиях дефицита бюджетных средств». В целях перехода на риск-ориентированную модель рабочей группой при Минэкономразвития разрабатывается новый федеральный закон: поднадзорные организации предполагается разделить на группы в зависимости от степени риска нарушений для экономики и граждан и на этой основе проводить надзорные мероприятия.
Роскомнадзор не сдает позиций
и приводит свои аргументы в пользу того, что не так уж он законтролировал связь. Напротив: за последние два года с 6 до 4,5 месяцев сокращены сроки рассмотрения радиочастотных заявок, в том числе благодаря введению электронной формы документов; начат процесс выдачи лицензий в сфере связи в форме электронного документа; упрощена процедура регистрации РЭС территориальными органами; крупные операторы с августа 2014 г. переведены на электронный порядок регистрации. Если в 2013 г. в электронной форме было выдано 1,8 тыс. из 358 тыс. свидетельств о регистрации РЭС, то в 2014-м – уже 92,5 тыс. из 401 тыс., т.е. почти четверть. С 2013 г. по 2015 г. количество плановых проверок предприятий SMB снизилось более чем на треть при том, что сфера и поводы контроля постоянно расширяются.
Внедрение новых, высокотехнологичных методов контроля само собой ведет все к «пристальному» тотальному контролю и как следствие – выявлению нарушений. Так, с вводом в эксплуатацию Автоматизированной системы радиоконтроля (АСРК-РФ) было проконтролировано более 450 тыс. РЭС и 2,5 млн радиочастот, что на 77% больше, чем в 2013 г. Выросла и статистика нарушений. По результатам всех видов госконтроля и надзора в 2014 г. выдано 8487 (в 2013 г. – 6413) предписаний об устранении выявленных нарушений, составлено почти вдвое больше протоколов об административных правонарушениях, по которым вынесено почти вдвое больше решений. По словам А. Жарова, высокотехнологичный автоматизированный радиоконтроль не только в три раза сокращает время реагирования на нарушения, снижает трудозатраты в 2–10 раз, но и позволяет сместить фокус деятельности надзора от полноценных проверок операторов к более мягкой форме контроля – систематическому мониторингу. По данным службы, в прошлом году проведено 28 849 мероприятий госнадзора, а мероприятий мониторинга почти в 10 раз больше – 225 199. Большая часть всех плановых мероприятий (85%, в 2013 г. – 80%) также проведена дистанционным методом.
Но как ни смягчай формы контроля, обстоятельства бытия страны и изменения законодательства беспрерывно «подбрасывают»
Новые субъекты воздействия и субъекты надзора
Первый и самый большой из них – полуостров Крым. «Начали работу на голом месте», – прокомментировал ситуацию О. Иванов. Уже 11 апреля 2014 г. в Крыму была сформирована и начала действовать мобильная группа радиоконтроля. 23 апреля на территории Республики Крым и города Севастополя приказом Роскомнадзора создан филиал радиочастотной службы. В прошлом году было заменено морально устаревшее оборудование. Предполагается, что система радиоконтроля в Крыму будет состоять из 18 радиоконтрольных пунктов, станции технического радиоконтроля РЭС до 30 МГц, станции технического радиоконтроля спутниковых служб радиосвязи и шести мобильных комплексов. «Крымский филиал станет вторым по оснащению в стране», – заверяет О. Иванов. В 2014 г. крымскими связистами было получено более 200 лицензий, семь сетей введено в эксплуатацию. С 1 мая 2015 г. в Крыму работают только российские операторы связи.
Новые новеллы контроля
Стоит признать, что деятельность российских законодателей, имеющая крен в запретительность и настороженность, способствует расширению сферы влияния надзорной службы. Такой новеллой законодательства стал вступивший в силу с 1 февраля 2014 г. ФЗ №398-ФЗ (так называемый закон Лугового). Он ввел в действие досудебный порядок ограничения доступа к информации, содержащей призывы к экстремизму, массовым беспорядкам, несанкционированным массовым мероприятиям. В силу данного порядка блокировка сайтов и интернет-страниц осуществляется незамедлительно на основании требования Генерального прокурора РФ или его заместителей. На Роскомнадзор возложены функции по технологическому обеспечению таких блокировок. Кроме того, в рамках Единого реестра запрещенной информации Роскомнадзором на основании более 1200 судебных решений было обеспечено удаление (или блокировка) экстремистских материалов с более чем 2 тыс. интернет-страниц.
