Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 7 2007 |
01 июля 2007 |
Жан-Пьер БЬЕНАМЭ: «Если рынок может "съесть" больше трех операторов, почему бы их не пустить? »
– Господин Бьенамэ, если я не ошибаюсь, вы уже четвертый год подряд регулярно посещаете Россию. Вы приезжали в ожидании, а теперь в поддержку выдачи лицензий 3G?– Да, вы верно подметили. Впервые я приехал в Россию еще в 1985 г. Это не было связано с работой и телекоммуникациями. А как президент UMTS Forum, действительно, c 2004 г. не оставляю без внимания вашу страну.
Россия замечена и оценена на мировом рынке как ключевая, быстро растущая страна в сегменте телекома, и не только в известной группе БРИК (Бразилия, Россия, Индия. Китай. – Прим. авт. ).
С первых моих визитов в Россию я был очень тесно связан с моими партнерами – Ассоциацией 3G, ныне – Инфокоммуникационным союзом. Мы проводили совместные мероприятия в 2004–2006 гг.
Мы с удовольствием и удовлетворением отмечаем, что лицензии 3G наконец выданы в России. Теперь очень важно консолидировать и развить этот успех, чтобы появлялись, чтобы строились, чтобы внедрялись 3G-сети в России. И мы готовы помогать, советовать – столько, сколько это необходимо.
– Как, по-вашему, верно ли в России выбран момент для выдачи лицензий нового поколения?
– Это хорошее время. Потому что Россия может извлечь пользу из ошибок предшественников в Западной Европе. Сегодня там стоимость лицензий и частот уже не зашкаливает, озвучены более или менее обоснованные цены. Первое время европейские лицензии были просто безумно дороги, и это тоже урок, который Россия усвоила и из которого сделала выводы.
Появление UMTS лицензий в России на несколько лет позже, чем в Европе, – это не задержка, конечно, а, скажем, определенное преимущество. И первая задача сейчас – радиочастотный спектр для операторов, который еще не полностью свободен. Операторы надеются, что это случится в конце 2007-го и в самом начале 2008 г. И лучше бы, чтобы этот срок стал самым крайним. Почему плохо, если частоты будут высвобождены позже? Потому что это отсрочит введение сетей и сервисов в коммерческую эксплуатацию. Мы видим высокую скорость проникновения мобильных сервисов в России и на Украине. Это признак – уже очень пора, не надо задерживаться.
– Мне хотелось бы знать ваше мнение по поводу стратегической оправданности числа 3G-лицензиатов в России? Справедливо ли, что обладателями «билета в новое поколение» стали крупные операторы, а региональные компании не получили такого шанса?
– Я не был так глубоко погружен в лицензионный процесс в России, чтобы оценивать его абсолютно корректно. Но я доверяю этому процессу и сделанному выбору. Для развития UMTS очень важна емкость операторских сетей, грубо говоря, их мощность. Я считаю это очень важным критерием. И поэтому федеральные операторы, возможно, правильно были выбраны среди других претендентов.
Как известно, существует два основных и традиционных пути получения лицензий. Первый – это аукцион, который и состоялся в Европе. Здесь кто смог заплатить больше, тот и приобрел лицензию. Второй, конкурсный путь, наверное, более аналитический и правильный. Гонка цен отсутствует, а конкурсный комитет экзаменует претендентов, проверяет способность кандидатов удовлетворить требованиям покрытия, качества, сервиса и т.д. Конечно, может быть и третий путь, который предполагает объединение двух первых процессов: в начальной стадии лицензии бесплатны, а потом осуществляется что-то типа конкурентного анализа и выбор по ценам.
Для текущего момента в России три компании, на мой взгляд, – это хорошая цифра. Сначала стоит выбрать наиболее профессиональных претендентов, фактически дать им внедрить и развить свои 3G"сети без особенной конкуренции и получить возврат инвестиций. Но в любом случае рынок должен быть открытым и для других кандидатов. И если рынок может «съесть» больше трех операторов, почему бы их не пустить?
– У России есть своя 3G-специфика. На нашем рынке работают операторы CDMA-450 с услугами, близкими к услугам 3G. Хотя, как известно, стандарт CDMA-450 не включен официально в семейство IMT-2000, конкуренции не избежать. Как развиваются аналогичные ситуации в мире?
– Да, действительно, полоса 450–470 МГц используется определенными операторами вместе с технологией CDMA2000. Это все-таки слишком узкая и не совсем обычная полоса пропускания. Она, конечно, не может «впустить» все возможные и необходимые технологии. Мы предпочитаем полосу спектра, гармонизированную для уровня, утвержденного ITU для IMT-2000, поскольку он обеспечивает бо’льшую полосу пропускания и более разнообразный сервис.
