Рубрикатор |
Статьи |
Максим МАНТУРОВ  Павел ТОКАРЕВ  | 28 ноября 2022 |
Платформы для частных и гибридных облаков: тенденции, требования и перспективы развития
Переходя в облака, компании, скорее всего, сохранят свою локальную ИТ-инфраструктуру и будут использовать гибридную модель. С ростом технологической зрелости они откажутся от единой платформы управления облачными ресурсами в пользу набора специализированных продуктов.
Немного терминологии
Облачная инфраструктура – это набор сервисов, за которыми скрываются несколько программ для создания виртуальных экземпляров серверов для всех пользователей. Такая инфраструктура невозможна без систем виртуализации, которые отвечают за «превращение» аппаратного обеспечения из физического в виртуальное.
Частное облако закрыто от внешнего мира и содержит инфраструктуру, принадлежащую одной компании. Это самый популярный инструмент работы сотрудников с виртуальными ресурсами. Частное облако чаще всего используют крупные компании, желающие работать в нем со своими данными, сохраняя над ними полный контроль.
В случае публичного облака компания использует инфраструктуру, предоставляемую облачным провайдером. Потребитель получает сервис, не зная, что происходит в ЦОДе поставщика. СМБ и стартапам публичные облака дают возможность получить доступ к вычислительным ресурсам, не разворачивая собственную ИТ-инфраструктуру.
Гиперскейлеры, т.е. крупные провайдеры облачных услуг, такие как Amazon Web Services (AWS), Microsoft Azure, SberCloud (ныне просто Cloud), VK Cloud, Yandex.Cloud и др., предоставляют пользователям широкий спектр масштабируемых сервисов, начиная с виртуальных серверов и управляемых баз данных до движков распознавания и синтеза речи и компьютерного зрения. То есть это уже не просто IaaS – инфраструктура как услуга – а практически неограниченно масштабируемые «по клику мыши» сервисы. Обратившись к гиперскейлеру, заказчик может в считанные минуты начать работать с практическим любым необходимым ему количеством виртуальных машин самого разного размера и характеристик. В этом главное отличие гиперскейлеров от «обычных» провайдеров публичных облаков.
Стоит отметить, что сегодня гиперскейлеры активно предлагают ПО, которое можно использовать для построения частного облака, объединяя его с публичным. Встает вопрос о потенциальном «захвате» гиперскейлерами рынка облачных технологий не только в публичной части, но и в приватной.
Гибридное облако — это комплекс вычислительных мощностей, которые есть у компании on-premises и в публичных облаках. Они строятся на разных стеках технологий и компонентах разных производителей. Строя гибридное облако, компания выбирает в частном и публичном облаках лучшие для себя сервисы, использует преимущества обоих подходов в зависимости от потребностей и нужд бизнеса. Так, в часы пиковой нагрузки, когда необходимо оперативно получить дополнительные мощности, они запрашиваются в облаке и вычисления выполняются там. Для пользователя этот процесс обычно незаметен.
Миграция в облако на Западе и в России
Зарубежные компании раньше российских мигрировали в облака, полностью или частично перенеся вычислительные мощности к публичным провайдерам или гиперскейлерам. В России же долго сохранялось стремление держать все «при себе», пользоваться по большей части или исключительно частным облаком. Сейчас западные компании возвращаются к использованию собственных мощностей, поскольку полная миграция в облака подходит не всем. Для некоторых задач собственная инфраструктура производительнее и финансово выгоднее.
В России, как и прежде, сохраняется доминирование локальной инфраструктуры над облачной. Облака используются точечно, переход на облачные сервисы происходит плавно, а миграция в облако всей инфраструктуры не производится. То есть, с одной стороны, строятся внутренние облака, с другой — публичное облако используется в качестве дополнения к собственным мощностям.
Две модели оплаты
Сегодня компании все активнее внедряют в свои процессы две модели, широко применяемые гиперскейлерами: Self-service (самообслуживание) и Pay-as-you-go (оплата по мере потребления). Они дают гибкость с точки зрения выделения мощностей, избавляя сотрудников от необходимости каждому формировать заявку на использование мощностей. Модель Pay-as-you-go обеспечивает финансовую гибкость, поскольку ресурсы используются только в конкретный период времени и не простаивают.
Рассмотрим подходы подробнее. Модель Self-service используется, когда потребителю нужно как можно скорее получить сервисы или виртуальные ресурсы. Например, компания, приобретя подписку или создав аккаунт у гиперскейлера, может предоставить доступ к ней всем сотрудникам, которым необходимы ИТ-сервисы – виртуальные серверы, управляемые базы данных и т.д. Все пользователи с доступом к корпоративному аккаунту смогут самостоятельно создавать виртуальные машины, запускать сервисы и т.д. В случае частного облака реализация модели Self-service затруднительна: облако обслуживает ИТ-отдел и он же координирует все процессы. Однако самообслуживание и в частном облаке существенно ускоряет процессы предоставления ИТ-ресурсов конечным пользователям, что сокращает время вывода продукта на рынок. Многие компании понимают это и реализуют такой подход своими силами или с помощью сторонних специализированных платформ.
