Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 07-08 2016 |
Евгений ГОРОХОВ  | 06 сентября 2016 |
Локальный, сетевой, облачный? Или все-таки гибридный?
В нынешней ситуации успех крупного центра обработки данных определяется его гибридными возможностями.
Многие участники российского рынка ЦОДов концентрируются на узких сегментах клиентов. В частности, есть целый ряд компаний, которые видят свое «предназначение» в обеспечении потребностей государственных организаций, предприятий финансового и нефтегазового сектора. Также все более популярными становятся так называемые облачные дата-центры, ориентирующиеся на компании, которые предоставляют сервисы по облачной модели, и сетевые ЦОДы, предназначенные для совместного использования участниками телеком-сообщества.
При выборе вектора развития провайдеру дата-центра нужно, во-первых, четко определить «направление главного удара», отыскать сегмент для развития, во-вторых, сопоставить цели и задачи с ресурсными возможностями компании. В текущих рыночных условиях эта стратегия, думаю, вполне приемлема для небольших компаний или компаний, имеющих значительный административный или экспертный ресурс в отдельных областях. Крупные же игроки, владеющие дата-центрами, которые насчитывают тысячу и более стоек на одной площадке, работая на широком рынке, опираются на собственные дифференцирующие преимущества (лидерство по инновациям, издержкам, качеству сервисов или надежности).
«Большой» дата-центр, чтобы быть успешным, должен быть гибридным. Под гибридностью имеется в виду наличие на площадке сбалансированного числа поставщиков, а также потребителей данных и сервисов. В частности, ЦОД должен обеспечить на своей территории максимальную связность. Значимость связности и быстрого доступа к инфраструктуре друг друга для компаний подтверждается опытом Stack Group: в течение последних трех лет количество соединительных линий для cross connect росло со скоростью 22% в год.
Эта связность бывает двух видов. Одни соединения связывают поставщика и потребителя данных. Легкий доступ к участникам рынка – это одно из конкурентных преимуществ, которое позволяет компании быстро получать и обрабатывать информацию и, в конечном счете, принимать решения быстрее, чем другие игроки. И ЦОД, в нашем понимании, является средством создания такого рода преимуществ. Его роль во взаимодействии корпоративных систем становится ключевой.
Еще одно конкурентное преимущество дата-центра – качественные клиенты, являющиеся не только источником выручки, но и источником востребованного контента. Ведь в ЦОД сегодня приходят не только за размещением оборудования в хорошо оснащенном помещении, но и за качественным контентом. И мы видим, что борьба за качественного заказчика становится все более ожесточенной.
Второй вид связности в дата-центре сводит вместе поставщиков и потребителей сервисов. В частности, все большую популярность завоевывают облачные сервисы, наиболее востребованными из которых сегодня являются IaaS (в 2015 г. в нашем ЦОДе М1 количество запросов на IaaS-сервисы увеличилось на 94,5%). Хорошим спросом также пользуются сервисы Storage-as-a-Service и DataBase-as-a-Service.
На первый план сегодня выходит возможность быстрого доступа заказчика к данным или сервисам. Такая возможность реализуема только там, где этот подход интегрирован в общую канву предоставления услуг, т.е. в дата-центре, которому есть прямой резон не только активно развивать собственные сервисы, но и привлекать партнеров, готовых предлагать свои сервисы и данные заказчикам. К сожалению, еще не все услуги доступны в России, поэтому весьма перспективным представляется сотрудничество российских ЦОДов с мировыми лидерами этого рынка. Наш недавний опрос заказчиков показал, что 83,3% клиентов хотели бы получать услуги дата-центров за рубежом.