Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 7 2007 |
В.Г. ШУЛЬГА  | 01 июля 2007 |
Мобильная связь. Лучше меньше, да больше
SMB – лекарство от болезней российского рынка услуг связиЗа относительно короткий период развития рыночных отношений в России монополизация в отрасли связи достигла значительных размеров. Достаточно сказать, что более 85% рынка сотовой связи делят между собой три оператора. Несколько лучшее положение на рынке услуг местной фиксированной связи, где МРК «Связьинвеста» хотя и занимают монопольное положение, но все же имеется достаточно большое количество компаний малого и среднего уровня.
Эффективное «лекарство» от монополизма – предприятия SMB, активность которых не только не дает уснуть «акулам» рынка, но и способствует его постоянному наполнению новыми услугами и снижению цен на них. Зарубежная практика свидетельствует о том, что они имеют решающее значение для развития рынка, и можно сказать: чем их больше, тем лучше для рынка, т. е. известная поговорка здесь должна звучать по-другому: «Лучше меньше, да больше».
В отрасли ИКТ SMB-предприятия занимаются разработкой и поставкой ПО для операторов связи, в том числе и контента; посреднической (дилерской) деятельностью по поставке оборудования, в том числе абонентского для мобильной связи. Целая группа SMB-компаний – это операторы, которые непосредственно предоставляют услуги связи абонентам. Часть из них имеет лицензии на этот вид деятельности, а часть использует лицензию действующих операторов, с которыми у них заключено агентское соглашение о распространении услуг.
Чтобы понять, насколько эффективно компании SMB функционируют, в качестве примера проанализируем ситуацию в двух наиболее показательных секторах: разработке и поставке мобильного контента и предоставлении этих услуг абонентам.
Без хорошего контента нет новых услуг мобильной связи
На начальном этапе развития сетей подвижной связи (СПС) в России операторы этих сетей занимались разработкой контента услуг самостоятельно. Однако вскоре операторы поняли, что это совершенно отдельный вид деятельности, и начали прибегать к аутсорсингу, создав ряд аффилированных компаний, которые поставляли контент «своим» операторам. Так появились первые специализированные контент-провайдеры.
Вскоре в этот сектор рынка ворвались и стали бурно развиваться независимые компании, ориентированные не только на одного оператора. Они предлагали свой продукт многим, и не только в России. Однако эти самостоятельные компании были обязаны соблюдать правила и требования операторов, которым они предлагали разработанный ими контент, что почти всегда серьезно ущемляло их коммерческие интересы. В условиях сильной монополизации рынка мобильной связи небольшие компании-разработчики контента часто не могли пробиться на рынок, и число их стало сокращаться. Жизнь подсказала им способ защиты – контакт с операторами СПС через компании-агрегаторы. Это, с одной стороны, облегчило вывод разработанного контента на рынок, а с другой – ограничило возможности отдельных разработчиков и, соответственно, привело к дальнейшему уменьшению их числа. Кроме того, контентные услуги приобрели глобальный характер, т.е. один и тот же вид контента предназначался для всей России и СНГ, а местный, локальный, контент практически исчез. Поэтому рынок сейчас испытывает голод именно на контентные услуги, привязанные к месту проживания абонента, в отличие от гороскопов, анекдотов или курсов валют. А также в России сейчас практически нет специального контента (по интересам), финансового, спортивного и т.д.
По существу, агрегаторы контента стали такими же монополистами в этом секторе рынка, как и операторы СПС. В результате число разработчиков контента в России сейчас едва достигает 200 (при общем числе абонентов более 150 млн), тогда как в Японии, где более 300 млн абонентов, на рынке мобильных услуг работают более 42 тыс. поставщиков контента.
Проблемы с поставщиками контента очень скоро станут серьезными: в России завершен конкурс на лицензии 3G, в ближайшее время начнется практическое использование сетей 3-го поколения. Двумстам имеющимся в России поставщикам контента не справиться с разработкой целой гаммы новых услуг для этих сетей, в первую очередь видеоконтента. А без этого у сетей 3G нет шансов на коммерческий успех.
Роль SMB в предоставлении услуг подвижной связи
Сейчас малый и средний бизнес в этом секторе представлен компаниями-агентами по распространению услуг подвижной связи, взаимодействующими по коммерческим договорам с операторами СПС. Таких компаний в России не более 20. Наиболее известные из них – «Корбина» Телеком'BB, «Центральный телеграф», «Матрикс Телеком». Они взаимодействуют с одним оператором СПС и, хотя и распространяют услуги под собственным брендом, ответственности перед абонентом за качество услуг не несут, возлагая ее на оператора СПС.
В странах Европы и Америки наполнение рынка новыми услугами производится в основном усилиями операторов виртуальных сетей мобильной связи (MVNO). В России пока есть опыт использования только MVNO, не имеющих собственной сетевой инфраструктуры (первого и второго уровней), – тех самых агентов по распространению услуг оператора СПС. Статус агента позволяет им предоставлять услуги подвижной связи по лицензии базового оператора без нарушения закона. Эти MVNO работают уже несколько лет, хотя существенного влияния на формирование рынка не оказывают.
