Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 6 2007 |
Александра КРЫЛОВА  | 01 июня 2007 |
e-Government и m-Government – новый формат услуг государства гражданам?
Региональная информатизация: вид сверхуПозицию государства озвучил М. Паршин, заместитель директора департамента госрегулирования в экономике Минэкономразвития РФ. Он обратил внимание на общность целей административной реформы и ФЦП «Электронная Россия»: повышение качества и доступности государственных услуг; снижение издержек бизнеса и граждан на преодоление административных барьеров; повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти и их открытости для общества.
Для координации административной реформы и мероприятий ФЦП совместным приказом Минэкономразвития и Мининформсвязи РФ № 148/70 от 01.06.06 была создана специальная межведомственная комиссия. В 2007 г. их общие усилия и консолидированный годовой бюджет (в части, реализуемой МЭРТ) в размере 1,18 млрд руб. будут направлены на решение проблем разобщенности ведомств и уровней власти при предоставлении госуслуг, «мозаичности» программ информатизации и др.
Единые органы координации мероприятий административной реформы и программ региональной информатизации создаются и в субъектах Федерации. По словам М. Паршина, большие надежды МЭРТ возлагает на многофункциональные офисы для предоставления госуслуг, где можно собрать специалистов различных ведомств, обеспечив тем самым синхронизацию предоставления взаимосвязанных услуг и существенно снизив затраты на внедрение стандарта их комфортности.
Встречное движение
В деле региональной информатизации субъекты Федерации во многом полагаются на собственные силы и последовательно решают вопросы организационно-правового обеспечения этого процесса.
Проект «Электронное правительство» успешно реализуется в Республике Татарстан. Одна из его составляющих – интегрированная госсистема телекоммуникаций, оборудование которой установлено во всех районных узлах связи. К концу 2006 г. к системе подключились 400 органов власти разного уровня, в том числе все республиканские министерства и ведомства.
Внутренний контур электронного правительства Татарстана составляют единая для всех министерств и ведомств информационно-аналитическая система и межведомственная система электронного документооборота, которая регистрирует и сканирует все входящие и исходящие документы организаций. Внешний – портал правительства республики и субпорталы органов госвласти, где собрана информация о ключевых госуслугах, а также call-центр Правительства Республики Татарстан.
Какие же сервисы «Электронного правительства» доступны сегодня гражданам и бизнесу республики? Первым оно предоставляет информационные услуги и консультации, помогает в поисках работы, позволяет в электронном виде подавать различные заявки, заполнять всевозможные бланки и формы, получать доступ к базам данных органов госвласти и вносить платежи за услуги. Юридическим лицам предоставляет возможность в электронном виде подавать налоговые декларации, заполнять регистрационные формы, подавать заявления на гранты и другие формы господдержки, регистрировать права собственности и т.д.
Преграды на пути
Однако в ряде субъектов РФ региональная информатизация наталкивается на препятствия, для преодоления которых необходимы решения на федеральном уровне. По словам И. Сапожкова (ИT департамент развития экономики и планирования администрации Красноярского края), создание электронного образа региона сдерживали несогласованность справочных систем отраслевых информационных систем и информационных ресурсов, состав данных, форматов и регламентов обмена данными.
Тем не менее по результатам НИОКР была разработана архитектура краевой информационно-аналитической системы (АИС) KrAI на единой интеграционной платформе Ensemble, определен набор базового и прикладного ПО, отработана технология информационного взаимодействия. Среди задач, которые позволит решать эта АИС после ввода в промышленную эксплуатацию, – развитие краевой системы электронного обмена и сбора данных, а также мониторинг социально-экономического развития образований края с оценкой эффективности деятельности органов местного самоуправления.
По мнению В. Абрамова, директора по продажам филиала InterSystems International Corp. в странах СНГ и Балтии (поставщик интеграционной платформы Ensemble), типовое решение, созданное для Красноярского края, может тиражироваться в рамках ФЦП «Электронная Россия».
