Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 6 2007 |
Олег СИМАКОВ  А.А. НЕНАХОВА  | 01 июня 2007 |
Аналитика, которая управляет Как выбрать аналитическую систему?
Сегодня перед первыми лицами компаний все чаще встает вопрос, как организовать работу с информацией, чтобы, с одной стороны, не утонуть в ее объемах и трудоемкости обработки, а с другой – получить удобный инструмент для ее использования. Особую актуальность приобретают системы поддержки принятия решений (аналитические системы), основное назначение которых – обеспечить руководителей точной и своевременной информацией для контроля своих действий.Несмотря на уже сформировавшийся спрос на системы такого рода, единого мнения относительно того, что они должны собой представлять, не существует. Состав аналитической системы может варьироваться в зависимости от решаемых с ее помощью бизнес-задач, структуры информационных потребностей руководителей и управленческого персонала, особенностей основных потребителей информации и т.д.
В настоящее время для поддержки процесса принятия решений достаточно широко используются системы класса BI (Business Intelligence), которые обеспечивают высокий уровень бизнес-аналитики для принятия решений. Разработчики систем BI в основном зарубежные компании. Из российских продуктов можно упомянуть информационную систему экономического моделирования «Прогноз», которая разработана специалистами Пермского государственного университета, объединившимися в компанию «Прогноз».
Широкое многообразие платформ в области BI ставит перед руководителем сложную задачу выбора наиболее оптимального варианта системы для организации. При этом нужно учесть и бюджетные ограничения, и многообразные пожелания будущих пользователей, и технические требования ИТ-специалистов в плане соответствия внедряемой системы общей информационной архитектуре предприятия. Конечно, в каждом случае подход будет свой, но можно сформулировать некоторые общие правила выбора аналитической системы. Так, процесс выбора должен включать в себя следующие этапы:
- определение требований к аналитической системе;
- анализ рынка;
- разработка макета аналитической системы.
Определение требований к аналитической системе
Как недостаточная, так и избыточная функциональность системы может значительно снизить полезный эффект от ее внедрения и затруднить этот процесс. Именно поэтому один из важнейших моментов – определение оптимального набора инструментов и функций, которые будут выполняться системой. Современные системы обладают широким спектром возможностей, причем в разные платформы могут входить разные по своей функциональности инструменты. Условно все инструменты можно разделить на несколько групп:
- инструменты формирования отчетов. Предназначены для широкого круга пользователей, предоставляют возможность подготовки форматированных отчетов по предопределенным шаблонам;
- инструменты запросов, позволяющие исследовать базу данных по различным параметрам, т.е. получить разные срезы одного «куба» (под «кубом» понимается многомерная структура данных);
- аналитические инструменты (инструменты многомерного анализа данных), позволяющие анализировать данные по разным срезам с разной степенью детализации;
- инструменты исследования данных (Data Mining), дающие возможность выявления связей и закономерностей между различными значениями тех или иных величин.
Поэтому сбор и анализ функциональных требований должен происходить с учетом типов потенциальных пользователей и их потребностей. Как видно из рисунка, наиболее часто используемый компонент аналитической системы – это модуль генерации отчетов. Построение запросов дает возможность аналитикам и другим сотрудникам провести более глубокий анализ, чем при формировании стандартного отчета, используя при этом либо срезы одного «куба», либо комплексный запрос к различным «кубам». Особенность многомерного анализа данных – возможность проводить анализ вплоть до транзакционного уровня, а также анализ типа «что, если…». Модуль Data Mining играет ключевую роль в общем процессе информационного обеспечения управленческих решений. Для выявления скрытых закономерностей могут быть использованы сложные аналитические, статистические и другие функции.
При составлении требований к аналитической системе необходимо исследовать информационные системы, которые должны стать источниками информации для единой системы отчетности организации. Это позволит правильно сформулировать технические и интеграционные требования. Основой технических требований должно стать обеспечение совместимости аналитической системы с существующими элементами ИТ-инфраструктуры. Здесь же необходимо произвести расчеты для описания требований к оборудованию. Если организация имеет территориально распределенную структуру, то доступ к системе целесообразно организовать с использованием технологии «тонкого клиента».
Результатом первого этапа должно стать определение требований к аналитической системе и предварительный список программных продуктов, из которых она будет выбираться. В такой список (часто называемый long list) включают максимально широкий набор систем – как правило, продукцию лидеров рынка, системы, рекомендованные специалистами, и т.д.
Анализ рынка
После того, как сформулированы требования к платформе и составлен long list, необходимо определить параметры, по которым будут оцениваться программные решения. Условно такие параметры могут быть разбиты на следующие группы:
- функциональные возможности системы;
- технические требования;
- техническая поддержка и локализация;
- стоимость и сроки внедрения системы.
При оценке условий тех поддержки и локализации нужно учитывать количество постоянных сотрудников компании-поставщика, продолжительность ее работы на российском рынке, количество сертифицированных специалистов в России, опыт внедрения проектов по вертикалям и т.д.
Чтобы оценка была более точной, рекомендуется делать ее не по открытым источникам, а на основе информации, полученной по запросам непосредственно у производителей ПО. При этом, помимо вышеперечисленных, нужно получить и ряд общих сведений:
- возраст компании, финансовая стабильность, сотрудники, наличие сертификатов;
- количество партнеров, проекты, выполненные совместно с партнерами и самостоятельно;
- условия сопровождения, наличие службы поддержки и т.д.;
- количество обучающих курсов, наличие русскоязычных обучающих материалов и т.д.;
- лицензионная политика (этот вопрос относится только к компаниям-партнерам производителей программных платформ).
Разработка макета
К началу этого этапа уже должны быть готовы единые требования к макетам и данные, на основании которых будут разрабатываться макеты. Из соображений информационной безопасности, конечно же, нужно исключить возможность прямой интеграции макета выбираемой системы с действующей информационной системой компании. Лучше подготовить контрольный пример с условно-реальными данными.
Сравнительный анализ макетов позволит:
- оценить функциональные возможности систем;
- выбрать наиболее дружелюбный интерфейс;
- выбрать наиболее простой вариант формирования запросов, построения трендов и пр.
Немаловажно и то, что трудоемкость реализации макета позволяет приблизительно оценить трудоемкость всего проекта.
Обобщая вышесказанное, можно составить план работ по выбору платформы аналитической системы (см. таблицу).
Ключевой момент организации работ – привлечение пользователей будущей системы. Выбор не должен оставаться исключительно за ИТ-специалистами.
Правильный выбор платформы позволит в дальнейшем сосредоточиться только на процессах внедрения и избежать необходимости заниматься устранением ограничений используемого ПО, а может быть, даже и сменой платформы (что встречается нередко).
Описанная методика выбора платформы для аналитической системы была успешно применена в Российском фонде федерального имущества. Другие организации, возможно, сочтут необходимым ее модифицировать, но общая канва останется, скорее всего, той же.
Основные правила построения аналитических систем
- Системы должны содержать не больше данных, чем необходимо для создания целостной картины происходящего. Не следует к необходимым данным добавлять интересную, но малополезную информацию.
- Сбор данных должен быть своевременным и настолько частым, насколько это нужно, чтобы вовремя предпринять корректирующие действия, но не обременять излишними сведениями лиц, принимающих решения.
- Информация должна быть простой для восприятия. Сложные доклады путают и отвлекают внимание, которое должно быть направлено на бизнес-процессы и интерпретацию руководящих указаний.
- Статистические отчеты должны облегчить выделение необычных данных, привлекая внимание управленцев к существенным отклонениям от поставленных задач развития компании
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!