Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 07-08 2015 |
Андрей ГИДАСПОВ | 08 сентября 2015 |
Сим-сим, откройся, или Китайская стартап-лихорадка
Сегодня в Китае мало кто ищет добродетель, а самым желаемым спутником стал золотой телец. За последние пять лет в этих золотых тельцов, которых пытаются ублажить миллионы китайских предпринимателей, превратились стартапы.
Я поставил своей целью истину, сделал своим помощником
добродетель,
нашел себе опору в человечности и обрел свое отдохновение в искусствах.
Конфуций
Каждый хочет создать своего собственного и желательно миллиардного Али-Бабу – в Сети можно найти сотни советов и рецептов успеха, от черной магии до откровенного шарлатанства. Как пишет журнал Foreign Policy, на китайском книжном онлайн-портале Dangdang можно найти свыше 20 тыс. упоминаний слова «стартап». Все хотят узнать, как сделать миллионы на идее. И, конечно, Джек Ма, создатель торговой площадки Alibaba, которую называют самой дорогой интернет-компанией Азии, – в первых строчках рейтингов популярности. В чем же причина этого феномена?
По всей видимости, дело не только в Джеке Ма и других крутых создателях стартапов. Истоки стартап-горячки следует искать на самом верху. По данным Foreign Policy, еще в ноябре 2013 г. президент Си Цзиньпин говорил в одном из своих выступлений о необходимости всячески поддерживать предпринимательство среди молодежи. В сентябре 2014 г. премьер-министр Ли Кэцян подчеркнул важность «новой волны стартапов, которая исходит от масс». Ли посетил несколько крупнейших университетов и во время общения со студентами слово «стартап» не сходило с его уст.
Мотивация правительства ясна – рынок рабочей силы в Китае испытывает определенные трудности, и поэтому развитие малого бизнеса и предпринимательства становится одной из ключевых задач правительства. Согласно статистическим данным, в 2014 г. в КНР было зарегистрировано почти 3,6 млн новых компаний, что превышает данные прошлого года на 46%. Министерство образования КНР даже вышло с предложением допустить студентов к работе над стартапами в течение учебного года!
Конечно, рынок сам решает, насколько выигрышен тот или иной стартап, и никакие государственные потуги не смогут превратить миллионы новоиспеченных компаний в успешные бизнесы. Как правило, свыше 90% стартапов с треском проваливаются. Как утверждает шанхайская «Синмин Ньюс», в 2013 г. лишь 2,1% студентов попытались открыть свой стартап.
Деньги для стартапа
Китай упорно ищет свой ответ Кремниевой долине. Стремительный рост местных технологических компаний начинает влиять на динамику китайских инноваций. И действительно, этот рост превосходит все ожидания.
В начале 2015 г., как отметил в своем выступлении на ежегодной парламентской сессии министр по науке и технологиям Вань Ган, в Китае насчитывалось свыше 1600 технологических инкубаторов и более 1000 организаций, которые инвестируют в стартапы. Их суммарный капитал превышает 350 млрд юаней ($56 млрд). В Китае также наблюдается взрывной рост технологических инноваций. В 2014 г. в стране было зарегистрировано более 660 тыс. эффективных изобретательных патентов, на 12% больше, чем годом ранее.
Тем не менее, по словам министра, управление государственными фондами, направленными на финансирование научно-технических исследований, Китаю необходимо оптимизировать. В прошлом году государственное финансирование научно-технических исследований превысило $40 млрд. Вань отметил, что, к сожалению, распределение фондов было недостаточно эффективным. Оно осуществлялось 40 госагентствами и 100 программами, что привело к дублированию усилий и неэффективному распределению ресурсов вследствие скачкообразного развития сектора ИТ.
Однако в национальном бюджете текущего года финансирование планируется увеличить до $44 млрд. Учитывая ошибки прошлого года, решено определить новую стратегию распределения финансирования, отметил министр.
