Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 6 2007 |
Наталия КИЙ  Евгения ВОЛЫНКИНА  Нина ШТАЛТОВНАЯ  | 01 июня 2007 |
Артерии и капилляры телекоммуникаций
Производителей кабелей (медных и оптоволоконных) на выставке «Связь-Экспокомм2007» было немало, ибо без их продукции невозможен ни один проект, даже самый беспроводной. Особенно активны были поставщики оптических кабелей и оптоволокна для них. Обрисовывая развитие оптоволоконных технологий, К. Маццали, менеджер по развитию рынка и перспективным продуктам компании Corning, отметил, что сфера применения оптоволокна постоянно расширяется. Из дальней и подводной связи оптоволокно давно уже пришло в городские и кампусные сети. В 2006 г. один только Verizon (США) охватил сетями FTTH («волокно к дому») около 3 млн домов и намерен в таком же темпе работать до 2010 г. Волокно используется и в доме, и даже в автомобиле (некоторые производители внутри одной машины ухитряются проложить 300–400 м оптического кабеля). В ближайшей перспективе оптоволокно начнет применяться в монтажных стойках и платах, проникнув таким образом в «капилляры» телекоммуникаций. Также ведутся работы по уменьшению физического объема оборудования, устанавливаемого у клиента. За последние годы его удалось уменьшить в 4 раза.Мировой рынок оптоволокна в 2006 г. вырос более чем на 20%, а объем капиталовложений в эту сферу увеличился на 7% (данные Morgan Stanley). Широкое строительство оптических сетей, в частности сетей FTTH, обусловлено, с одной стороны, растущим спросом на полосу пропускания для «тяжелых» услуг, подобных HDTV или VoD, а с другой – серьезным снижением стоимости их создания и эксплуатации. По данным Corning, стоимость строительства сетей FTTH снизилась с примерно $4000 на абонента в 2001 г. до менее чем $1500 в 2006 г. А годовые эксплуатационные расходы для таких линий на $100 меньше, чем для медных (в расчете на одну линию).
Зри в корень, то есть в волокно
Технологическое совершенствование волокон идет по многим параметрам, которые определяются желанием достичь заданной пропускной способности, обеспечить те или иные условия применения.
Для дальней и подводной связи, по мнению Corning, основное направление развития – создание волокон со сверхнизкими потерями (Ultra Low Loss, ULL). В портфеле продуктов компании таким волокном является SMF28 ULL категории G.652. Оно имеет коэффициент затухания 0,17 дБ/км (на длине волны 1550 нм) и позволяет увеличить протяженность усилительного участка, сокращая тем самым количество пунктов регенерации.
Другая тенденция – комбинация волокон разных типов: например, в начале усилительного участка используется волокно с более высоким порогом вынужденного рассеяния Мандельштамма–Бриллюэна (ВРМБ), что позволяет запустить сигнал более высокой мощности без нелинейных искажений, а потом оно соединяется с ULL-волокном, чтобы сигнал мог пройти большее расстояние. Волокна с высоким порогом ВРМБ применяются также в городских сетях и сетях доступа с поддержкой широкополосных приложений (радио по волокну, передача видео, системы кабельного телевидения и пр.).
По другому пути пошла компания OFS, разработки которой представляла на выставке воронежская «ОФС Связьстрой-1 Волоконно-Оптическая Кабельная Компания» . Речь идет об одномодовом оптоволокне AllWave ZWP с так называемым нулевым пиком воды (ZWP – Zero Water Peak), которое существенно улучшает характеристики кабелей уже известных конфигураций. В традиционных волокнах для излучения с длиной волны порядка 1400 нм наблюдается резкое увеличение коэффициента затухания из-за имеющегося в волокне атомарного водорода, называемое пиком воды. Производители оптоволокна по-разному пытаются бороться с этим явлением, и есть уже волокна с пониженным пиком воды, но полностью его ликвидировать удалось пока только OFS. Это было достигнуто благодаря использованию запатентованного процесса вытягивания волокна и применению синтетического кварцевого стекла высокой степени чистоты. В итоге было получено волокно AllWave ZWP, работающее в полном диапазоне длин волн, от 1260 до 1625 нм, и позволяющее реализовать в 1,5 раза больше рабочих длин волн, чем традиционное одномодовое оптоволокно.
Еще одно направление совершенствования волокна – улучшение его монтажных характеристик, в частности уменьшение чувствительности к изгибам. Особенно это важно при использовании оптоволоконных кабелей на малых расстояниях, в локальных сетях, автомобилях и пр. Идеал, к которому стремятся исследователи: чтобы с оптоволокном можно было обходиться, как с медным проводом, – изгибать, скручивать, резать.
