Рубрикатор | ![]() |
![]() |
Статьи | ![]() |
![]() |
Сергей ХАЛЯПИН   | 17 ноября 2023 |
Виртуальное рабочее место: руководство к выбору российского решения
Отечественные вендоры предлагают много решений для организации виртуальных рабочих мест. Для того чтобы сделать оптимальный выбор, нужно проанализировать параметры каждого варианта и оценить их в совокупности, исходя критичности того или иного параметра для целевой инфраструктуры.
![](/data/2023/11/17/1238171994/Сергей Халяпин(1).jpg)
Рынок до и после
До февраля 2022 г. рынок решений для организации виртуальных рабочих мест (ВРМ) был практически поделен между тремя вендорами – Citrix, Microsoft и VMware. После того, как эти поставщики отказались продавать свои решения в России, на рынке появилось много местных игроков. Одни работают над продуктами для организации ВРМ в течение нескольких лет, другие – абсолютные новички на этом рынке.
Сегодня известно более десятка российских решений, которые уже оформлены как продукты, и несколько тестовых/предсерийных вариантов, еще не представленных широкому рынку. Если рассматривать только решения, которые уже можно приобрести для локальной установки (on-premise), то в списке окажутся 12 продуктов (табл. 1).
Таблица 1. Перечень рассматриваемых российских решений ВРМ
Название продукта | Компания-разработчик | Протоколы доступа |
AccentOS | «Тионикс Холдинг» | VNCm, RDP, xFreeRDP, VNC, NX |
HOSTVM VDI | ИК «Хост» | SPICE, VNC, RDP, PCoIP, X2Go, NX, HTML5, Loudplay |
Rosa Virtualization | НТЦ ИТ РОСА | SPICE, VNC, HTML5 |
Space VDI | «ДАКОМ М» | SPICE, RDP, Glint, Loudplay |
Termidesk | «Увеон» (ГК «Астра») | SPICE, RDP, VNC, Loudplay (эксперим.) |
Utinet VirtualDesk | «КонсалтингПроф» | RDP, SPICE, X2Go |
Veil VDI | НИИ «Масштаб» | SPICE, RDP |
«Базис.Workplace» | «Базис» | RDP, FreeRDP, RX@Ethersoft, X2Go |
ПАК «Горизонт-ВС» | ИЦ «Баррикады» | VNC (для администрирования), SPICE (для подключения терминалов) |
VDI ПК «Звезда» | НПЦ МАКС | SPICE, RDP, NX, PCoIP, RGS, X2Go, xFreeRDP |
«Рустэк.VDI» | «Рустэк» | RDP, FreeNX, X2Go, Loudplay |
Цифровая платформа «СинтезМ» | «Финтех» | SPICE, VNC |
Параметры оценки российских решений
На базе общедоступной информации можно провести анализ вендоров и их решений по следующим параметрам:
- функционал – функциональные возможности решения, поддержка тех или иных типов ресурсов. Рекомендуется оценивать по шкале от 0 до 5;
- протоколы доступа – поддержка протоколов, наличие собственного протокола, возможности протокола, его развитие, поддержка выбранного протокола другими вендорами. Рекомендуется оценивать по шкале от 0 до 5;
- экосистема – наличие у производителя дополняющих решений: гипервизора, операционной системы, системы резервного копирования, СУБД, системы каталога для учетных записей пользователей и т.д. Рекомендуется оценивать по шкале от 0 до 5;
- документация – полнота, доступность, актуальность, подробность информации. Рекомендуется оценивать по шкале от 0 до 5;
- работа с сообществом – наличие активного телеграм-канала, участие в отраслевых конференциях, взаимодействие с пользователями, партнерами, проведение тренингов для пользователей/партнеров и т.д. Предлагается оценивать по шкале от 0 до 2;
- риски – потенциальные риски, связанные с внедрением или использованием решения. Риски могут быть технологическими, юридическими или административными. Рекомендуется оценивать по шкале от -2 до 0.
