Rambler's Top100
Статьи ИКС № 03-04 2016
Джошуа ДУМЕ  Клаус РАТЬЕ  25 апреля 2016

В Лефдале будет город-ЦОД

На западном побережье Норвегии глубоко под землей, в бывшей шахте, создается Lefdal Mine Datacenter – самый большой в мире дата-центр. С его помощью страна рассчитывает стать одним из ведущих мировых игроков на рынке услуг обработки данных и улучшить свое экономическое положение.

В городке Молёй с населением 6 тыс. человек постоянно растет количество регистрируемых предприятий в области энергетики и новых технологий, и уже началось что-то похожее на золотую лихорадку. Таким образом, деньги возвращаются в регион, который когда-то существовал за счет горнодобывающей промышленности. Основание Lefdal Mine Datacenter (LMD) пробудило в людях дух предпринимательства – доля группы местных инвесторов в компании составляет 50,7%. Важнейший стартап в стране реализуют состоявшиеся менеджеры и «семья бывших шахтеров». Во главе эксплуатирующей организации LMD стоит Эгиль Скибенес. Председатель правления LMD чувствует облегчение от того, что проект наконец-то вступил в фазу «начала конца». С момента, когда впервые возникла идея использовать законсервированную шахту в качестве пространства для ЦОДа, до начала отделочных работ прошло шесть лет. Шестиуровневая система штолен с 75 камерами предлагает 120 000 кв. м площадей для инфраструктуры, потенциальная суммарная мощность которой составляет 200 МВт. «Это именно тот случай, когда чем больше – тем лучше, – говорит Э. Скибенес. – А шахта Лефдаль – очень, очень большая. Мы планируем создать здесь один из лучших ЦОДов в мире». Э Скибенес намерен сделать LMD вычислительным центром номер один в Европе по рентабельности, безопасности, гибкости и экологической устойчивости.

Первичный анализ технической осуществимости проекта в Лефдале был выполнен в IBM, а следующим шагом стало обращение в Rittal для разработки концепции монтажа серверных компонентов. «Это будет самое эффективное решение в мире, которое мы можем осуществить, – считает Андреас Кайгер, руководитель подразделения Rittal по сбыту в Европе, и поясняет: – Лефдаль будет получать энергию только из возобновляемых источников, так что коэффициент эффективности использования энергии (PUE) составит всего 1,1». Для охлаждения серверов будет использоваться вода из соседнего фьорда. «Благоприятные местные условия позволяют обеспечить максимально возможную эффективность инфраструктуры внутри шахты», – говорит Кайгер. С учетом общей стоимости владения рентабельность LMD будет на 40% выше, чем у других ЦОДов в Европе.

_________________________________________________________________________________________________________

Подземных пробок не будет

На каждый из уровней LMD можно попасть по центральной дороге — «авеню». От нее отходят прямые улицы к отдельным камерам. Даже на самых глубоких уровнях грузовые автомобили могут разъехаться на двух полосах. «У нас лучшие дороги в регионе», – говорит М. Андерссон.

Ширина улиц позволяет размещать контейнеры с оборудованием обеспечения безопасности на обеих сторонах. Поскольку высота отдельных уровней достигает 18 м, контейнеры на 12 стоек можно устанавливать друг на друга в три этажа. Также возможно возведение бетонированных трехэтажных конструкций площадью до 2500 кв. м. 
 

_____________________________________________________________________________________________________

Расширение по принципу plug-and-play

В LMD используются большие модульные системы. «Наши клиенты смогут наращивать или сокращать свои мощности в зависимости от потребностей, – рассказывает Матс Андерссон, директор LDM по маркетингу, – мы предусмотрели расширение технического парка по принципу plug-and-play». Чтобы обеспечить такую возможность, в ИТ-инфраструктуре LMD широко применяются стандартизированные модули ЦОДов. Модули для этого масштабного проекта разрабатывали специалисты Rittal в тесном сотрудничестве с LMD и IBM. Будут предлагаться пять различных модулей, имеющих по 10 или 12 серверных стоек и одной сетевой стойке. В зависимости от потребностей клиенты смогут выбирать варианты мощностью 5, 10 или 20 кВт на стойку. «Одна позиция для заказа представляет собой полностью укомплектованный и предварительно сконфигурированный ЦОД с ИТ-стойками, электрораспределительным оборудованием и программным обеспечением для мониторинга ИТ-инфраструктуры и управления ею», – объясняет Мартин Киппинг, директор международных ИТ-проектов Rittal. Также в модуль входит решение для контроля микроклимата. «Эта система всасывает отработанный воздух серверов, охлаждает его в высокопроизводительных теплообменниках, где циркулирует морская вода температурой 7°С, и подает обратно в модуль». Модуль имеет резервную систему электрораспределения и защиты по схеме 2N. М. Киппинг отмечает, что такая концепция применима почти во всех ситуациях: «Решение может быть смонтировано в отдельном контейнере или в имеющихся помещениях».