Сегодня крупнейшие хабы стартапов действуют в десятках китайских региональных центров, но безусловными лидерами остаются Пекин, Шанхай и Шэньчжэнь. В первые четыре месяца этого года сразу несколько муниципалитетов крупнейших китайских провинций – Хубей, Шанхай, Цзянси и Цинхай – сделали значительные инвестиции в развитие стартап-инфраструктуры, упростили налоговую и законодательную базу для начинающих предпринимателей.
По данным Bloomberg, только в одном из районов Пекина, Чжунгуаньцуне, в течение предыдущего года открывалось 49 стартапов в день! Именно Чжунгуаньцунь лидирует в сфере создания перспективных технологических компаний. Здесь можно найти гигантские корпоративные офисы производителя персональных компьютеров Lenovo Group и поискового гиганта Baidu. А корпорация Xiaomi, крупнейший китайский производитель смартфонов, была открыта в этом районе пять лет назад и сегодня достигла капитализации $45 млрд, став наиболее ценным стартапом мира.
Государственные усилия дублируются крупнейшими интернет-гигантами. Так, Xiaomi уже поддержала 27 стартапов и, по словам сооснователя компании Лэя Джуня, планирует инвестировать как минимум в 100 новых компаний. Эти инвестиции задуманы таким образом, чтобы помочь Xiaomi включить в свою линейку планшеты и захватить сферу умных домашних продуктов – от камер до систем безопасности и воздухоочистителей.
Традиционные бизнесы в Китае уже созрели и должны конкурировать с инновационными стартапами, считает сооснователь Baidu Робин Ли. «В то время как инновации и предпринимательство завоевывают все большую популярность, многие высокотехнологичные компании и малый бизнес становятся лидерами китайской инновационной волны, – сказал Вань. – Предпринимательство постепенно стало искрой, которая разожгла настоящий пожар».
Именно этот стартапный пожар охватил Шэньчжэнь, город, который многие западные аналитики сегодня называют инновационным открытием Китая, или Кремниевой долиной автоматики.
Кремниевая Долина lite?
Является ли Шэньчжэнь прямым аналогом Кремниевой долины? Конечно же, нет, да и вряд ли это возможно. Шэньчжэнь предлагает «Кремниевую долину lite» – бездну всевозможного сырья и материалов, производственный хаб и отличную инженерную базу. Как некоторые шутят здесь, Шэньчжэнь – это рай для изобретателей и самоделкиных.
В конце 70-х Шэньчжэнь был выделен центральным китайским правительством в «мировую фабрику» и в 1979 г. стал первой китайской специальной экономической зоной, быстро превратившись в мегасклад и мировой хаб дешевого экспорта.
Но сегодня дешевой рабочей силой уже никого не удивишь. Что же привлекает сюда предпринимателей, когда многие американские компании переносят производство обратно в США, а рабочая сила, по некоторым данным, на 20% дешевле в Мексике?
Секрет успеха прост. В Шэньчжэне и регионе дельты реки Жемчужная создана уникальная производственная экосистема с кластерами инновационных лабораторий, качественной инженерной базой и доступом к портам. Сегодня шэньчжэньские промышленные инженеры, поднаторевшие в выпуске широкой номенклатуры продуктов от айфонов до роботов, могут быстро и эффективно предложить решения для вашего продукта.
Как утверждает Джон Доррис, партнер Sino-Associates Global, многие производственные предприятия уже наработали свои «10 тыс. часов успеха» на изготовлении копий всемирных электронных брендов и теперь с удовольствием берутся за проекты, связанные с носимой электроникой. И при этом обеспечивают гибкость и качество.
По мнению аналитиков, основными компонентами успеха Шэньчжэня стали:
- мощная производственная база;
- инженерный талант;
- быстрый и эффективный доступ к электронным компонентам;
- развитая логистика;
- выход к морским портам.
Сегодня предприниматели говорят, что «неделя работы в Шэньчжэне равняется месяцу работы в США».