Результаты работы OFS появились на рынке в 2005 г., когда было запущено производство волокна AllWave FLEX ZWP, оптические характеристики которого слабо зависят от сгибания, натяжения и перекручивания кабеля. При изгибе этого волокна увеличение коэффициента затухания излучения в нем в 5–10 раз меньше, чем в AllWave ZWP, так что его можно без особых последствий скрутить в петлю диаметром 20 мм. В этом случае внесенные потери не превышают 0,5 дБ надлине волны 1625 нм и 0,2 дБ на длине волны 1550 нм.
Успехи Corning на этой ниве несколько скромнее. Представленное ею на выставке волокно SMF 28e XB (категория G.652.D), свернутое в такое же кольцо диаметром 20 мм, имеет на длине волны 1550 нм более высокие внесенные потери – 0,5 дБ, хотя при менее жестких условиях «эксперимента» результаты получились неплохими (прирост затухания на длине волны 1625 нм, обусловленного намоткой 100 витков волокна на оправку диаметром 60 мм, не превысил 0,01 дБ).
Оценить новое волокно российские заказчики смогут уже в этом году: «ОФС Связьстрой-1 ВОКК» планирует начать выпуск кабеля на базе AllWave FLEX ZWP в самое ближайшее время.
Вообще-то воронежцы используют для производства оптических кабелей волокно всех ведущих мировых производителей (в том числе Corning и Fujikura), предоставляя право выбора заказчику, хотя предпочтение, конечно же, отдается продукции OFS как одного из учредителей «ОФС Связьстрой-1 ВОКК». Кстати, нынешняя проектная мощность завода в Воронеже – 10 тыс. км кабеля в год, но сейчас идет поставка оборудования и строительство нового цеха, запуск которого запланирован на осень, и тогда производство кабеля можно будет увеличить вдвое.
Наш российский грозотрос
недавно вновь появился на рынке. До недавних пор российские потребители (и в первую очередь РАО «ЕЭС России») закупали его исключительно за рубежом.
Напомним, что грозотросом называют оптический кабель с одномодовым или многомодовым волокном, который встроен в грозозащитный трос воздушной линии электропередачи. 80% ВОЛС в мире (даже в развивающихся странах) построены именно таким способом, т.е. путем подвеса оптического грозотроса на опоры высоковольтных линий. Такой кабель очень надежен, и именно его, как правило, применяют при строительстве нерезервируемых линий связи. В России же гораздо чаще используют более дешевые самонесущие кабели, видимо, из-за дороговизны импортного оптического грозотроса. Этот кабель объединяет в себе две функции – кабеля и грозозащитного троса, а кроме того, он должен быть достаточно легким и тонким, но при этом устойчивым к ударам молнии, к сильным механическим и термическим воздействиям. Правда, попытки выпуска грозотроса в России были: в 2000 г. «Самарская оптическая кабельная компания» поставила на Бурейскую ГЭС 16 км грозотроса. Но этот кабель в производстве довольно трудоемкий и дорогой, а спрос на него тогда был невелик, и эксперимент прекратили как коммерчески невыгодную затею.
В 2005 г. выпуском оптического кабеля, встроенного в грозозащитный трос (ОКГТ), решила заняться «Сарансккабель-Оптика» , и в 2006 г. саранский грозотрос появился на рынке. А в начале 2007 г. «Сарансккабель-Оптика» получила Акт о соответствии своих ОКГТ корпоративным требованиям ОАО «ФСК ЕЭС» для организации ВОЛС на линиях электропередачи с напряжением от 35 кВ и выше. Так что на нынешней выставке «Сарансккабель-Оптика» позиционировала себя как единственного в России производителя грозотроса. По заявлению компании, заказчикиу нее уже есть – их привлекает качество кабеля, его цена, которая примерно на 20% ниже, чем у европейских производителей, и более сжатые сроки поставки (например, у голландской компании Draka они составляют 12 недель, тогда как у российского производителя как минимум вдвое меньше). Однако путь саранского грозотроса на рынок нельзя назвать легким. Как рассказал заглянувший на стенд «Сарансккабель-Оптики» представитель одной телеком-компании, «высшие инстанции» просто не разрешают им покупать отечественный грозотрос, а предписывают заказывать его в уже упомянутой компании Draka. Такая вот «рыночная» конкуренция. Тем не менее саранский грозотрос уже висит на опорах строящейся энергосети «Московское кольцо».