Готовность к эксплуатации за шесть недель
 

«Нам потребуется всего шесть недель с момента получения заказа до ввода в эксплуатацию в шахте», – рассказывает М. Киппинг. Для сравнения он приводит такие данные: «Проектирование и строительство ЦОДа с нуля может занимать до двух лет». При необходимости срочной модернизации или расширения мощностей это не может быть серьезной альтернативой.

Уникальное для Европы предложение LMD отвечает на растущий спрос на площади для ЦОДов. «Окружающий нас мир меняется быстрее, чем когда-либо раньше», – говорит Арне Норхайм, генеральный директор IBM в Норвегии. На мир цифровых систем значительное влияние оказали четыре тенденции: «большие данные», облачные системы в качестве новой модели бизнеса, использование мобильных устройств и социальных сетей. Вследствие этих тенденций ежедневно генерируются миллиарды гигабайтов данных. Этот рост имеет экспоненциальный характер. «90% данных, которые хранятся во всем мире, созданы за последние два года», – так считают специалисты из IBM. «Мы исходим из того, что объем данных во всем мире будет удваиваться приблизительно каждые 18 месяцев», – прогнозирует Кайгер.

Спрос будет расти до 2020 г.

В том числе по этой причине для предприятий все более важным будет обеспечение надежного хранения конфиденциальных данных и управления ими с момента их создания и до уничтожения. «Только на период до 2020 г. мы видим потребность в 60 новых крупных ЦОДах в Европе, что означает ежегодный рост инвестиций на 10–12%», – говорит Э. Скибенес. Большое значение имеет возможность быстрого предоставления мощностей. Обычные индивидуальные решения этого не позволяют. С другой стороны, важность стандартизированных решений для ЦОДов растет благодаря более низкой стоимости и высокому уровню гибкости и масштабируемости. А. Кайгер объясняет: «Рентабельность и энергоэффективность – два определяющих фактора при принятии решений об оптимальном размещении ИТ-инфраструктур».

Популярность среди компаний размещения, эксплуатации и подключения к сети технической инфраструктуры в вычислительных центрах сторонних поставщиков услуг (colocation) с 2007 г. значительно выросла по сравнению со строительством собственных ЦОДов. Развитию этой тенденции способствуют новые технические разработки и возможность сократить таким образом затраты на ИТ.

Город под землей

Пара слов об экологии. Отличительной чертой LMD является применение возобновляемых источников энергии. 100% используемой энергии добывается при помощи ветра и воды. Несколько гидроэлектростанций, расположенных вблизи шахты, обеспечивают более чем достаточное энергоснабжение. Совокупное производство электроэнергии в районе шахты составляет сейчас 12,7 ТВт·ч, причем по статистике за последние десять лет надежность электроснабжения составила 99,97 %. Это отвечает требованиям сертификации уровня Tier III.

Соленая прохлада из фьорда. Для охлаждения используется морская вода из соседнего фьорда. Она циркулирует в закрытом контуре, который охлаждает водяные контуры всех этажей и улиц через водо-водяные теплообменники, к которым, в свою очередь, подключены вентиляционные контуры модулей ЦОДа. Фьорд глубиной 565 м связан с четырьмя ледниками и обеспечивает неограниченную подачу холодной морской воды температурой 7,5°С. Расположение шахты ниже уровня моря сокращает расход энергии на подачу воды до минимума.

Норвежская техника безопасности. LMD соответствует требованиям по безопасности и эксплуатационной готовности для ЦОДа уровня Tier III. Центр имеет только один вход, что обеспечивает удобство управления доступом и наивысший уровень безопасности. Скальный массив гарантирует естественную защиту от электромагнитных импульсов. Специально обученные охранники ведут круглосуточное наблюдение за объектом и окружающей территорией без выходных и праздников. В дополнение к этому на предприятии внедрены трехуровневый процесс идентификации личности и интеллектуальная система видеонаблюдения.