Этот факт отметили и государственные структуры и начали активно выделять средства для таких общественных дизайн-лабораторий. Но, несмотря на всплеск финансирования, его, конечно же, недостаточно. Выходом для многих основателей креативных проектов стал краудфандинг. Инвесторы помогают стартапам через краудфандинговые сайты типа Kickstarter, чтобы определить, насколько массовым станет прототип продукта, и потом инвестировать в успешные варианты.
В 2011–2013 гг. обозначился резкий рост финансирования проектов, связанных с автоматикой: в 2011 г. они «подняли» на Kickstarter $2,5 млн (около 2,5% всех профинансированных проектов), а в 2013-м эта сумма выросла до $46,6 млн (около 10%).
В чем причина такого феноменального роста? Прежде всего это новая волна предпринимателей, которые теперь получили доступный способ создания прототипов автоматики.
Однако успешная краудфандинговая сессия еще не залог глобального успеха. Предпринимателям предстоит захватить рынок и валидировать продукт. Для того чтобы выйти на мировой уровень, одним Шэньчжэнем не обойтись. Массовое производство сложной автоматики на глобальном уровне требует вмешательство таких «зубров» технологического производства, как тайваньский гигант Foxconn.
Пружины инноваций
Уилл Канин, основатель компании OpenTrons, специализирующейся на создании робототехники для жидкостных производств, отметил, что «если вы инженер, у которого есть отличная идея, и вы ждете две недели или пять дней для того, чтобы протестировать ее, то ни о какой креативности говорить нет смысла. Если у вас есть креативные идеи, вам необходимо как можно быстрее протестировать каждую из них, чтобы найти нужную. А в сфере автоматики именно в Шэньчжэне вы сможете сделать то, что невозможно в США».
OpenTrons – детище НАХ, суперактивного акселератора стартапов в области автоматики. НАХ объединяет инженеров и предпринимателей со всего мира в Шэньчжэне. Именно этот акселератор помог OpenTrons создать первый продукт под названием OT.One. Это пипеточный робот, который, по замыслу разработчиков, значительно сократит время ручного перелива жидкостей для биотехнологических исследований. Несмотря на то что создатели OpenTrons встретились в США, прототипы они приехали делать в Шэньчжэнь.
Как рассказывает Бен Йоффе, один из ключевых сотрудников HAX, за время работы в акселераторе он заметил, что существуют некие волны трендов. Источниками новых волн могут быть:
- патенты с истекающим сроком;
- научные открытия, в частности недорогие новые технологии;
- драматические падения цен на ключевые компоненты;
- адаптация технологий из других секторов промышленности.
К примеру, сеть IoT, которую развивает компания SigFox, была основана на технологиях связи, заимствованных у подводных лодок. Другая использует ракетные технологии из России. А падение цен на сенсоры в смартфонах привело к развитию сенсорных технологий во многих других устройствах.
Если стоимость остается неизменной, то решающую роль играет производительность: как только скорость интернета выросла с 100 кбит/с до 1 Мбит/с, мы перешли с e-mail на онлайн-видео, игры и контент. То же самое прослеживается в секторе мобильных технологий.
Каждое поколение породило новую волну услуг и победителей:
- 2G предложило рингтоны и SMS;
- 3G помогло с небольшими играми;
- 4G привнесло игры онлайн.
Что даст 5G? Возможно, это будут 360-видео или виртуальная реальность? Время покажет.
Акселератор успеха
Как считают создатели НАХ Сирил Эберсвайлер и Шон О’Салливан, «наш акселератор – первый в мире в сфере автоматики, IoT и подключенных устройств. Его вполне можно назвать Кремниевой долиной автоматики».
Что нужно для успешной работы в этом акселераторе? Отличная идея в вышеназванной области, сильная команда, прототип и страстное желание победить. Со своей стороны, НАХ предоставляет инвестиции, включая посевное финансирование, менторские услуги, офисное помещение и лабораторию, а также специализированных сотрудников для помощи в разработке дизайна и аутсорсинга.