MVNO высокого уровня (с полной сетевой инфраструктурой) в России еще нет: такие операторы должны иметь собственную лицензию, а вопрос выдачи этих лицензий в Мининформсвязи РФ пока не решен.
Таким образом, по сравнению с Западом бизнес-модель MVNO в России развивается крайне медленно. А жаль, ибо она дает возможность SMB-предприятиям участвовать в процессе предоставления услуг мобильной связи и тем самым препятствовать монополизации рынка. Если не решить этот вопрос в ближайшее время, российский рынок мобильных услуг ожидают большие трудности. Их усиления следует ожидать при внедрении 3G-услуг. В идеале 3G-оператор может развивать свою сеть только за счет привлечения к ее строительству и эксплуатации операторов MVNO в различных регионах страны. Такой подход даст возможность вовлечь в процесс предоставления услуг 3-го поколения действующих операторов сетей GSM и IMT-MC-450 и построить эти сети по всей территории России одновременно и в относительно короткие сроки.
Дуэт MVNO–контент-провайдеры ключ к новым услугам
Компании, занимающиеся разработкой и поставкой контента для операторов СПС, – хорошая питательная среда для развития MVNO, основная задача которых – генерация новых дополнительных услуг. При этом могут развиваться два основных направления.
Первое предусматривает использование эффективной бизнес-модели взаимодействия в цепочке MVNO–поставщик контента. Так, MVNO-оператор, получая на определенных условиях разработанный контент в свое распоряжение, предоставляет своим абонентам соответствующую услугу и несет за нее полную юридическую ответственность. При этом оператор отдает поставщику контента часть доходов (как правило, меньшую), получаемых от абонента за предоставление услуги. Такая модель уже работает в России у «классических» операторов СПС и определяет их взаимодействие с поставщиками контента.
Второе направление, которое хорошо развивается за рубежом, но пока еще не освоено в России, предусматривает свободный доступ поставщиков контента в сеть MVNO с последующим самостоятельным оказанием услуг. В этом случае оператор не несет ответственности перед абонентом за услугу, поставляемую разработчиком контента, а только предоставляет свою сеть для ее доставки. При такой бизнес-модели поставщик контента должен заплатить MVNO-оператору определенную сумму за вход в сеть и отчислять ему небольшую долю дохода от услуги. Преимущество такой модели в том, что она не только предполагает прямой и простой доступ любому разработчику контента в сеть MVNO, но и не ограничивает их число. При этом разработчику контента лицензия на оказание услуг связи не требуется. Испытания бизнес-модели прямого доступа поставщиков контента в сеть MVNO были проведены в опытной зоне сети MVNO компании «Народный Мобильный Телефон» и дали положительные результаты. Однако эта бизнесмодель имеет один недостаток: в настоящее время в России отсутствуют нормы, определяющие степень ответственности поставщика контента перед абонентом и государством при самостоятельном предоставлении услуг на сети оператора.
Кто сдерживает развитие SMB-предприятий на рынке услуг подвижной связи?
Мировой опыт показывает, что решающую роль в становлении SMB всегда играет государство.
Что же мешает в России развитию малых и средних предприятий на рынке услуг связи? Проще всего сделать вывод о недостаточно эффективных мерах, принимаемых государством, в первую очередь регулятором – Мининформсвязи. И действительно, выход в свет специального федерального закона, регулирующего деятельность предприятий SMB, задерживается, да и наше министерство не уделяет этому достаточно внимания.
Это можно видеть на примере внедрения бизнес-модели MVNO. Еще в 2005 г. министр информационных технологий и связи Л.Д. Рейман заявил о перспективности этого направления и поставил задачу решить все вопросы нормативного правового обеспечения деятельности MVNO в России в течение года. Прошло два года, построены два фрагмента опытной зоны сети MVNO высокого уровня (с полной сетевой инфраструктурой) компаниями «Народный Мобильный Телефон» и «Евросеть». Результаты работ получили полное одобрение, однако и по сей день ни одной лицензии на этот вид деятельности не выдано(в марте 2007 г. «Евросеть» в партнерстве с оператором СМАРТС приступила к коммерческому предоставлению услуг в ПФО в качестве агента по распространению услуг – MVNO второго уровня, используя лицензию базового оператора. – Прим. ред. ).
Другая причина, препятствующая развитию этого бизнеса, – незаинтересованность операторов СПС, занимающих монопольное положение на рынке, в бизнес-модели MVNO. С одной стороны, сети GSM в ряде случаев (например, в крупных городах) перегружены, а с другой стороны, действующие операторы СПС часто рассматривают MVNO как конкурентов, появлению которых они не хотят способствовать.
Ради объективности следует назвать еще одну причину задержки развития MVNO в России: уже действующие MVNO-операторы первого и второго уровня (агенты по распространению услуг) слабо позиционируют себя как операторы новых дополнительных услуг. Чаще всего эти компании распространяют уже освоенные базовым оператором голосовые услуги для определенных ниш абонентов, реже предлагая совершенно новые виды услуг с уклоном в использование передачи данных. Поэтому операторы СПС сдержанно относятся к появлению инновационных MVNO-операторов и не видят своего коммерческого интереса в их деятельности
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!