Рубрикатор |
Статьи |
Дмитрий КРАСНОВ  | 16 октября 2019 |
Новые технологии для пассажиров: отслеживание багажа с помощью смартфона
Использование мобильных приложений и RFID-меток для отслеживания багажа в режиме реального времени повышает удовлетворенность пассажиров и, по оценкам экспертов, станет для авиакомпаний основным направлением инвестиций в следующие три года.
Современные путешественники предпочитают воздушные виды транспорта всем остальным. И это не удивительно: самолеты позволяют добраться до места назначения быстро и с комфортом. Но есть напряженные моменты, и для большинства они связаны с получением багажа. Разрядить обстановку можно – с помощью технологий отслеживания, которые позволят авиакомпаниям уменьшить количество случаев неправильного обращения с багажом, и мобильных приложений для пассажиров.
Почему отслеживание – это важно?
За последние несколько лет нагрузка на инфраструктуру аэропортов и авиаперевозчиков значительно увеличилась. Это связано с ощутимым ростом количества пассажиров: в прошлом году оно достигло рекордного максимума, перешагнув отметку 4 млрд. Согласно последнему опубликованному исследованию SITA, только за 2018 год воздушным транспортом было перевезено около 4,36 млрд единиц багажа: из них 19% – это ручная кладь, а 81% – сумки и чемоданы, переданные в багажный отсек.
Согласно SITA Baggage IT Insights 2019, несмотря на рост пассажиропотока, авиационной отрасли удалось сократить количество случаев неправильного обращения с багажом. Так, по сравнению с 2007 годом их стало меньше на 47% (24,8 млн в 2018 году против 46,9 млн). Добиться такого результата удалось благодаря постоянным инвестициям в интеллектуальные технологии и автоматизацию внутренних процессов.
Даже при существенном уменьшении количества ошибок проблема неправильного обращения с багажом все еще существует. Так, все сумки и чемоданы пассажиров проходят через определенные этапы. Это идентификация и сопоставление с рейсом, служба безопасности, хранение до момента погрузки, сортировка и размещение на правильном рейсе. Цепочка усложняется, если пассажир летит с пересадкой – тогда перевозчику нужно успеть вовремя выгрузить багаж и передать его соответствующей авиакомпании.
Современные системы сортировки багажа допускают ошибку в одном случае из 10 тыс. Однако есть один нюанс: все системы аэропорта связаны, а значит, на правильность сортировки могут влиять и другие процессы. Поэтому в реальности общий показатель неправильно обработанного багажа составляет 5,57 сумок на 1 тыс. пассажиров, что почти в 60 раз больше. И даже при коротких сроках доставки багажа его владельцам такие задержки могут отразиться на планах путешественников.
Другими словами, внедрять отслеживание багажа сегодня необходимо. Но будет лучше, если данные о перемещении сумок и чемоданов будут доступны не только авиаперевозчикам, но и самим пассажирам. Тогда они смогут не только планировать свое время с учетом своевременно получаемой информации, но и не переживать о своих личных вещах. Как показывает наша статистика, мобильное приложение для отслеживания багажа увеличивает удовлетворенность пассажиров – этот показатель у пассажиров, использовавших его, был на 8,6% больше, чем у тех, кто продолжал полагаться на голосовые объявления и информационные табло.
Как отслеживают багаж?
Многие авиакомпании и аэропорты внедряют в свои процессы RFID-метки. Это проверенная временем технология, которая используется для отслеживания дорогостоящих деталей или компонентов самолета, различных элементов и оборудования, может применяться и для багажа. Среди первых игроков отрасли, решивших задействовать RFID-метки для этого, – Delta Air Lines, которая привлекла внимание к технологии как всей отрасли, так и пассажиров. Авиакомпания отметила, что после внедрения RFID было зарегистрировано существенное уменьшение количества случаев неправильного обращения с багажом.
Внедрение RFID-меток в качестве технологии отслеживания имеет ряд преимуществ. Метод использует для передачи данных радиосигналы – с их помощью можно отслеживать бирки с метками, прикрепленные к пассажирским сумкам. Кроме того, технология позволяет выполнять многие задачи по идентификации без вмешательства человека и имеет высокую скорость считывания.
RFID-метки – не единственный метод, который используется для отслеживания багажа. Есть также 1D- и 2D-Barcode, Bluetooth и NFC – у каждой технологии свои особенности, сравнить их можно с помощью приведенной ниже таблицы.
*Обособленность – это способность считывать каждую бирку отдельно
Интеграция с мобильными приложениями
Исследование показывает, что у подавляющего большинства современных пассажиров есть смартфон, планшет или ноутбук, а около 17% путешественников берут в путь сразу три устройства. Это значит, что авиаперевозчикам и аэропортам стоит задуматься о предоставлении персонализированных услуг в режиме реального времени. И многие игроки авиационной отрасли уже могут предложить таковые своим клиентам. Яркий пример – S7, вторая по величине авиакомпания в России, которая решила интегрировать информацию о перемещениях багажа в свое мобильное приложение. Уже сегодня половина пассажиров авиакомпании может получать уведомления о багаже. Такой подход помогает развеять беспокойство путешественников о личных вещах и повышает их доверие.
Другой пример – Aegean Airlines, которая разработала автоматизированное приложение для уведомления о задержках багажа. Оно информирует путешественника, если его сумка или багаж отстали в пути или не попали на рейс. Прибыв в пункт назначения, пассажир может заполнить онлайн специальную форму и покинуть аэропорт, а Aegean Airlines уведомит, когда его багаж будет возвращен. Сегодня 80% случаев с неправильной обработкой багажа решается в течение первых 24 ч – отслеживание позволяет четко понять, где находится сумка, и быстро доставить ее в нужный аэропорт.
Как показывает наше исследование, пассажиры хотели бы пользоваться подобными сервисами. Так, оповещения о выгрузке багажа хотят получать 63% респондентов, об утере или задержке – 65%, а о перемещениях багажа – 59%. Пользоваться функцией отслеживания в мобильном приложении точно планируют 64% опрошенных, а еще 29% допускают такую возможность.
Эксперты считают, что отслеживание багажа в режиме реального времени с помощью мобильных приложений станет основной инвестиционной областью для авиакомпаний в течение следующих трех лет.
Дмитрий Краснов, вице-президент, SITA в России и странах СНГ