Путь к информационному обществу или цифровому неравенству?
– этот вопрос о сути информатизации задала участникам форума М. Лазарева, гендиректор компании «Европейские компьютерные права». По ее убеждению, создание и наполнение контентом информационной инфраструктуры еще не обеспечит всеобщего доступа к информации, поскольку компьютерная неграмотность не позволяет получать государственные информационные услуги значительной части россиян. А поскольку образовательных программ и стандартов в области ИКТ в России не существует (как и нормативных правовых актов, определяющих уровень владения госслужащими соответствующими знаниями и навыками), то зачастую сами работники госорганов оказываются не готовыми к роли посредников между государством и гражданами.
В Евросоюзе в качестве квалификационного стандарта в области ИКТ с 2001 г. официально рекомендован ECDL (European Computer Driving Licence), который сегодня взят на вооружение уже в 14странах. В России по этому стандарту обучаются госслужащие в Ханты-Мансийском АО – Югре. Для этих целей, по словам Н. Масловой, председателя комитета по информационным ресурсам администрации губернатора ХМАО, на базе университета открыт учебно-консультационный центр (80-часовой курс обучения в центре гарантирует повышение уровня знаний в области ИКТ от 15 до 30%).
В 2006 г. в ХМАО стартовал международный проект «e-Citizen – электронный гражданин», нацеленный на массовое обучение жителей работе с компьютером и использование госинформации из интернет-ресурсов. В марте 2007 г. в том же учебно-консультационном центре начали действовать бесплатные компьютерные курсы для социально незащищенных слоев населения – пенсионеров, инвалидов, безработных, коренных народов Севера.
От e-Government – к m-Government
Как отметил В. Дрожжинов, председатель правления АНО «Центр компетенции по электронному правительству», нельзя сказать, что в России нет признаков такого векторного движения. Определив суть мобильного правительства как использование беспроводных технологий в деятельности государственных и муниципальных организаций и доступ к их услугам «мобильных» граждан и компаний, он назвал m-Government еще одним каналом доступа к услугам электронного правительства; в России уже наблюдается тенденция использования сотовой связи в политических процессах (выборы, организация демонстраций…).
Примеры такого применения мобильного правительства привел М. Каневский, директор департамента услуг для государственных и общественных организаций ЗАО «Мобикон» (бренд «Инфон»). Одна из первых мобильных акций, организованная ЦИК, Российским фондом свободных выборов и компанией «Мобикон» в 2004 г., – «оSMыSли выборы». Абонентам предлагалось отправить в поддержку одного из кандидатов SMS на выделенный номер. Неожиданно проект нашел живой отклик избирателей: за один день было отправлено около 114 тыс. сообщений.
Следующим опытом использования государством каналов мобильного общения стала прямая линия с президентом. В 2005 и 2006 г. проект «Отправь SMS с вопросом президенту» за день собрал соответственно более 100 тыс. и 140 тыс. обращений граждан, что вдвое превысило двухнедельные результаты аналогичного интернет-проекта. Это показывает готовность граждан к коммуникациям, которые являются одной из важнейших функций мобильного правительства.
По мнению М. Каневского, на повестку дня выходит создание программы «Мобильная Россия», предполагающей развитие мобильных услуг государственных и муниципальных органов гражданам и открывающей перед ними возможность отправить руководителю местного органа власти SMS-жалобу или задать SMS-вопрос. Должна появиться комиссия или консультативный орган при МЭРТ по использованию мобильных технологий для взаимодействия госорганов и граждан. Нужна поддержка СМИ.
Итог дебатам о роли мобильного правительства подвел П. Дибман, второй секретарь представительства Еврокомиссии в России. Он отметил, что мобильная и беспроводная связь – это не средство для решения имеющихся проблем функционирования государственных органов. Напротив, перевод несовершенных процессов в мобильный формат только подчеркнет их недостатки. Успешным мобильное правительство может стать только в том случае, если будет базироваться на осознании государством необходимости активного взаимодействия с гражданами и повышения их доверия.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!