– Насколько я знаю, в Европе сегодня 14%-ное проникновение услуг 3G. Такой результат был достигнут за 3–4 года. С вашей точки зрения, сколько лет потребуется России, чтобы достичь подобных результатов?
– Я не знаю точной цифры проникновения, но, похоже, вы правы. Слишком большие финансовые затраты в начале пути не позволили европейским операторам делать полное сетевое покрытие.
Россия определенно должна двигаться быстрее. Когда ты выходишь на рынок позже, должен иметь высокую скорость. Потому что тебе уже не приходится преодолевать отсутствие роуминга с сетями предыдущего поколения, использовать несовершенное оборудование, ограниченный ассортимент массивных терминалов.
Россия же может начать со второго шага 3G – технологии HSDPA. Это позволит потребителю сразу почувствовать вкус мобильных мультимедиа приложений. Это преимущество сразу принесет больше подписчиков – я надеюсь.
– Как вы оцениваете перспективы диапазона 900 МГц для UMTS? Насколько я знаю, несколько производителей работают над оборудованием для этих частот.
– Действительно, такая возможность появляется. В Западной Европе вопрос об UMTS900 становится все более и более актуальным для 3G-операторов на среднесрочную перспективу в силу более широкого покрытия. Диапазон 2 ГГц остается главным для сетей 3-го поколения, он хорошо адаптирован для городских зон. 900-й диапазон будет использоваться позднее, на втором шаге как более эффективный для рабочего покрытия территорий с небольшой плотностью населения.
Тестовое оборудование в диапазоне 900 МГц уже существует: в ходе испытаний для членов UMTS Forum оно показало достаточно хороший результат. Я не готов сказать, когда оно появится на рынке, думаю, не раньше чем через год.
– Сколько лет жизни вы отводите стандарту GSM?
– Важная ремарка: миграция сетей 2G в 3G – эволюционный процесс со всех точек зрения. Это позволяет операторам существовать параллельно в двух поколениях, внутри GSM- и UMTS-семейств. Но, разумеется, доля сетей 2G будет падать, а сети UMTS прогрессировать. Очень трудно спрогнозировать этот процесс.
– В России, например, существует мнение, что GSM`у осталось не более 15 лет.
– В прошлом году некоторые западноевропейские операторы (среди них и французский Orange) пролонгировали свои GSM-лицензии на пятнадцать лет. Выходит, фактически они взяли еще полтора десятка лет.
– Как вы считаете, есть ли у российских сотовых операторов время, чтобы успеть захватить высокоскоростной широкополосный рынок раньше, чем это сделают агрессивные и голодные операторы WiMAX? Что для этого нужно делать?
– Прежде всего 3G и WiMAX – несравнимые вещи. Сотовая связь и беспроводной широкополосный доступ – взаимодополняющие услуги. WiFi дополнил основной операторский бизнес, WiMAX и 3G станут комплементарными по отношению друг к другу. Интеграция между 3G, Wi-Fi и WiMAX позволит операторам сделать много больше и будет обязательно реализована.
Конечно, не будет отдельно стоящего WiMAX бизнеса. Ведь и Wi-Fi не удалось стать эффективным бизнесом до тех пор, пока он не был интегрирован в портфолио универсальных операторов вместе с другими продуктами (мы знаем много таких примеров и в США, и в Европе).
– Главная проблема мобильного сообщества Земли сегодня, с вашей точки зрения?
– Я думаю, в диалоге с регуляторами. Очень важно хранить или находить баланс между слишком большой зарегулированностью и свободой – достаточной, но не избыточной. Одна из главных задач – сделать мобильную индустрию прибыльной. Если, например, чрезмерно усилить конкуренцию или предоставить слишком много свободы в сфере частот, инвесторам будет очень трудно удерживать в поле зрения «финансовый горизонт». Определенный минимум стабильности, обеспечиваемый регулятором, обязателен, чтобы защитить и «отбить» уже осуществленные инвестиции. Надо искать и находить золотую середину между гармонизацией и гибкостью.
UMTS Forum оказывает содействие процессу глобальной гармонизации, гармонизированным стандартам, гармонизированным спектрам. Но, конечно, и общество, и страны, и их правительства заинтересованы, чтобы появлялись и внедрялись новые технологии. Приходится торговаться или, если хотите, лавировать.
Так что основная проблема мобильного сообщества: гармонизированная гибкость или гибкая гармония? (Смеется.)
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!