Поскольку значимость перечисленных параметров для потенциальных покупателей различна, конкретная оценка описываемых решений не дается, а каждому предлагается заполнить приводимую ниже таблицу самостоятельно, исходя из важности и критичности того или иного фактора для его инфраструктуры.
Таблица 2. Оценка выбранного решения
Функционал | Протоколы доступа | Экосистема | Документация | Работа с сообществом | Риски | Сумма |
0–5 | 0–5 | 0–5 | 0–5 | 0–2 | -2 – 0 |
Приведенная в статье информация актуальна на сентябрь 2023 г., когда проводился анализ решений.
Обзор решений
В рамках решения поставляется как платформа виртуализации на базе KVM, так и компонент AccentOS TRS, обеспечивающий работу с ВРМ и терминальными сервисами.
Для организации доступа поддерживается широкий набор протоколов: RDP, xFreeRDP, VNC, NX, VNCm. Своего протокола решение не имеет.
Поскольку решение строится на платформе OpenStack, заказчик фактически получает конструктор, из которого он может собрать требуемые ему сервисы, на что косвенно указывает поддержка разнообразных гипервизоров и систем контейнеризации ОС. Это фактически подтверждает доступная документация (рис. 1), рассчитанная на специалистов в области ОС Linux.
![Портал с документацией на решения AccentOS](/data/2023/11/17/1238171992/рис_1 copy.jpg)
Рис. 1. Портал с документацией на решения AccentOS
Основные пользователи – региональный бизнес и госучреждения Республики Татарстан.
Решение базируется на гипервизоре (на основе KVM) собственной разработки ИК «Хост». Для предоставления доступа к виртуальным машинам и терминальным службам используется форк открытого решения UDS. В качестве платформы для виртуальных машин можно задействовать и другие гипервизоры.
![Описание решения HOSTVM VDI](/data/2023/11/17/1238171998/рис_2 copy.jpg)
Рис. 2. Описание решения HOSTVM VDI
Для доступа к ресурсам можно использовать различные протоколы: SPICE, VNC, RDP, PCoIP, X2Go, NX и лицензируемый отдельно протокол Loudplay. Для публикации приложений с ОС Windows потребуется наличие сервера Microsoft RDS, и в этом случае приложение придется публиковать дважды – в Microsoft RDS и UDS.
На основном сайте (рис. 2) приведен ряд материалов рекламного характера: презентации, сравнение с западными решениями, FAQ по лицензированию и техническим вопросам, кратко описаны истории успеха. Также можно заказать доступ к демостенду для тестирования удаленного доступа.
Существует отдельный сайт с документацией. В документах внятно описана политика лицензирования.
Представители компании участвуют в профильных мероприятиях, в соцсетях публикуют новости.
Разработчик платформы виртуализации ROSA Virtualization также позиционирует ее как решение для организации ВРМ (рис. 3). Вместе с тем выделенный терминальный сервер в составе решения отсутствует.
![Описание возможностей платформы ROSA Virtualization](/data/2023/11/17/1238171970/рис_3 copy.jpg)
Рис. 3. Описание возможностей платформы ROSA Virtualization
В качестве протокола используются SPICE с присущими ему ограничениями в виде доступа к ВМ исключительно через гипервизор и VNC. Такие протоколы не могут обеспечить комфортную работу удаленных пользователей на каналах передачи данных с ограниченной пропускной способностью, так как рекомендуемый для SPICE канал должен иметь пропускную способность в расчете на одного пользователя не менее 512 кбит/с.
На сайте вендора кроме описания ОС различного назначения нет информации о других решениях, которые необходимы для построения корпоративной инфраструктуры ВРМ, создания высокодоступных и катастрофоустойчивых сред.
Компания предлагает пользователям самостоятельное обучение по своим продуктам, участвует в профильных мероприятиях, общается с пользователями через соцсеть «ВКонтакте» и телеграм-канал .
В решении поддерживается только гипервизор SpaceVM собственной разработки «ДАКОМ М». Терминальный сервер отсутствует, брокер устанавливается только на ОС Astra Linux Special Edition 1.7 («Смоленск»).
