Rambler's Top100
Статьи ИКС № 2 2021
Николай НОСОВ  19 марта 2021

Виртуальный туризм времен пандемии

Цифровая трансформация приводит к появлению новых видов путешествий – и новых способов продвижения продуктов туристической индустрии.

Интересно путешествовать, узнавать новые города и страны. Любоваться красотами природы, испытывать сильные эмоции, преодолевать трудности, знакомиться с чужими обычаями и культурными особенностями. Не все могут себе это позволить. Мешают административные и природные барьеры, здоровье, экономические проблемы и собственная лень. С началом пандемии добавились карантинные меры, локдауны и закрытые границы. Деятельность людей во многом ушла в онлайн, в виртуальный мир. Не стал исключением и туризм, что продемонстрировала и международная туристическая выставка MITT-2021, прошедшая в марте этого года в Москве.

 
Телепутешествия

Самый традиционный вид виртуальных туров – телепутешествия, ставшие популярными еще во времена СССР. В офлайне попасть за границу обычному человеку было почти нереально, путешествия по дальним странам заменял «Клуб кинопутешественников» с рассказами Юрия Сенкевича.

Сегодня передач о путешествиях не просто много, появились новые форматы, включающие объемное изображение и действующие сразу на несколько органов чувств. Полную иллюзию полета над Москвой создает  огромный 13-метровый экран медиакомплекса «Полет» в московском парке Зарядье. Видеокартинку дополняют наклоняющиеся кресла, бьющий в лицо ветер и звуковые эффекты. При пролете над столичными фонтанами запотевают стекла очков, а в лицо летят брызги воды.

Этот новый вид подачи медиаконтента (Point of View) погружает зрителя в кадр. Роботизированная платформа дарит ощущение присутствия в фильме, а мультимедийный видеоконтент создает для человека реалистичную среду. Сегодня, как объяснил генеральный продюсер компании AirCinema Владислав Новиков, общая тенденция – переход от эксклюзивных крупных решений, таких как в парке Зарядье, к небольшим массовым, которые можно установить в любом крупном торговом центре. В реализованном компанией проекте «Полеты над Узбекистаном» 20 зрителей в наклоняющихся креслах могут за 10 мин пронестись над семью регионами среднеазиатской страны.

Виртуальная реальность

Смотреть готовые видеоматериалы хорошо, но гораздо интереснее самому исследовать новые территории, пусть даже виртуально. В этом помогут системы виртуальной реальности (VR), такие как Atlas VR, которую разработала «ТерраТех», дочерняя компания предприятия «Российские космические системы». Виртуальное представление района путешествия создается на базе реальных спутниковых снимков дистанционного зондирования Земли в сочетании с материалами авиационных съемок, в том числе с беспилотников. Реальность хоть и виртуальная, но отображаемый мир настоящий. Садишься в кресло, надеваешь VR-очки и отправляешься в путешествие, джойстиками выбирая направление движения.

Виртуальный туризм – только одна из возможностей использования разработанной компанией единой платформы геосервисов, включающей не только геоданные (сервис TerraCloud), но и геоаналитику . Система может служить, например, для мониторинга лесного фонда и дорог, выявления загрязнений, прогнозирования урожайности, оценки состоятельности агропредприятий и контроля чрезвычайных ситуаций.

Путешествие онлайн

Еще лучше виртуально присоединиться к настоящему путешествию. Самый простой вариант – отслеживать в соцсетях идущих по маршруту туристов. Например, команду «Полярные проходимцы», осуществляющую многоэтапный проект пересечения Русского Заполярья на зимних кайтах (лыжах под парусом) с запада на восток. В группе, созданной в Facebook управляющим директором SUSE в России и СНГ Владимиром Главчевым, ежедневно выкладывались путевые заметки и трек пройденного маршрута.

 
Маршрут проекта «Полярные проходимцы»

Еще дальше по пути цифровизации продвинулся проект «Я иду, открываю Россию!». Как объяснил технический директор проекта Игорь Горюшин, на пояс путешественнику надевают GPS-трекер, который по мобильной связи каждые 10 с передает координаты на сайт. Все желающие могут отслеживать перемещения туриста на карте. Разработанная платформа поддерживает онлайн-размещение фотоснимков со смартфона с привязкой к местности. При отсутствии мобильной связи включается спутниковый трекер, посылающий данные с периодичностью 15 мин. По окончании похода трек маршрута обрабатывается, дополняется рассказами, фото- и видеоматериалами, а затем выкладывается в общий доступ. Уже проложены маршруты по Северному Кавказу, Смоленской и Свердловской областям.

Председатель комиссии по конному туризму Федерации спортивного туризма России Геннадий Семин рассказал об использовании платформы на конных маршрутах. Анализируя передаваемый трек, судьи оценивают особенности прохождения трассы на соревнованиях по конному туризму, а организаторы приходят на помощь потерявшимся участникам. Болельщики в режиме реального времени наблюдают за соревнованием, да и родные могут быть спокойны – местоположение туриста-спортсмена постоянно отслеживается.


Современные коммерческие спутники передают изображение поверхности Земли с разрешением 80 см. Логичным развитием станет привязка трека к данным дистанционного зондирования, что позволит в виртуальной реальности увидеть пейзаж, открывающийся путешественнику. Другой вариант – использовать передаваемые в режиме реального времени в облако данные с видеокамер, закрепленных на одежде или средствах передвижения туриста. Видеокамеры уже используются спортсменами, прыгающими с парашютом или туристами-водниками при прохождении порогов.

 
…Пандемия оказала влияние на выставку. Мало было стендов зарубежных стран, но появились компании, предлагающие услуги обеспечения медицинской безопасности туристов. Трудно было посетить проводившиеся в рамках выставки конференции: организаторы жестко ограничивали число слушателей в залах. Так, не удалось попасть на выступление Сбера, который презентовал аналитическую панель «Туризм»  – сервис геоаналитики туристической инфраструктуры для руководителей регионов, реализованный на облачной платформе СберАналитика.

Виртуальный туризм – один из способов путешествий в охваченном пандемией мире. Пусть это суррогат, который не заменит реального путешествия с его впечатлениями и эмоциями, но это полезный инструмент, в том числе для рекламы классических туров – основного продукта туристических компаний. И потому он останется востребованным турбизнесом и после окончания так надоевшей пандемии.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!

Продолжение использования сайта пользователем интерпретируется как согласие на обработку фрагментов персональных данных (таких, как cookies) для целей корректной работы сайта.

Согласен