Кроме того, он дает возможность общения с другими энтузиастами-стартаперами и предпринимателями. Акселератор ежегодно рассматривает предложения от тысячи стартапов, из которых отбирает 30 для инвестирования по своей программе. НАХ проводит две программы в год. Летняя программа HAX-S7 началась в июле.
Выбранные команды могут работать в офисе НАХ в Шэньчжэне в течение 111 дней. За это время они смогут завершить свои прототипы и изучить возможность масштабирования бизнеса при помощи широкого круга экспертов и менторов. Встречи с консультантами проходят еженедельно. Задача одна – вывести продукт на рынок как можно скорее.
В последние две недели программы команды смогут отшлифовать свой «питч» и подготовиться к демонстрации продукта в Сан-Франциско, где их ждут группа инвесторов, медиа и краудфандинговые возможности.
Что стартаперы получают? Основатели HAX выбрали максимально прагматичный подход. Акселератор предложит успешным стартапам посевной капитал в размере $25 тыс. на компанию за долю в 6%, $100 тыс. – за 9% и до $200 тыс. дополнительно. По окончании программы стартап может оставаться на связи с HAX. Его девиз – «HAX никогда не кончается».
Шанс на успех в акселераторе имеют в основном стартапы, уже создавшие прототип продукта в области потребительской автоматики, В2В или робототехники. Это, например, потребительская электроника, роботы, развлечения и игры, бионика, гаджеты (электронные устройства), «сумасшедшие» вещи.
Кроме НАХ в Шэньчжэне открылись еще несколько акселераторов с аналогичной целью – объединить иностранных инноваторов и изобретателей и китайских инженеров для создания революционных продуктов.
Волны трендов по Бену Йоффе Волна роботов. Два года назад практически не было проектов, связанных с робототехникой, а сегодня более трети отбираемых стартапов посвящены именно этой тематике. Например, в последнем «наборе» НАХ 15 выигрышных стартапов, в том числе коктейльный робот, робот по ногтевому искусству, робот – принтер на ткани, биопринтер, робот – микшер витаминных добавок и робот для аквариумов! В чем причина? Роботы стали относительно дешевы в изготовлении, а их компоненты типа сенсоров очень доступны. Весь процесс разработки может быть выполнен на смартфоне или в облаке. Сегодня базовый 3D-принтер сможет сделать практически любой способный студент-технарь. Сенсорная волна. Около года назад компании по производству медицинского оборудования тоже были редкостью. В последней программе НАХ таких было лишь три, причем две из них создавали новые сенсоры, а третья занималась комбинированием существующих сенсоров в новые устройства. Сейчас сенсорные технологии на подъеме. Теперь мы не говорим, что человек обладает пятью чувствами – их намного больше. Как насчет чувства голода? Или когда вам все время хочется бежать в туалет? НАХ недавно инвестировал именно в эти сенсорные технологии (особенно важные для людей старшего поколения или онкологических пациентов после операции по удалению рака простаты). Будущие волны. НАХ интересуют такие направления, как хаптические технологии, технологии мобильности, самоуправляемые машины. «Конечно, сложно сказать наверняка, в какие технологии мы будем инвестировать, – нас всегда находят новые стартап-сюрпризы, и это вселяет надежду», – отмечает Бен. Но некоторые волны можно прогнозировать. И предприниматели могут этим воспользоваться. Например, Makerbot, компания, производящая потребительские 3D-принтеры, родилась из патента, у которого срок истек в 2009 г. Когда стоимость этих принтеров упала с десятка тысяч долларов за штуку до нескольких тысяч, они стали просто товаром и позволили Makerbot совершить достойный выход в $400 млн. |
Единство места, времени и действия
Интервью с Бенджамином ЙОФФЕ, генеральным партнером акселератора НАХ.
– Есть ли в Китае город, который можно было бы назвать лучшей версией Кремниевой долины?
– Каждый город и регион в Китае имеет свои преимущества и недостатки. Например, Пекин – это отличный выбор для тех, кто разрабатывает программное обеспечение. Шэньчжэнь привлекателен для тех, кто занимается автоматикой, у него даже больше ресурсов, чем у Кремниевой долины.