«Конвергенция» шприца и оптоволокна
Модное ныне слово «конвергенция» оказалось применимо и к производству оптического грозотроса, в том числе российского. В свое время для производства игл для шприцев была разработана технология изготовления тонких сварных трубок из нержавеющей стальной ленты: края ленты свариваются лазером и получается герметичный продольный шов. Кабельщики доработали эту технологию, и теперь одновременно с изготовлением трубки идет укладка в нее оптических волокон и гидрофобного геля. Продукция с сердечниками из таких трубок называется кабелями 3-го поколения (и здесь 3G!). Такая установка по изготовлению модульных стальных трубок с оптическими волокнами есть и в цехе по производству грозотроса в «СарансккабельОптике». В каждой такой трубке может содержаться до 48 оптических волокон.
Компания выпускает оптический грозотрос двух типов: ОКГТ-С, в котором стальные трубки с волокнами обвиты вокруг центральной стальной проволоки (они предназначаются для наиболее ответственных линий электропередачи с напряжением 220–500 кВ и выше), и ОКГТ-Ц с центральной стальной трубкой, имеющей 24, 36 или 48 волокон.
На основе нержавеющих трубок с оптическими волокнами в «Сарансккабель-Оптике» разработали кабели для прокладки в грунт и в кабельной канализации. Они появились на рынке в 2006 г. И в них конструкция с центральной трубкой имеет те же преимущества по габаритам и массе.
Аналогичную конструкцию кабеля с центральной трубкой со свободно уложенными оптическими волокнами предлагают и некоторые другие производители. Только трубка эта сделана не из нержавеющей стали, а из твердого пластика. В частности, на «Связь-Экспокомме» такие кабели представляла украинская компания «Одескабель» . Конечно, это уже был не грозотрос, а небронированные и бронированные кабели наружного применения, предназначенные для прокладки по внешним стенам зданий, в грунт, в трубы кабельной канализации и т.п., а также для подвески на опорах, между зданиями и сооружениями (традиционная «восьмерка» и самонесущий кабель). Преимущества у пластиковой центральной трубки те же: уменьшение диаметра и веса кабеля.
Предмет особой гордости «Одескабеля» – новый цех по производству внутриобъектового волоконно-оптического кабеля, введенный в строй в 2005 г. Его продукция, предназначенная для «внутреннего употребления» (бронированные и подвесные распределительные кабели для подключения телекоммуникационного оборудования к магистральным сетям, кабели для структурированных кабельных систем, мини- и микрокабели для кабельной разводки, локальных сетей и соединительных шнуров), – еще одно подтверждение тенденции доведения оптоволокна до каждого дома и каждого рабочего места.
Закатать в бетон – и точка!
С каждым днем оптоволоконные сети все туже обвивают наши города и веси, и соответственно разнообразятся и совершенствуются технологии прокладки оптических кабелей. Они навиваются на провода ЛЭП, протягиваются по крышам домов, закапываются в землю. Например, в европейских городах сейчас широко применяются автоматизированные системы укладки волокна в дорожное полотно City Trencher, которые за один проход роют траншею, укладывают кабель и заливают траншею бетоном, в который добавляется красная краска (чтобы предупредить лихого бульдозериста, что копать здесь надо с осторожностью). Глубина закладки кабеля – 20–40 см, ширина траншеи – 7–12 см. Сама машина шириной около 2 м минимально воздействует на городскую среду и трафик, не портит исторический облик города. Ее представлял на «Связь-Экспокомме-2007» «Тералинк» , хотя представители компании отмечали, что в России эта система еще не применялась (так что пока трудно сказать, как отреагируют на красную бетонную полосу российские «лихие бульдозеристы»). А воттехнология прокладки ОК по крышам домов под тяжением, когда цельный кусок ОК протягивается по крышам нескольких домов с заводом необходимого запаса кабеля под крышу, была опробована в апреле 2007 г. при строительстве оптоволоконной сети сбора данных в Марьине (Москва).
Не оптоволокном единым
Но, несмотря на оптоволоконные поветрия, не забыта и старая добрая медь. Тот же «Одескабель» предлагает кабели для сетей xDSL, в частности высокочастотный кроссовый станционный кабель с пропускной способностью 2,048 Мбит/с для цифровых АТС, кабели для цифровых систем уплотнения и для групповых абонентских линий.
Стоит также упомянуть медную продукцию «Самарской кабельной компании» (СКК) , старожила «Связь-Экспокомма». Кстати, в августе этого года компания отмечает свое 55-летие (в 1952 г. был построен первый корпус Куйбышевского завода кабелей связи, на базе которого впоследствии было создано ЗАО «СКК»), но на «пенсию» она явно не собирается. В 2007 г. на предприятии было налажено производство медных кабелей нового вида. Это малопарные (от 2 до 4 пар) высокочастотные кабели для цифровых сетей абонентского доступа и транспортных сетей с пропускной способностью до 2 Мбит/с. В ближайшее время СКК планирует начать производство абонентских однопарных цифровых телефонных кабелей. Ну и конечно же, на выставке демонстрировалась другая продукция «Самарской кабельной»: магистральные ВЧ-кабели для цифровых сетей сельской связи, городские телефонные кабели, радиочастотные кабели для систем кабельного ТВ и видеонаблюдения, ВЧ-кабели категорий 5 и 5е для локальных сетей внутри зданий и т.д.