В Норвегии уже сам процесс строительства экономит средства, в отличие от классического возведения ЦОДа с чистого листа. «Ведь шахта у нас уже есть», – отмечает Э. Скибенес. Таким образом, о наружных стенах и электроснабжении можно не беспокоиться. Как подсчитали в LMD, по сравнению со строительством наземного ЦОДа затраты вдвое меньше. Поскольку шахта дает естественную защиту от электромагнитных импульсов, а также уменьшает потребность в ограждении и наблюдении у обеих входных зон, это значительно сокращает финансовые затраты на обеспечение безо­пасности. «С учетом стоимости электроэнергии мы предлагаем лучший в Европе проект в плане рентабельности, – уверен М. Андерссон. – Если бы мы сейчас подключили готовый LMD к сети на полную мощность, стоимость электроснабжения составила бы около 150 млн евро. В Германии аналогичные расходы составили бы 300, а в Великобритании – целых 500 млн евро».

Норвегия – страна приключений

«Участники проекта в Лефдале – норвежские предприниматели, ориентированные на инновационные решения» 

 

Анита Крон Траасет, норвежское инновационное агентство Innovasjon Norge

Рентабельность LMD в значительной степени обусловлена экономической политикой Норвегии. LMD поддерживается правительством и представителями отрасли, которые признают, что данное решение для ЦОДа – это возможность стать одним из ведущих мировых игроков на рынке услуг обработки данных. «Довести проект до сегодняшнего состояния стоило нам огромных усилий», – подчеркивает Анита Крон Траасет, возглавляющая государственное норвежское инновационное агентство Innovasjon Norge. – Было много попыток его остановить».

Пока что основными отраслями экономики Норвегии являются рыболовство, лесное хозяйство, а также добыча нефти и газа. Избыточное производство энергии с использованием исключительно возобновляемых источников позволяет предлагать низкие цены. «Именно потому, что вычислительным центрам требуется много энергии, Норвегия с ее возобновляемыми источниками, надежным снабжением и невысокой стоимостью энергии оказывается очень привлекательной. Также наш климат предлагает оптимальные условия для естественного охлаждения», – рассказывает норвежский министр нефтяной промышленности и энергетики Торд Лиен. На растущие потребности цифровой революции, требующей увеличения мощностей ЦОДов, Норвегия отвечает возможностями гидроэнергетики, улучшением сетевой инфраструктуры и административными преимуществами крупных вычислительных центров. «Мы намерены стать участниками этого захватывающего приключения в новой отрасли, – добавляет министр и поясняет: – Вслед за энергетической революцией наступает революция цифровая». Так почему бы Норвегии не экспортировать данные так же, как она уже сейчас экспортирует в другие страны энергию?

При таких честолюбивых намерениях в перспективе Норвегия сможет улучшить свое экономическое положение в целом и создать дополнительные рабочие места. Вычислительные центры – это стратегический фактор выбора местоположения для промышленности. Связь между расположением вычислительных центров и эффективностью экономики подтверждает анализ института рыночных исследований DCD Intelligence, проведенный в 2013 г. Этот анализ показал, что США, Япония, Великобритания, Германия, Китай и Франция – шесть стран, имеющие крупнейшие в мире площади ЦОДов, – согласно данным Международного валютного фонда, являются также странами с самым высоким в мире внутренним валовым продуктом.

LMD может стать для Норвегии важным фактором, способствующим развитию целых экономических отраслей. Проект уже сейчас является образцом для европейского рынка вычислительных центров, хотя первые клиенты въедут в помещения LMD только в августе 2016 г. «На первом этапе мы устанавливаем охлаждающую инфраструктуру на 30 МВт. По мощности это соответствует всей индустрии ЦОДов в Норвегии», – объясняет М. Андерссон. Затем производственная мощность ЦОДа будет поэтапно наращиваться по 7,5 МВт, пока не достигнет полного проектного значения – 200 МВт.

«Никто не ожидал, что через много лет после закрытия шахта снова сможет создавать рабочие места», – радуется Рольф Кристиансен, технический директор LMD. Как и многие его коллеги, которые будут работать на LMD после открытия, он уже сейчас каждый день спускается в шахту под фьордом, поскольку там еще идет добыча минералов из горной породы. Тем любопытнее, как идеально подходят к этой ситуации современные выражения «добыча данных» и «гора информации». Ирония эпохи ИТ.  Икс

 

Спрос на colocation растет

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!