Рубрикатор |
Статьи |
Александра КРЫЛОВА  | 23 ноября 2018 |
Цель – управлять на основе данных
Тема «умных» городов обсуждается давно, однако отработанные технологии для их создания, проверенные решения по разумной цене и «свежая» ИТ-инфраструктура появились только сейчас. Как воспользоваться благоприятным моментом для прорыва?
Главная задача – интеграционнаяНа вопрос, что такое «умный» город, каждая страна отвечает по-своему. Единого для всех определения Smart City не существует. В Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, приступившем к реализации отраслевого проекта «Умный город», видят в цифровизации городского управления инструмент для повышения комфорта жителей и убеждены: «умным» может быть только город, удобный для его жителей.
Внедрение «умных» технологий необходимо для того, чтобы города устойчиво развивались и чтобы всем горожанам, независимо от возраста и уровня достатка, нравилось в них жить. «Города должны успешно конкурировать в борьбе за людей, социально и экономически активных», -- заявил Андрей Чибис, замминистра строительства и жилищно-коммунального хозяйства, выступая на форуме «Smart City 2018: цифровая трансформация».
Надо признать, что у «умных» городов, которые появляются сегодня в разных странах мира, есть общие черты: управленческие решения во всех сферах, будь то транспорт или строительство новых объектов социальной инфраструктуры, основываются на больших данных, которые собираются из самых разных источников. А потому принимаемые решения отличаются принципиально более высокой эффективностью. Это, кстати, подтверждают и пилотные проекты, реализованные в России. К примеру, в Ялте с помощью цифровых технологий, в том числе аэросъемки с беспилотных летательных аппаратов, удалось привести кадастровую информацию в соответствие с ее отображением в ГИС, автоматически провести перемежевание, после которого городская казна дополнительно получила 400 млн рублей в виде налогов и кадастровых платежей.
По словам Андрея Чибиса, в рамках отраслевого проекта «Умный город» должны максимально быстро запускаться решения, обеспечивающие позитивные перемены в сферах транспортной логистики и городского освещения, повышающие качество коммунальных ресурсов, открытость данных для горожан и возможность их участия в управлении.
Базовый подход регулятора к проектам муниципального уровня предполагает пошаговые действия. Во-первых, утверждение единых требований к городским цифровым платформам, во-вторых, перевод в машиночитаемый вид данных, критичных для городского управления, и автоматизацию их обработки, в-третьих, создание интеллектуальной системы управления «умным» городом и, в-четвертых, разработку цифровых сервисов, обеспечивающих вовлеченность жителей в управление.
При этом для всех «умных» городов страны принципы, протоколы обмена и регламенты взаимодействия должны быть общими, а сами технологические платформы, использовать которые Минстрой России рекомендует муниципалитетам по сервисной модели, могут быть разными, конкурентными. Ведомство готово поддержать как интеграторов, которые на основе государственно-частного партнерства (ГЧП) и механизма концессий готовы предоставить городским властям необходимые им системы и решения на сервисной основе, так и сами города, которые будут демонстрировать хорошую динамику процессов цифровизации.
За готовыми и апробированными решениями городским властям предлагается обращаться к реестру проектов на информационном портале «Практики умных городов». На этом едином информационном ресурсе представлено уже около сотни готовых решений, апробированных в 202 российских городах, еще около 40 проектов, по словам Андрея Чибиса, сейчас рассматриваются экспертами. «Для нас принципиально важно, чтобы сервис уже имел применение, т.е. мы размещаем в реестре только те решения, которые где-то работают», -- пояснил он. Еще 37 городов сами предложили развернуть на своих площадках пилоты для проверки и доводки инновационных идей и разработок.
Поскольку «умный» город -- это огромный рынок, интересный сегодня как телекоммуникационным компаниям, так и промышленным предприятиям, партнерами Минстроя России в этом отраслевом проекте выступают «Ростелеком», «Ростех», «Росатом», а также компания Huawei – международный интегратор проектов в этой области. Всего в рабочей группе при ведомстве участвуют представители 100 компаний. «Задача наших пилотных проектов, которые мы ведем сейчас с «Ростелекомом», «Ростехом» и Huawei, -- научиться реализовывать интеграционные модели», -- отметил Андрей Чибис.
Методические рекомендации для ряда отраслей, разъясняющие, как структурировать региональные и городские проекты «умного» города, какой при этом придерживаться стратегии и какие возможны технологические решения, уже отправлены в субъекты РФ. Согласно достигнутой договоренности, в каждом из субъектов вопросами цифровизации городского хозяйства будет заниматься выделенная команда специалистов, во главе которой будет стоять ответственное лицо.
«Ключевое ограничение при реализации капиталоемких программ «умного» города -- бюджетная обеспеченность. Потенциал ГЧП есть, но его раскрытие пока затруднено. Хотя в части снятия законодательных ограничений для притока частного капитала сделано уже много, и небольшой опыт реализации разных форм ГЧП (энергосервисные контракты, концессионные соглашения, различные формы долгосрочных соглашений) наработан. Однако доля проектов на основе ГЧП в общем объеме проектов «умного» города пока невелика. Например, в Москве она не превышает 1%», -- комментирует Татьяна Толмачева, партнер iKS-Consulting. Она прогнозирует, что в будущем эта доля будет постепенно расти.
