Ритейл, банки, промышленность, стартапы: что могут облака?
Современные облачные решения эволюционируют в сторону обладающих встроенными инструментами виртуализированных сред, в которых можно запускать новые цифровые продукты, не обладая расширенными ИТ-компетенциями.

Глобальная рецессия заставила бизнес выжимать максимум эффективности из существующих ресурсов, включая ИТ-системы. Потребовалось применение новых экономически эффективных решений. Облачные вычисления оказались идеальным инструментом для этих целей, получив новый импульс развития.
Заметным трендом становится желание бизнеса запускать внутренние процессы и создавать новые решения на базе ИТ-инструментов, не будучи при этом профессионалами в цифровых решениях. Одна из новых целей цифровой трансформации сегодня – позволить бизнес-департаментам инициировать новые процессы и бизнес-модели на базе digital.
Бизнес стремится обойтись без разработчиков, получая необходимый инструментарий в специальной среде для максимально быстрого развития. В этом плане следующей целью облачной трансформации можно назвать предоставление клиентам услуги «масштабирование как сервис».
Ритейл – зеркало облачных возможностей
Хороший пример эффективности облаков – ритейл. Торговые компании традиционно являются одним из главных драйверов цифровизации: сегмент e-commerce показывал высокие темпы развития и до пандемии, а в условиях перманентных локдаунов приобрел статус социально значимого направления.
Меньше походов в магазины – больше покупок онлайн, а значит, и более высокая нагрузка на ИТ-системы ритейлеров. Облачные ресурсы помогают поддерживать безотказную и стабильную работу важных приложений, не допуская сбоев и простоев на стороне покупателей (доступность каталогов и форм заказа) и бэкенд-систем продавцов (системы учета товарных остатков, проведение платежей, CRM).
Так, косметическая компания Faberlic с 2014 года использует облако Microsoft Azure, в котором размещены решения SAP, критически важные приложения и системы. Подобная архитектура позволяет быстро масштабировать операции и выходить на новые рынки. Несмотря на пандемию, компания смогла обеспечить рост сегмента e-commerce на 10% в год, в том числе за счет проведения 18 масштабных распродаж на сайте интернет-магазина в более чем 40 странах.
Еще один пример: компания Rive Gauche перенесла экосистему SAP-решений из среды on-premise в облако, что уменьшило показатель совокупной стоимости владения ИТ-системами (TCO) в два раза. При этом скорость масштабирования вычислительных ресурсов при пиковых нагрузках выросла в четыре раза.
Группа «М.Видео-Эльдорадо» с помощью облака смогла сократить время внедрения изменений при работе с данными, не увеличивая стоимость процессов. Отказ от капитальных затрат на ИТ-инфраструктуру помог перераспределить 50% стоимости бизнес-проекта в пользу актуальных для компании продуктов. В частности, специалисты ритейлера получили возможность проводить быстрые эксперименты с данными на основе облачного решения, состоящего из базовой ИТ-инфраструктуры, платформы данных, контейнерной разработки и инструментов на основе машинного обучения и искусственного интеллекта (МL/AI).
«Магнит» с помощью облака в период пандемии вывел в продуктив пять проектов, связанных с онлайн-заказом и доставкой покупок. Некоторые из этих проектов выросли в 10 раз за первые шесть месяцев после запуска, и только функционал автомасштабирования в облаке помог выдержать высокие темпы и нагрузки на ИТ-системы.
Облака идут ва-банк
Банковский сектор – еще одна отрасль, активно задействующая передовые возможности современных облачных ресурсов. Это объясняется растущей ролью банковских услуг в B2C- и B2B-сегментах, а также пропорциональным увеличением требований к работе финансовых учреждений в цифровой среде.
Помимо цифровизации классических банковских сервисов и продуктов развитие digital-парадигмы стимулирует появление принципиально новых решений для конечных клиентов, а также инструментов для межбанковских расчетов, взаимодействия с регулятором и т.д. Наиболее востребованные технологии здесь – искусственный интеллект и машинное обучение.