Модель Pay-as-you-go – классический подход гиперскейлеров. В этом случае потребители платят только за реально используемые ресурсы. Например, если пользователь запустил сервер на два часа, то и счет ему выставят за эти два часа работы машины. Модель Pay-as-you-go компании начинают внедрять в частные облака, поскольку объем собственных ресурсов конечен. Такая модель выделения и учета ИТ-ресурсов частного облака способствует существенному сокращению времени простоя мощностей и, как следствие, минимизации издержек.
Тренды
За последние пять лет появились десятки новых облачных сервисов, начиная от управляемых баз данных и заканчивая AI-сервисами, которые доступны специалистам, не имеющим квалификации разработчика или системного администратора. Сервисы максимально автоматизируют процессы, чтобы пользователю оставалось только выбрать необходимый набор функций, не совершая никаких дополнительных действий.
Инфраструктура и облака в целом все больше ориентируются на сервисы для конечных пользователей, а не для разработчиков. Например, пользователь может получить у гиперскейлера доступ к управляемой базе данных или другой платформенный сервис (PaaS). Machine learning-сервисы гиперскейлеров или специализированных провайдеров, таких как MosaicML, можно раccматривать уже как SaaS, которые используют люди, далекие от DevOps. Они имеют возможность с минимальными усилиями и временем ожидания задействовать сервисы публичного облака для достижения своих целей.
Меняется система построения частного облака. Появляется все больше компаний, которые предоставляют полный стек технологий, начиная с гипервизоров, которые управляют виртуальными машинами, и заканчивая пользовательскими порталами, предоставляющими тот самый Self-service, которые можно развернуть внутри компании. На этот портал отправляют конечных пользователей. А все, что нужно компании, – это аппаратные ресурсы, на которых будет развернута система управления.
Еще один тренд, который мы выделим, – рост требований к облачной безопасности в связи возросшей хакерской активностью. Ужесточается контроль за комплаенсом, в том числе со стороны государства. При этом регламенты информационной безопасности от страны к стране различаются. Например, в Европе действует система регулирования работы с пользовательскими данными (GDPR) с самыми жесткими требованиями и большими штрафами. Поэтому сегодня глобальные компании выбирают место расположения мощностей с учетом ограничительных требований со стороны государств.
Перспективы
ИТ-сервисы общего плана (IaaS, PaaS и т.д.) доступны у гиперскейлеров и других провайдеров публичных облаков, став уже привычной услугой. Уникальность и конкурентное преимущество провайдера заключается в том, чтобы, помимо этого, представлять какие-либо дополнительные сервисы.
Именно поэтому проявился новый тренд – развитие специализированных облаков, например, на базе машинного обучения. Сегодня уже есть проекты, которые занимаются только этим и предположительно предоставляют специализированные услуги дешевле, чем гиперскейлеры.
Гибридные облака однако никуда не исчезают. Маловероятно, что компании в обозримой перспективе полностью мигрируют в облака. Полагаем, что сохранится стремление к покупке «железа» и владению своими мощностями, которые будут использоваться гораздо более гибко.
Стоит отметить, что облака сегодня востребованы не только компаниями, но и индивидуальными пользователями. В перспективе в облаках будут расположены сервисы и для индивидуальных пользователей, и корпоративные, например, виртуальный питомец и база знаний соответственно. Иными словами, наступает эра терминальных систем, когда максимум вычислений выполняется в облаках, а оконечные устройства становятся устройствами ввода/вывода информации. Объемы передаваемой информации вырастут кратно, и наша повседневная жизнь сильно изменится.
Человечество движется к технологической сингулярности – слиянию машины и человека. Это уже происходит. Так, известный предприниматель Давид Ян разработал наделенный эмоциями искусственный интеллект Морфеус, который управляет его домом. В код ИИ добавлены определенные параметры, или цифровые «гормоны», которые влияют на его «настроение» и принимаемые решения, например, открыть ли дом гостям. Морфеус может обидеться, расстроиться, соскучиться, рассердиться, обрадоваться и, возможно, полюбить.
* * *
По мере своего развития компании начинают работать с большим количеством провайдеров облачных услуг, зачастую они увеличивают и число систем виртуализации в собственных ЦОДах (частных облаках). На ранних стадиях технологической зрелости такие компании тяготеют к использованию единой платформы, которая охватывает все аспекты управления облаком, начиная с объединения разрозненных ЦОДов и публичных облаков и заканчивая порталом самообслуживания для конечных пользователей. С ростом технологической зрелости компании отказываются от единой платформы управления в пользу набора специализированных продуктов: в арсенале компании наравне с системами мониторинга и контроля безопасности появляются самостоятельные инструменты оркестрации ресурсов, управления расходами на облако и т.д.
Российский рынок облаков и систем управления облачными ресурсами по сравнению с зарубежным находится на ранней стадии развития. Это значит, что у российских облачных провайдеров и разработчиков систем виртуализации и платформ управления есть пространство для качественного роста, а у отечественных гиперскейлеров – пространство для наращивания функциональности. У компаний же, которые создают инструменты для частных облаков, есть отличная возможность помогать клиентам лучше «готовить» свои облака, предоставляя как единые платформы управления, так и узкоспециализированные инструменты.
Максим Мантуров, CEO Cloudmaster, ГК Softline
Павел Токарев, директор по технологиям и инновациям Cloudmaster, ГК
Softline
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!