В качестве протоколов доступа предлагаются SPICE и RDP, а также проприетарные протоколы: лицензируемый отдельно Loudplay и протокол Glint собственной разработки (рис. 4). Несмотря на заявления об эффективности применяемых протоколов на плохих каналах связи, в документации указывается, что для Glint требуется пропускная способность не менее 1 Мбит/с.
![Описание возможностей протокола Glint](/data/2023/11/17/1238171972/рис_4 copy.jpg)
Рис. 4. Описание возможностей протокола Glint
Компания активно участвует в профильных мероприятиях и вебинарах, продвигая свое решение в качестве замены продуктов компаний Citrix и VMware.
В рекламных материалах говорится об истории компании с 2001 г., однако датировка новостей и свидетельств о регистрации продуктов в российских реестрах начинается с середины 2022 г.
Termidesk («Увеон» ГК «Астра»)
Для доступа к терминальным сервисам решение Termidesk обеспечивает возможность использования Microsoft RDS для приложений Windows, а для ОС Linux – терминального сервера STAL собственной разработки компании (рис. 5). Наряду с RDP, SPICE и VNC в экспериментальном режиме пользователям предлагается протокол Loudplay для работы с графическими приложениями. «Увеон» также занимается переработкой оригинального протокола SPICE.
![Верхнеуровневая архитектура решения Termidesk](/data/2023/11/17/1238171978/рис_5 copy.jpg)
Рис. 5. Верхнеуровневая архитектура решения Termidesk
Ресурсы могут размещаться на разных платформах виртуализации. Кроме того, компания прорабатывает вариант использования Termidesk в качестве DaaS-решения на облачной платформе VK.
На сайте компания предлагает подробную техническую документацию по продукту, а также материалы для партнеров, включая презентацию решения и графические компоненты в форматах Visio и Draw.io. В материалах приведены даже такие эксклюзивные для нашего рынка вещи как «Функциональные возможности протоколов доставки». Отдельным документом представлено описание API для автоматизации решения.
У потенциальных пользователей есть возможность самостоятельно протестировать удаленный доступ к виртуальным десктопам (рис. 6).
![Доступ к онлайн демостенду решения Termidesk](/data/2023/11/17/1238171981/рис_6 copy.jpg)
Рис. 6. Доступ к онлайн демостенду решения Termidesk
Компания активно информирует своих потребителей и потенциальных заказчиков о новинках и возможностях, участвует в профильных мероприятиях. Она единственная из рассматриваемого списка (см. табл. 1) использует свой телеграм-канал для двустороннего общения с потребителями.
Отдельно следует отметить, что в рамках ГК «Астра» разрабатываются компоненты, которые могут служить для формирования единой инфраструктуры на базе решений от одного поставщика: служба каталогов, СУБД, СРК, почтовая система, гипервизор и ОС.
Разработчик предлагает решения для различных областей: ОС для сетевого оборудования, ОС для NAS, ПАК для удаленного управления серверным оборудованием, ПО для построения корпоративного облака на базе OpenStack, платформу виртуализации на базе KVM и QEMU.
![Экосистема решений компании «КонсалтингПроф»](/data/2023/11/17/1238172007/рис_7 copy.jpg)
Рис. 7. Экосистема решений компании «КонсалтингПроф»
В качестве терминального сервера и сервера доступа к ВМ выступает форк открытого решения UDS с поддержкой протоколов SPICE, RDP и VNC (рис. 7).
На основном сайте можно найти пять небольших документов объемом от 1 до 35 страниц. Названия заказчиков и истории успеха отсутствуют.
Для продвижения объединенного решения, в которое включены SDS, гипервизор, ВРМ, СРК, создан отдельный сайт, но на нем размещены только маркетинговые материалы, а документация отсутствует.
Активности «КонсалтингПроф» в профильных мероприятиях и соцсетях не отмечено.
