Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 01-02 2016 |
Андрей ШАРАК  | 15 марта 2016 |
Облака = трансформация бизнеса
Простые облачные сервисы типа облачной электронной почты обычно гладко встраиваются практически в любой бизнес, не вызывая особых проблем. Внедрение облачных бизнес-приложений – задача не только, и чаще всего не столько ИТ-отдела, сколько бизнес-заказчика.
Большинство облачных решений, охватывающих все стороны работы компании, внедряются прежде всего для поддержки изменений бизнеса и по инициативе бизнеса. В основе этих решений лежат не просто автоматизация и оптимизация бизнес-процессов, а их изменение и применение лучших бизнес-практик, т.е. каждый подобный проект, по сути, является проектом трансформации бизнеса.
Такая направленность облачных проектов крайне актуальна в нынешние непростые времена. Сегодня компании нацелены в первую очередь на оптимизацию бизнеса и поиск новых инструментов для повышения прибыльности, и облачные технологии – ключ к результативной трансформации. Бизнес должен преобразовать свою работу так, чтобы и в нынешней экономике оставаться прибыльным полноценным игроком, который как минимум удерживает свои позиции, а как максимум – расширяет присутствие на рынке. Кроме того, важно, что благодаря облачным технологиям бизнес может в кратчайшие сроки оперативно реагировать на изменения экономической ситуации.
Понятно, что решение о такой смене парадигмы работы компании должно быть принято ее первыми лицами, которые определяют стратегию развития и осознают необходимость изменений. Компания должна быть внутренне готова к внедрению облачных технологий, иначе велик риск, что проект не будет столь эффективен. Инициатором всегда является заказчик, хорошо понимающий, что происходит и на рынке, и внутри компании. Он ищет в вендорах и в облачных провайдерах союзников, которые в состоянии обеспечить реализацию требуемых изменений. Поэтому много таких проектов начинается по рекомендациям тех заказчиков, которые уже сделали у себя что-то подобное и получили ожидаемый результат.
Хотя каждый такой проект индивидуален, облачные решения воспринимаются на ИТ-рынке как готовые и не рассчитанные на глубокую кастомизацию. И это правильно, потому что с технической точки зрения облачное решение представляет собой одну большую систему, ресурсы которой (но не конфиденциальные данные) делятся между многими клиентами. Конфигурируемость облачных систем является их безусловным плюсом. Она позволяет быстро реализовать изменения в продукте и сокращает срок его запуска в эксплуатацию. По опыту наших собственных проектов могу сказать, что заказчик буквально на второй день получает сконфигурированную, настроенную и готовую к использованию систему, позволяющую реализовать лучшие бизнес-практики. А полный цикл работы над проектом, включающий общение с заказчиком, оценку ситуации внутри компании, загрузку клиентских данных и обсуждение полученных результатов, занимает от двух недель. Для сравнения: на внедрение среднестатистического проекта на инфраструктуре заказчика обычно уходит от пяти месяцев.
Многие крупные корпоративные клиенты до сих пор ждут отдачи от традиционных проектов, стартовавших несколько лет назад. И если раньше они могли продолжать ждать завершения доработки такого проекта, то сейчас они этого уже не хотят и не могут себе позволить. Так что первое, чего ждут заказчики от облачного проекта, – это быстрое получение результата при минимальных инвестициях и применение лучших бизнес-практик. Дополнением к скорости является возможность выполнения проекта с привлечением минимальных ресурсов – как правило, силами сотрудников самого заказчика. Интеграция облачных решений с имеющимися у заказчика ИТ-системами тоже обычно не вызывает проблем, так как у вендоров уже разработаны на этот случай стандартные интеграционные механизмы, с которыми клиент иногда может справиться самостоятельно. Вот за эту скорость и простоту внедрения облаков заказчики и голосуют рублем.
Основной плюс облаков – гибкость как дополнительная степень свободы, возможность оперативно получать требуемые ресурсы в нужной конфигурации и не платить лишнего. Могу отметить и повышение бесперебойности, упрощение работы с некоторыми сервисами и соответствующее снижение нагрузки на службу ИТ. Однако существенного влияния на положение дел в нашей отрасли они пока не оказывают. Скорее всего, облачные технологии станут привычными не сами по себе, а в качестве технологической платформы для востребованных рынком сервисов. Сергей АДМИРАЛЬСКИЙ, директор по ИТ, ювелирный завод «Адамас» |