Я выделил бы шесть компонентов экосистемы, необходимых для успеха:
1) Размер рынка. США пока еще остаются рынком номер 1 по уровню ВВП.
2) Капитал (ранняя стадия до продажи или выхода на IPO). В Китае сейчас бурно развивается ангельское инвестирование, продолжается рост капитала, но объем сделок M&A пока невелик.
3) Таланты. В стране много инженеров и предпринимателей, но, к сожалению, еще нет прочной связи между исследовательскими институтами и предпринимательством.
4) Культура. Предпринимательство сегодня широко распространено и в принципе приветствуется в массах. Причем даже неудачи не драматизируются, как прежде.
5) Инфраструктура. Все, что касается интернета и мобильной связи, в Китае сейчас на хорошем уровне. Появилось достаточно много качественных мероприятий, клубов для предпринимателей и инвесторов. Тем не менее, в плане юридической и бухгалтерской поддержки заметно отставание, особенно для скоростных и низкобюджетных сделок.
6) Регулирование. Здесь не все гладко. Например, можно быстро зарегистрировать компанию, но процесс найма иностранных сотрудников очень сложен, хотя, наверное, все же легче, чем в США. Кроме того, сохраняются серые офшорные механизмы.
– Каковы «за» и «против» открытия стартапов в Китае?
– Если вы не китаец и хотите сфокусироваться на китайском рынке, то у вас будет просто суперконкуренция – очень сложно работать, не будучи знакомым с культурой и особенно не владея китайским языком. Это все равно, что приехать в Пало-Альто и не говорить ни слова по-английски – получится ли у вас бизнес? Вряд ли. Так и здесь.
Тем не менее, если вам по душе открыть в Шэньчжэне стартап в области автоматики для внешнего рынка, то у Шэньчжэня не много соперников в этом плане.
– Каковы основные различия между китайскими и европейскими/американскими стартапами?
– В Китае сейчас намного более конкурентная среда, все происходит быстрее и интересней. Особо отмечу масштаб сделок – он намного больше, чем в Европе (на недавних раундах стартапы без труда набирали свыше $100 млн).
– Существует ли китайская стартап-культура?
– Безусловно. В настоящий момент «первое поколение стартаперов», которое сделало деньги на Tencent, Alibaba, Baidu и других стартапах, всячески поддерживает молодую поросль. Конечно, это еще не совсем культура «заплати вперед», которая сложилась в Кремниевой долине, но в этом Кремниевая долина больше глобальная аномалия, чем правило.
– Каково отношение к предпринимателям в Китае сегодня? Круто ли быть предпринимателем?
– Да, круто. Тем не менее хотел бы оговориться – мне кажется, что слово «инновация» само по себе уже не впечатляет. Здесь хотят видеть цифры и подтверждения, количество пользователей, рост и уровень прибыли. Мифический «одинокий гений», который еще импонирует американскому обывателю, совсем не находит признания в Китае.
– Назови истории успеха и примеры неудач акселератора HAX.
– Наверное, рано об этом говорить, ведь нам лишь три года, и чтобы достичь типичного срока созревания для стартапов и акселераторов (восемь лет), нам нужно еще пять. Но некоторые истории успеха уже есть: это несколько компаний с капитализацией $10–50 млн: Particle, Makeblock, Yeelink, несколько фантастически успешных краудфандинговых проектов – CHIP, компьютер за $9 и Electroloom, 3D-принтер, работающий на ткани, Prynt, превращающий смартфон в мгновенный фотоаппарат, и Kokoon, который производит умные наушники для сна. Три из них собрали на Kickstarter свыше $1 млн! И еще много других, которые только готовятся к выходу.
К неудачам я могу отнести в основном внутренние конфликты в стартапах. Например, непонимание и конфликты между создателями стартапов, задержки с выпуском продуктов.
– Почему ты этим занимаешься?
– Правильное место, правильное время и правильные люди!