В рекламных материалах сравнения решения с конкурирующими продуктами некорректны, поскольку о конкурирующих продуктах приводятся ошибочные сведения, например, сообщается, что в решении VMware не поддерживаются гостевые ОС Linux, Multi vGPU и т.д. (рис. 8).
![Таблица сравнения решений «КонсалтингПроф» с конкурирующими продуктами](/data/2023/11/17/1238172005/рис_8 copy.jpg)
Рис. 8. Таблица сравнения решений «КонсалтингПроф» с конкурирующими продуктами
В рамках данного продукта вендор предлагает использовать гипервизор собственной разработки и брокер соединений, с помощью которого можно подключаться к ВМ с Windows и Linux. Выделенного терминального сервера в решении нет. Поддерживаются протоколы SPICE и RDP.
В настоящее время документация на решение в свободном доступе отсутствует. Если сравнивать документацию решений Veil VDI и Space VDI от компании «ДАКОМ М», которые были доступны на сайтах компаний еще весной 2023 г., то можно говорить о сходстве на уровне идентичности (рис. 9).
![Сравнение порталов с документацией решений Space VDI и Veil VDI](/data/2023/11/17/1238172008/рис_9 copy.jpg)
Рис. 9. Сравнение порталов с документацией решений Space VDI и Veil VDI
Активности компании в профильных мероприятиях и соцсетях не отмечено.
Компания «Базис» образована благодаря объединению ИТ-решений трех компаний: «Ростелеком», Yadro и Rubytech. Для виртуализации рабочих мест компания предлагает продукт «Базис.Workplace», который предоставляет возможность подключения к ресурсам виртуальных и физических машин, а также к терминальным сессиям (рис. 10).
![Верхнеуровневая архитектура решения «Базис.Workplace»](/data/2023/11/17/1238172014/рис_10 copy.jpg)
Рис. 10. Верхнеуровневая архитектура решения «Базис.Workplace»
В качестве основной платформы виртуализации предлагается использовать приобретаемый отдельно продукт «Базис.vCore», но можно развернуть ресурсы и инфраструктуру и на решениях «СКАЛА-Р», OpenStack или на гипервизоре VMware, начиная с версии 6.7. Для доступа к ресурсам используются протоколы RDP, FreeRDP, RX@Etersoft и экспериментально X2Go.
На сайте представлена подробная документация на решение, в которой в том числе описывается вариант установки в режиме высокой доступности (HA-режиме). В рекламных материалах указывается, что решение проходило нагрузочное тестирование на подключение до 16 тыс. сессий, однако надо учитывать, что в момент тестирования решение технически было совершенно другим.
При необходимости через сайт можно запросить тест-драйв решения.
Компания активно участвует в профильных мероприятиях, рассчитанных на заказчиков и партнеров, ведет телеграм-канал.
Для работы предполагается использовать только гипервизор, входящий в состав ПАК, и подключаться к ВМ с помощью немодифицированных протоколов VNC и SPICE. Терминальный сервер в составе ПАК отсутствует, но есть встроенный компонент для резервного копирования. Большинство операций по настройке решения выполняется из командной строки.
Если учесть наличие сертификатов Министерства обороны РФ, а главное, специализированных плат для контроля загрузки среды, становится понятно, что рыночная ниша ПАК «Горизонт-ВС» – организации с высокими и специфическими требованиями к ИБ. Использование решения в предлагаемом виде коммерческими заказчиками маловероятно.
![Описание платформы «Горизонт-ВС»](/data/2023/11/17/1238172012/рис_11 copy.jpg)
Рис. 11. Описание платформы «Горизонт-ВС»
Документации на сайте в открытом доступе мало, и в ней основной упор делается на безопасности решения ПАК «Горизонт-ВС» и использовании электронных таблеток, USB-ключей и аппаратных комплексов для контроля загрузки инфраструктуры (рис. 11).
Активности компании в соцсетях и на профильных мероприятиях не отмечено.
Решение построено на основе коллаборации с ИЦ «Баррикады» и с использованием ее гипервизора «Горизонт-ВС» (рис. 12).
