Rambler's Top100
Статьи ИКС № 7 2007
01 июля 2007

Цифровизация – путь к мультисервисным услугам

Перед традиционным КТВ сегодня стоит задача перехода на «цифру», и не только в связи с грядущей «плановой» цифровизацией ТВ (как известно, Правительственной комиссией по развитию телерадиовещания готовится программа перехода на цифровое ТВ-вещание), но и с необходимостью расширять объем и спектр предоставляемых услуг.

Теория и практика triple play

В классическом понимании triple play – это голос, видео и данные. Технологически предоставить этот набор услуг оператор КТВ может уже сегодня, например, подключив абонентов к своей сети на основе IP-протокола. Телефония, да и ТВ в этом контексте, могут стать составной частью IP-услуги. Имея достаточную пропускную способности сети, можно предоставлять услуги IPTV, а для организации телефонной связи нужен лишь доступ к сети Интернет (VoIP через Skype – реальность).

Но стремление расширить список сервисов до triple play влечет за собой реконструкцию сети: замену кабеля, инсталляцию нового каналообразующего оборудования, прокладку оптоволокна и т.п. Операторам фиксированной связи в этом отношении проще: у них кабель до абонента уже проложен.

Сегодня услуги triple play приходят в крупные города. А если рассматривать их как ТВ и Интернет, то эти сервисы предоставляют сегодня очень многие операторы КТВ. В регионах тенденция к предоставлению мультисервисных услуг тоже набирает обороты. Однако, по мнению западных аналитиков, для конечного абонента одним из определяющих факторов выбора оператора является не наличие или отсутствие triple play, а качество предоставляемого сервиса.

Цифровизация ТВ поможет всем

Думается, что и triple play, и иные цифровые услуги сильно завязаны с программой перехода на цифровое телерадиовещание. От того, как будет развиваться эта программа, зависит направление развития услуг triple play. Абоненту по большому счету неважно, какое ТВ – аналоговое или цифровое – он смотрит, однако переход на цифровые технологии в области ТВ-вещания – это улучшение качества передачи и увеличение числа каналов.

Крайне важно проводить цифровизацию вместе с внедрением новых дополнительных услуг, таких как ТВ высокой четкости и MHP (стандартизированная универсальная платформа, обеспечивающая совместимость интерактивных приложений и цифровых приставок разных производителей в рамках DVB). У MHP три области применения: расширенное вещание, интерактивное вещание и доступ в Интернет.

В крупных городах неудовлетворенная потребность в интернет-услугах выше, чем в ТВ. Это подтверждают и публичные тарифы операторов: доступ к базовым пакетам программ предлагается за символические деньги по сравнению со стоимостью доступа в Интернет. А все потому, что российское ТВ в целом предоставляет контент такого высокого уровня, какого нет на Западе. Типовой набор оператора КТВ – 15–20 эфирных бесплатных каналов – достаточен для основной массы населения. Конечно, всегда хочется больше, потому и рост платного ТВ налицо: по разным данным, динамика роста платного ТВ в России – около 30%, в Москве – около 40%, при этом проникновение 5–8% (на Западе 60–70%).

С переходом на цифровое вещание картина начнет меняться, причем в регионах в большей мере, чем в центре. Появится много новых нишевых каналов, в том числе и бесплатных (частот для вещания будет больше). Соответственно, и аудитория тоже начнет растекаться от центральных каналов в сторону своей ниши интереса, в том числе и к операторам КТВ.

***


Российский рынок мультисервисных услуг находится в стадии формирования. Солидные игроки начинают осваивать региональные рынки, поглощая региональные сети. Небольшим местным операторам все труднее конкурировать с быстро набирающими силу крупными компаниями, предлагающими более дешевые, разнообразные и качественные услуги. Очевидно, что цифровизация и развитие мультисервисных услуг приведут не только к повышению уровня информатизации общества, но и к переделу рынка.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!