Двухмерных карт и ГИС недостаточно
Повышение эффективности управления сконцентрированными в городах ресурсами за счет внедрения цифровых технологий ведет к росту экономики, способствует повышению инвестиционной привлекательности городов и, в конечном счете, позитивно отражается на качестве жизни людей. Таким образом Алеся Мамчур, директор по стратегическому развитию «Ростелекома», объяснила, почему национальный оператор фокусируется на цифровизации управления ресурсами в рамках проекта «Умный город».
Задача, которая решается компанией в этом проекте, фундаментальная. Без сквозной информационно-коммуникационной инфраструктуры ни транспорт, ни освещение, ни дома в городе «умными» не станут. При этом в ИКТ-фундаменте можно условно выделить три уровня: сети связи, по которым будут общаться люди и устройства (к примеру, автономные автомобили с интеллектуальными дорогами), облачная инфраструктура, где будут храниться и обрабатываться данные, а также цифровые платформы для управления муниципальными цифровыми сервисами.
Но если в сфере ИТ- и телекоммуникаций «Ростелеком» обладает достаточными компетенциями, то в области цифровых платформ оператор столкнулся с ограничением – с отсутствием высокоточных пространственных данных, без которых невозможно обеспечить высокую эффективность многих цифровых сервисов для бизнеса, скажем, сервисов управления недвижимостью.
В мировой практике около 70% решений принимаются сегодня на основе пространственных данных, развил мысль Алеси Мамчур Николай Алексеенко, генеральный директор компании «Геопроектизыскания». «Умный» город строится и управляется с помощью информационных моделей, и первый шаг в их построении – получение максимально полных, достоверных и актуальных пространственных данных о рельефе, сооружениях, дорогах, подземных коммуникациях.
«Двухмерные карты и ГИС, которые сейчас применяются в российских городах, не способны всесторонне отобразить многогранный облик мегаполисов», -- констатировал Николай Алексеенко.
По мнению эксперта, наиболее точные 3D-модели рельефа получаются с помощью технологий дистанционного зондирования, дополненных лазерным сканированием и аэрофотосъемкой. Эти технологии используются в 120 странах, которые сегодня реализуют национальные программы геоинформационного обследования своей территории. К примеру, в Китае такая задача будет завершена уже в этом году. По данным эксперта, возврат инвестиций в подобные программы предполагается в соотношении 1:5.
Потребителями высокоточных пространственных данных могли бы стать не только органы федеральной власти и муниципального управления, но и рядовые граждане. Но для этого необходимо преодолеть барьер -- действующий для данных этой категории режим секретности.
По словам Алеси Мамчур, в Центре компетенций по информационной инфраструктуре сейчас пытаются оценить эффект, который могло бы обеспечить для российской экономики предоставление высокоточных пространственных данных на платной основе (чем занимается, к примеру, Google).
Стандартизация процесса сбора данных – задача номер один
Жилищно-коммунальное хозяйство – сфера, в которой федеральные власти требуют перейти к эталонным тарифам, т.е. рассчитанным на основании объективной информации о состоянии инфраструктуры, автоматизировать учет потребления коммунальных ресурсов. (Один из ключевых результатов, ожидаемых от реализации проекта «Умный город», -- доведение доли интеллектуального считывания данных с контрольных приборов за шесть лет до 70%).
Однако, отметил Алексей Макрушин, генеральный директор ассоциации «ЖКХ и городская среда», на сегодняшний день необходимыми для этого качественными данными отрасль не располагает, а потому налаживание и стандартизация процесса их сбора – первоочередные задачи.
Тем не менее работы по цифровизации ведутся. Созданы территориальные схемы теплоснабжения, в которых содержится огромное количество информации, представленной в цифровом виде. Уже сейчас у муниципалитетов есть возможность принимать решение о замене той или иной трубы не на глазок, а на основании расчетов. «В системе, в единой программной среде можно рассчитать, какие трубы необходимо менять, как эта замена повлияет на тариф, а затем сформировать инвестиционную программу», -- констатировал Алексей Макрушин, добавив, что для того, чтобы такая система заработала, важно автоматизировать процесс государственного регулирования тарифов, убрав из него по возможности человеческий фактор.
Путь разработки единого стандарта, определения формата обмена данными без привязки к технологическому решению, был избран Департаментом информационных технологий Москвы для перевода на «цифру» систем диспетчеризации многоквартирных домов. Таким образом, по словам Ильи Демина, руководителя направления «Информационные технологи в ЖКХ» ДИТа столицы, предстоит модернизировать 1196 московских диспетчерских, которые обслуживают 28 тыс. многоквартирных домов. Первый шаг к достижению поставленной цели сделан: сформирована единая база заявок жителей. На втором этапе планируется внедрить единую архитектуру, которая сейчас разрабатывается. «В начале следующего года мы рассчитываем утвердить стандарт и провести пилотный проект, а дальше вопрос будет в масштабировании системы», -- прокомментировал намерения ДИТа Илья Демин.
***
Словом, цифровые технологии муниципалитетам нужны, поскольку помогают им «поумнеть» --повысить объективность принимаемых решений, наладив сбор, обработку и анализ данных. Вместе с ними города получают крылья, позволяющие им с лету взять барьеры, не преодолимые другими
способами.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!