![Описание комплекса серверной виртуализации ПК «Звезда»](/data/2023/11/17/1238171922/рис_12 copy.jpg)
Рис. 12. Описание комплекса серверной виртуализации ПК «Звезда»
Функциональность ПАК «Горизонт-ВС» расширена за счет добавления в инфраструктуру решения UDS Enterprise (разрабатывается компанией VirtualCable), которое обеспечивает доступ к ВМ и терминальным сессиям. Свой протокол для доступа к ресурсам НПЦ МАКС не разрабатывает, а предлагает выбрать любой из предоставляемых через UDS: NX v3.5, RDP, RGS, SPICE, X2Go, PCoIP. Для работы с приложениями Windows с помощью решения UDS необходимо сначала опубликовать приложение на терминальном сервере Microsoft RDS. Таким образом, администратор фактически опубликует приложение дважды – на Microsoft RDS и UDS Enterprise.
Стоит отметить, что в бесплатной редакции UDS Enterprise Free компания VirtualCable позволяет подключиться только десяти пользователям (рис. 13).
![Описание возможностей решения UDS Enterprise Free Edition](/data/2023/11/17/1238171931/рис_13 copy.jpg)
Рис. 13. Описание возможностей решения UDS Enterprise Free Edition
Также можно подключать ресурсы, размещенные на других гипервизорах.
Документация на сайте скудная, фактически имеется лишь пара документов по установке и настройке UDS-сервера.
Активности компании в соцсетях и на профильных мероприятиях не отмечено.
Инфраструктура предлагаемого компанией «Рустэк» ВРМ использует гипервизор ее собственной разработки, построенный на базе KVM. В систему входят балансировщики, брокер, воркеры, система управления и платформа виртуализации. Доступ к виртуальным ресурсам может осуществляться с помощью протоколов RDP, FreeNX и X2Go. В сентябре 2023 г. заключен партнерский договор с компанией Loudplay об использовании ее протокола удаленного доступа.
На сайте компании можно запросить демонстрацию «Рустэк.VDI». Решение может быть использовано сервис-провайдерами для предоставления облачных услуг класса DaaS.
![Верхнеуровневая архитектура решения «Рустэк.VDI»](/data/2023/11/17/1238171929/рис_14 copy.jpg)
Рис. 14. Верхнеуровневая архитектура решения «Рустэк.VDI»
Для работы с документацией компания имеется отдельный сайт (рис. 15).
![Портал с документацией по решениям компании «Рустэк»](/data/2023/11/17/1238171935/рис_15 copy.jpg)
Рис. 15. Портал с документацией по решениям компании «Рустэк»
Для продвижения своего решения «Рустэк» организует онлайн-тренинги для потенциальных заказчиков и партнеров, участвует в профильных мероприятиях, публикует новости в соцсетях.
Судя по размещенной на сайте информации, основные заказчики компании – региональные органы исполнительной власти и силовые ведомства. В первую очередь речь идет о решениях для автоматизации пограничных пунктов пропуска и оформления паспортно-визовых документов. В портфеле также присутствует платформа «СинтезМ». Как следует из материалов на сайте компании, эта платформа включает в себя защищенную операционную систему (ЗОС), гипервизор и ряд других компонентов.
![Экосистема решений компании «Финтех»](/data/2023/11/17/1238171933/рис_16 copy.jpg)
Рис. 16. Экосистема решений компании «Финтех»
При детальном изучении доступной документации выясняется, что заявленный терминальный сервер (рис. 16) на самом деле является сервером управления клиентскими устройствами (терминалами) и к удаленному доступу приложений никакого отношения не имеет.
Из протоколов доступа заявлены SPICE для доступа к виртуальным машинам и VNC для задач администрирования. Самостоятельной разработкой протоколов компания не занимается, интеграции с российскими протоколами нет.
Размещенная на сайте документация датирована концом 2021 г. и представляет собой ряд руководств для отдельных элементов экосистемы – сервера, клиента и руководство системного программиста. Документы по обеспечению HA и DR отсутствуют, документов по другим элементам, входящим в платформу «СинтезМ», также нет.
