Рубрикатор |
Статьи |
Дмитрий КРАСНОВ  | 15 ноября 2018 |
Биометрический контроль – новая эпоха в пассажирской авиации
Биометрия завоевывает мир: пятнадцать лет назад распознавание лица показывали в шпионских фильмах как экзотику, а сегодня многие смартфоны оснащены сканером отпечатков пальцев, и люди не замечают, что используют биометрию каждый день.
К 2020 году доля смартфонов со сканером отпечатков достигнет 75%, согласно исследованию SITA. Но это только начало: вышедший в ноябре прошлого года iPhone X оборудован системой биометрической идентификации Face ID – владелец распознается по лицу. Технология используется для разблокировки устройства и подтверждения платежей. Вслед за корпорацией Apple новинку начали внедрять и другие производители смартфонов, так что лицевая биометрия через несколько лет станет отраслевым стандартом. Но что это значит для авиации?Биометрия – вызов принят
Дело, разумеется, не в праздном интересе к новым информационным технологиям, а в стратегическом планировании. В ближайшие 18 лет число авиапассажиров в мире удвоится: с 3,9 млрд сегодня до 7,8 млрд в 2036 году. Это значит, что игроки авиарынка столкнутся с необходимостью обслуживать огромные потоки людей, обеспечивая при этом их безопасность и предоставляя максимально комфортное обслуживание – без задержек рейсов, длинных очередей в зонах предполетного контроля и потерь багажа. Биометрия – именно тот инструмент, который позволит авиаиндустрии справиться с этим вызовом без необходимости удваивать количество терминалов и штат сотрудников. Биометрическая идентификация выгодна не только бизнесу, но и пассажирам. Ее главные преимущества – скорость прохождения предполетного
Быстрый и простой предполетный контроль
Биометрия может применяться на разных этапах предполетного обслуживания пассажиров: во время регистрации, сдачи багажа, прохождения пограничного контроля и выхода на посадку. Однако оптимальный вариант предполагает идентификацию на максимально раннем этапе – при регистрации: пассажир сканирует посадочный талон, паспорт и собственное лицо с помощью видеокамеры. Весь процесс занимает всего около минуты – дальше пользователь передвигается по аэропорту без необходимости представлять документы повторно: на остальных этапах путешествия ему достаточно посмотреть в камеру.
Единая идентификация на всех этапах
Именно такую технологию единой идентификации (One ID) предлагает использовать IATA и по такому принципу работает комплексный инструмент SITA Smart Path, который уже около года тестируется в аэропорту Брисбена (Австралия) на рейсах Air New Zealand и в аэропорту Хамад в Дохе (Катар) на рейсах Qatar Airways. Внедрение SITA Smart Path не требует огромных материальных и временных затрат, потому что система интегрируется в существующую инфраструктуру аэропортов и использует оборудование, которое уже установлено во многих из них. Это киоски для самостоятельной регистрации пассажиров и сдачи багажа и автоматизированные турникеты для электронных посадочных талонов (они, например, в этом году были установлены в Домодедово).
Биометрия = скорость + эффективность + дополнительные выгоды
Кроме ускорения контрольных процедур и, следовательно, повышения эффективности использования площадей и работы персонала, биометрическая идентификация дает дополнительные выгоды. Чем быстрее пассажир проходит предполетные процедуры, тем больше времени у него остается на покупки в магазинах и ресторанах аэропорта. Отчет Международного совета аэропортов (Airports Council International, ACI) за 2016 год показал, что рост удовлетворенности пассажиров предполетным обслуживанием на 1% увеличивает неавиационный доход аэропорта на 1,5%.
Пассажиры за биометрию
Безопасность – второе главное преимущество биометрии
Биометрия поможет и здесь. Современные технологии сканирования лица на пограничном контроле доказали практически 100%-ную эффективность. В частности, такой результат демонстрирует система SITA, которая с июня 2017 года применяется в зоне вылетов Международного аэропорта Логан в Бостоне. Она используется авиалиниями JetBlue при содействии Службы таможенного и пограничного контроля США и позволяет пассажирам проходить пограничный контроль «в один снимок», то есть просто давая видеокамере себя сфотографировать.
Собираемые данные сопоставляются с информацией таможенной службы – благодаря автоматизации угроза подделки документов и ошибки из-за человеческого фактора близка к нулю. В феврале этого года технология получила Ежегодную премию достижений авиаиндустрии (Annual Airline Industry Achievement Awards). За год использования ее высоко оценили и пассажиры бостонского аэропорта: большинство из них предпочли именно этот способ прохождения контроля. Важно, что сделанные фотографии пассажиров не хранятся и не копируются, а уничтожаются сразу после сверки – как гарантия того, что они не будут использованы для других целей.
Итак, пройдет несколько лет, и биометрия станет важным явлением как в повседневной жизни людей, так и в авиации. Во всяком случае без нее будет сложно обойтись аэропортам и авиалиниям, поток пассажиров которых продолжит ежегодно расти и к 2030 году удвоится – такой сценарий ожидает большинство воздушных гаваней. Биометрическая идентификация позволит избежать очередей на пунктах контроля, эффективнее использовать площади аэропортов и рабочее время персонала, повысить безопасность государственных границ и удовлетворенность пассажиров воздушными перевозками. Однако такой результат может быть достигнут только при продуктивном взаимодействии всех заинтересованных сторон: авиаперевозчиков, аэропортов, профессиональных ассоциаций, государственных органов и, конечно же, пассажиров.
Дмитрий Краснов, вице-президент в России и СНГ, SITA
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!