Так, Райффайзенбанк cоздал голосового помощника для работы на горячей линии обслуживания клиентов на базе нативного облачного МL/AI-решения для обработки человеческой речи и естественных языков, так называемый SpeechKit. Результаты внедрения – 80% входящих звонков полностью обрабатываются ресурсами помощника без привлечения специалистов колл-центра, а затраты на эти задачи снизились на 65%.
Альфа-Банк в Казахстане с помощью облака развернул решение Qualtrics – систему управления опытом сотрудников для вовлечения их в рабочий процесс. Развертывание в масштабах всего филиала было выполнено за один месяц собственными силами ИТ-департамента без поддержки интегратора и вендора – благодаря высокой степени интеграции продукта в облачную среду.
Облака далеко не исчерпали потенциал использования в банкинге. По мере того, как регуляторы финансового сектора в разных странах будут согласовывать взаимодействие с ИТ-системами банков, размещенными в облаках, будут появляться новые, все более продвинутые сервисы.
В ряде стран эту нишу заполняют финтех-стартапы, которые предлагают актуальные цифровые решения, рассчитанные на потребности физических и юридических лиц. Практически любой успешный проект в этой сфере – облачное решение.
В России многие развитые в цифровом отношении банки становятся драйверами цифровизации экономики в целом за счет способности выстраивать экосистемы продуктов, сервисов и партнеров с опорой на ресурсы облаков.
Облачная оптимизация для промышленности
Облачные решения широко используются и для нужд предприятий в сфере производства. Так, промышленная группа НЛМК развернула в облаке корпоративные ИТ-инструменты для управления персоналом, реализации программ обучения, наставничества и аттестации сотрудников.
Помимо оптимизации ТСО в рамках проекта облака предлагают важный для HR-задач компонент – новую эргономику систем, с которыми работают люди. Это нативные облачные решения, максимально соответствующие современным требованиям с точки зрения удобства интерфейса и полноты функционала. Проект позволил обеспечить вовлеченность персонала в рабочие процессы группы на уровне 96%.
Компания Renault в России поставила задачу ускорить разработку новых продуктов. Благодаря переносу процессов проектирования и расчетов в облачную среду и использованию нативных инструментов циклы разработки значительно ускорились. Время выделения необходимых ИТ-ресурсов сократилось с нескольких часов или дней в традиционной среде до нескольких минут в облаке.
Миграция позволила обеим компаниям существенно оптимизировать вложения в развитие ИТ-инфраструктуры.
Стартапы как идеальные облачные клиенты
Проверка бизнес-гипотез без капитальных инвестиций в инфраструктуру необходима для минимизации рисков в условиях экономической непредсказуемости. Организация стартапа – один из очевидных сценариев.
В качестве примера можно привести стартап каршеринга «Белкакар», который «взлетел» во многом за счет быстрого старта в облаке. Проверка бизнес-модели сервиса началась в 2016 году, когда в короткий срок удалось запустить прототип. После обучения пользователей и достижения хороших результатов на начальном этапе проекта началось его масштабирование – также в облаке.
Развитие сервиса опирается на различные дата-продукты (анализ пользовательских историй, предиктивная аналитика) в облаке, развертываемые на масштабной ИТ-платформе. Подход, который предполагает почти полную опору на облачные ресурсы, позволил компании в разгар пандемии за год увеличить объем поездок на 50%. Если бы проект начался с закупки оборудования, настройки всех необходимых конфигураций, интеграции необходимого софта, никакого быстрого запуска не произошло бы.
В XXI веке главное конкурентное преимущество – быстрота выхода на новый рынок, способность найти и мгновенно занять нишу. Одна из примет времени на облачном рынке сегодня – обращение к нативным облачным инструментам по отраслевым задачам или технологическим направлениям. Для многих современных бизнес-моделей недопустимо застревать на уровне отладки инфраструктурных тонкостей. Применение нативного облачного инструментария позволяет максимально быстро просчитать экономику проекта и принять решение о развитии продукта или сервиса для завоевания рынка в экономически эффективном ключе.
Ольга Соколова, генеральный директор,
Linxdatacenter
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!