С 1 августа 2014 г. вступил в силу один из самых сложных в исполнении правовых актов – «закон о блогерах», который делает блогера субъектом права и устанавливает нормы, содержащие требования к распространению общедоступной информации на популярных ресурсах (ФЗ № 97). С 1-го же августа в реестр блогов было включено 397 популярных сайтов и интернет-страниц: среди них аккаунты в социальных сетях, таких как «ВКонтакте», Twitter, Instagram, принадлежащие политическим и общественным деятелям: главе Минкомсвязи России Н. Никифорову, блоги на сайте «Эхо Москвы» экономиста А. Илларионова и писателя В. Шендеровича, блоги на Facebook директора компании LiveInternet Г. Клименко и директора по внешним коммуникациям компании Rambler&Co М. Алексеева, страница в «ЖЖ» гендиректора «ВымпелКома» М. Слободина и др. Среди основных нарушений в блогах замруководителя Роскомнадзора Максим Ксензов называет ненормативную лексику – 91%, экстремистские высказывания – 3%, пропаганду наркотиков – 6% и предупреждает: «Мы знаем, кто находится за каждым ником».
Как известно, в июле 2014 г. был принят ФЗ № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части уточнения порядка обработки персональных данных в информационно-телекоммуникационных сетях», который вступает в силу с 1 сентября 2015 г. и устанавливает новую обязанность операторов персданных осуществлять определенные виды обработки персональных данных с использованием баз данных, которые находятся на территории России; оператор будет обязан указывать в уведомлении информацию о месте нахождения БД, в которой обрабатываются персданные россиян. На конец 2014 г. в реестре операторов персональных данных было зарегистрировано 314697 операторов. Вот и новое поле деятельности для контроля, да какое!
«Роскомнадзор – основной орган власти, обеспечивающий информационную безопасность личности и органов власти», – резюмирует глава службы. А замруководителя Антонина Приезжева называет доминирующие нарушения, с которыми сталкивается служба при контроле использования персданных: передача данных третьим лицам, размещение таких данных в интернете, обработка личных данных без согласия их носителя.
Отдельная проблема – персональные данные детей в Сети. В их противоправном распространении чаще всего виноваты образовательные учреждения, не ведающие, что творят. За прошедший год выявлено 2069 сайтов с персданными детей, в 90% из них информациях о несовершеннолетних была удалена. В этом году служба запланировала 40 проверок операторов электронных дневников и журналов.
Список законодательных и подзаконных треб контроля и надзора можно продолжать. С 1 мая с.г. действие антипиратского законодательства распространяется на книги, музыку и ПО. К 15 августа с.г. должен быть сформирован новый реестр нарушителей прав субъектов персональных данных...
Ровно год назад, на круглом столе «ИКС», посвященном качеству на рынке связи, представитель службы надзора заверил фиксированных операторов, что им в отличие от мобильных поставщиков услуг беспокоиться не о чем, мол, руки пока не доходят.
Заверение сбылось наполовину. В конце 2014 г. методика оценки качества связи была утверждена в Минкомсвязи. Оценки качества мобильных услуг в стандартах GSM, UMTS, LTE прокатились по Москве, Питеру, Краснодару, Казани, Новосибирску, Хабаровску и Екатеринбургу. На очереди – другие центры субъектов Федерации, включая Симферополь и Севастополь.
Весной 2015 г. Роскомнадзор объявил о том, что контроль качества услуг накроет телематические услуги, к усилению внимания надо готовиться и кабельным операторам. И никакая стагнация фиксированного сегмента ему не помеха.