Связь в помещении: «Вас не слышно!»
Абоненты сетей 2-го поколения часто недовольны качеством связи внутри зданий. «Дальше будет хуже», – предупреждают специалисты: при повышении частоты, на которой работает оборудование, в том числе сети 3G, ухудшается распространение радиоволн. Поэтому все актуальнее решения для покрытия связью внутри помещений. Кроме того, 70% звонков в сетях связи осуществляются из помещений – с рабочего места, из машины, из дома. Такие решения и оборудование, ориентированные на конвергентные сети (мобильная связь, Wi-Fi, WiMAX), и один из реализованных проектов (поставка радиочастотной излучающей системы для двустороннего 20-км тоннеля и 18 станций метрополитена Бангкока) представила на выставке Radio Frequency Systems (RFS).
Для расширения покрытия внутри объектов (зданий, туннелей разного назначения, в метро) служат: семейство репитеров, передающих сигнал из эфира внутри здания (Clear Fill Air); антенны/излучающий кабель, монтируемый внутри здания (Clear Fill Line); двунаправленные усилители BDA, расширяющие кабельные решения (Clear Fill Boost), а также оптические репитеры. Для применения в туннелях и сложных с точки зрения покрытия зданиях предлагается кабель, монтируемый в воздуховодах (наиболее интересное решение в этой сфере Vario – кабель со ступенчатой структурой излучателей).
Если необходимо совместить покрытие сотовых сетей и Wi-Fi, RFS использует решение на основе единой конвергентной инфраструктуры, обеспечивающее работу многомодовых телефонов 2G/3G/Wi-Fi, гибкое подключение и отключение систем и переключение несущих, возможность выбора для голосовой связи каналов мобильной связи или WiFi, легкую модернизацию до систем WiMAX.
На рынке СКС новый игрок
Компания Belden, известный с 1902 г. производитель кабелей и компонентов для высокоскоростной передачи сигналов, официально объявила о начале поставок в Россию структурированной кабельной системы Belden IBDN собственной разработки.
Belden IBDN – это комплекс решений в области передачи информации на основе медных и оптоволоконных компонентов. Система включает в себя три решения для различных скоростей передачи данных: System 1200 (категория 5e), System 2400/4800 (категория 6) и System 10 GX (для Ethernet со скоростью 10 Гбит/c). В числе потребителей последнего значится Национальное управление США по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА).
Решения объединяют все основные компоненты классической СКС: кабели, разъемы и розетки, а также патч-панели. Имеется система на основе оптоволоконных компонентов Fiber Express, готовятся к выпуску экранированные решения.
Основные потребители системы – предприятия среднего и крупного бизнеса, аэропорты, банки, розничные сети, спортивные сооружения, компании, оснащающие офисные центры системами связи.
По словам главы российского представительства Belden С. Черноклинцева, дистрибьютором Belden в России станет компания АБН, также Belden начинает программу подготовки 3–4 сертифицированных инсталляторов. В 2007 г. у компании скромные планы по завоеванию рынка: результаты, по мнению С. Черноклинцева, проявятся позднее.
Е. ВОЛЫНКИНА, Н. КИЙ, Н. ШТАЛТОВНАЯ
ADC KRONE помогает ускорить развертывание сети
На стенде ADC KRONE демонстрировалось решение для автоматизации сети с помощью системы автоматической коммутации медножильных линий OmniReach ACX и активного цифрового кросса ADX. Система ACX позволяет коммутировать активные компоненты в кабельных распределительных системах удаленно, из центрального узла. Она состоит из двух коммутационных матриц – переключающей и распределительной. Первая матрица используется для коммутации стандартных услуг, а вторая – для автоматической коммутации услуг дополнительных. Активный цифровой кросс ADX применяется на выделенных линиях, в составе базовых станций мобильной связи и в точках обмена трафиком и представляет собой цифровой кросс для медножильных линий (DDF) и SDH-мультиплексор ввода/вывода до 63 потоков E1 с оптическими или электрическими интерфейсами STM-1 в одном устройстве. Использование ADX позволяет операторам избежать сложной перекроссировки между цифровым кроссом и мультиплексором и тем самым снизить временные затраты на развертывание сети.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!