С учетом основной специализации производителя на ПАК для пограничной и паспортно-визовой службы, а также на финансовом ПО, существует риск того, что решение ВРМ не будет развиваться и получать достаточного внимания от производителя. Сейчас это, скорее, декларируемая возможность доступа к ВМ на платформе гипервизора.
Выбор лучших
Раньше для выбора продуктов технические специалисты и лица, принимающие решения, использовали аналитические материалы от Forrester, IDC, Radicatti или Gartner. Часто отправной точкой для быстрого анализа рынка становился «Магический квадрант Gartner» по выбранной технологии. В таком маркетинговом исследовании изучаемые решения располагались на плоскости с двумя осями координат, где значения по оси X отражали «полноту видения», а ось Y отвечала за «возможность реализации». Для российских решений подобных исследований не проводилось, поэтому выбрать подходящий вариант из дюжины доступных продуктов сложно.
Однако, сведя всю информацию о рассмотренных решениях в одну таблицу, можно отранжировать их по количеству набранных баллов. Если же исходить из того, что параметры «Функционал» и «Протоколы доступа» описывают технические возможности решений, а «Документация», «Экосистема», «Работа с сообществом» и «Риски» характеризуют их потенциал продвижения и продажи потребителю, то полученные данные можно представить в другом разрезе (табл. 3).
Таблица 3. Оценка решений с группировкой показателей по техническим характеристикам и потенциалу продвижения
Название продукта | Компания-разработчик | Ось X (Функциональность + Протоколы доступа) | Ось Y (Документация + Экосистема + Работа с сообществом - Риски) |
0–10 | 0–12 |
Отрицательные значения по оси Y не проставляются. Любое значение меньше 0 заменяется на «0».
Если все сделанные оценки внести в приложенный Excel-файл, будет построен график, который покажет лидеров решений ВРМ – продукты, попавшие в правый верхний сегмент; технически продвинутые решения окажутся в правом нижнем сегменте, решения с хорошим потенциалом продвижения (хорошо работающий маркетинг, команды продавцов) – в левом верхнем сегменте и нишевые решения – в левом нижнем сегменте. Пример такого графика приведен на рис. 17.
![Позиционирование отечественных ВРМ-решений в зависимости от их возможностей](/data/2023/11/17/1238171961/рис-17-web.png)
Рис. 17. Позиционирование отечественных ВРМ-решений в зависимости от их возможностей
Недостатки и пути их устранения
Анализ решений показывает, что многие российские производители считают ВРМ побочным продуктом – приложением к гипервизору. Именно поэтому большинство компаний не занимаются развитием протоколов доступа, не имеют отдельной документации по инфраструктуре ВРМ, не понимают специфику требований крупных компаний, применяющих в настоящий момент западные решения. Складывается впечатление, что большинство российских производителей подошли к включению ВРМ в свои портфели продуктов по принципу: раз мы можем на гипервизоре «поднять» виртуальную машину, в частности клиентскую, то, взяв штатный Linux-протокол SPICE, решение можно объявить продуктом для виртуализации рабочих мест. Лишь немногие компании уделяют пристальное внимание требованиям заказчиков и стремятся улучшить терминальный сервис, протокол доступа, повысить комфортность работы администраторов и конечных пользователей.
Проанализировав предлагаемые российские решения и поучаствовав в ряде тестирований этих решений у крупных заказчиков, могу отметить следующие моменты, которые мешают активно развиваться рассмотренным продуктам:
- Большое количество игроков на рынке приводит к размыванию/уменьшению инвестиций, которые должны быть направлены на развитие решений. Именно поэтому в ближайшей перспективе должна произойти консолидация рынка за счет ухода ряда нишевых продуктов и слияния/поглощения игроков с интересными техническими решениями.
- Отсутствие у большинства разработчиков экосистемы решений. Об этом руководитель направления перспективных исследований ГК «Астра» Роман Мылицын сделал важное замечание: «Несмотря на широкий спектр предлагаемых программных продуктов, далеко не все из них совместимы друг с другом и при решении задачи практического применения российского ПО многие продукты оказываются за бортом действующих информационных систем. В этой связи на первое место выходят разработчики, которые заранее озаботились обеспечением широкого технологического партнерства и созданием собственной экосистемы».
- Протоколы доступа. Лишь немногие вендоры работают над одним из самых важных элементов решения – протоколом доступа. Остальные вендоры (и их большинство) просто используют доступные на рынке протоколы с открытым кодом, такие как SPICE, FreeRDP и различные производные протокола NX (RX, X2Go, FreeNX). Это резко снижает шансы на успешное внедрение соответствующих решений у крупных заказчиков. Есть надежды на развитие протокола Loudplay, который хорошо себя зарекомендовал на рынке онлайн-игр.
- Терминальный сервер. Опять же немногие вендоры стараются разработать свой вариант компонента, а остальные полагаются на одно из двух решений, доступных на рынке: форки решения UDS или X2Go. Для работы с Windows-решениями предлагается просто использовать терминальный сервер Microsoft RDS (которому тоже необходимо искать замену среди отечественных продуктов).
- Документация. В отличие от документов западных вендоров, которые предоставляются в открытом доступе и освещают множество различных аспектов функционирования, проектирования и администрирования решения, российские поставщики в большинстве своем предлагают на сайтах минимально возможный набор документов, а у некоторых в открытом доступе их нет вовсе. Более того, считанные единицы могут предложить своим заказчикам информацию о том, как построить HA- или DR-архитектуру своих решений. Отсутствие такой информации не слишком существенно для небольших заказчиков (до 500 пользователей), однако критически важно для крупных компаний с несколькими ЦОДами, работающими на всей территории РФ.
- Обучение и работа с ИТ-сообществом. Отечественные вендоры столкнулись с уникальной ситуацией: после ухода многих западных компаний, включая поставщиков решений, крупные российские заказчики привлекли к себе в штат высококлассных специалистов: архитекторов, консультантов, инженеров и специалистов технической поддержки по используемым решениям. Также надо учитывать тот факт, что для получения партнерского статуса у западного вендора ИТ-компания, продававшая и внедрявшая его решения, должна была иметь в штате определенное количество подготовленных технических специалистов. Эти специалисты участвовали в проектировании и внедрении крупнейших инфраструктур ВРМ. Поэтому большинство российских компаний – экс-партнеров западных вендоров хорошо знают технологии и ограничения их продуктов. В тоже время в отечественных компаниях-разработчиках квалификация инженеров, занимающихся поддержкой продаж, не столь высокая, да и сами компании в рекламных материалах позволяют себе совершенно нереалистичные заявления: «Поддержка более 1 млн виртуальных машин», «Наше решение не имеет ограничений по масштабируемости», «Полностью отечественное решение, иностранные компоненты не применяются» и т.д. При таком раскладе у заказчиков накапливается серьезный скепсис относительно перспектив замены уже внедренных, доказавших свою работоспособность в сложных условиях решений на «сырые» и непроверенные продукты.
Поэтому необходимый элемент продвижения решения, повышения доверия заказчиков к его заявленным характеристикам и возможностям – активное обучение как партнеров, так и потенциальных пользователей. В данном случае российским вендорам нужно пойти на инвестиции в этом направлении, обеспечивая возможность не только платной подготовки в сертифицированных УЦ, но и бесплатного базового онлайн-обучения по продуктам.
Очень важна работа с сообществом пользователей (техническими специалистами партнеров, экспертами и активными заказчиками), так как здесь компания может не только протестировать у лояльных пользователей определенный функционал, но и получить отзывы об используемых решениях, их работоспособности, восприятии конечными пользователями и исходя из собранной информации скорректировать дорожные карты и очередность разработки того или иного функционала.
Те вендоры, которые выполнят хотя бы часть данных рекомендаций, смогут претендовать на лидерство в сегменте построения ВРМ, особенно у крупных заказчиков с высокими требованиями к функциональности решений.
Сергей
Халяпин
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!