Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 07-08 2015 |
Наталия КИЙ | 08 сентября 2015 |
Мобильная, персонализированная, партнерская… Медицина?
Пока больницы жалуются на сокращения штатных ИТ-единиц, информатизаторы здравоохранения выстраивают концепцию виртуальной и мобильной медицины.
Как бы ни была печальна действительность, без настойчивого и порой граничащего с идеализмом движения вперед эту самую действительность не переделать. Сегодня нашему не самому здоровому здравоохранению предлагается к рассмотрению модель «4P»: медицина предвидящая – predictive, превентивная – preventive, персонализированная – personalized, партнерская – participatory. Эта идеальная четырехвекторная медицина вполне согласуется с современным мировым представлением о медицине не как о скорой помощи в экстренном случае и не как о команде быстрого реагирования на заболевание, а как о постоянном наблюдении-мониторинге и обслуживании человека на основе динамической информации о состоянии его организма.
Если здраво смотреть на вещи, то нашему среднему болящему ни до одного из этих «P» не дотянуться. А хотелось бы. Что требуется, чтобы хотя бы приблизиться к идеалу-миражу?
Рабочая группа ИТ-специалистов РАМН «Виртуальная медицина и mHealth» считает, что необходимо задействовать как минимум три компонента: контакт-центры, личные кабинеты, программные платформы («шины»). Все три составляющие – новинки для буден бюджетной медицины. Контакт-центр требует разработки типового положения, методики мобильной медицины в практическом здравоохранении также не используются, типовых требований к «шине», конечно же, пока нет.
Как свидетельствует Екатерина Кокорина, директор департамента мониторинга, анализа и стратегического развития здравоохранения Минздрава, «при большинстве заболеваний наблюдение за пациентом пожизненное, а при сотнях миллионов посещений без ИТ не обойтись – только за справкой в поликлинику ежегодно приходят 26 млн граждан». По мнению Петра Кузнецова, директора «Портала РАМН», профессора Высшей школы экономики, виртуальная и мобильная медицина – в глобальном тренде развития технологий сбора и анализа «больших данных». «Мобильный телефон становится точкой входа в информацию о здоровье. Ранее данные о человеке передавались в отдельные базы данных, которые принадлежат больнице. Теперь они должны принадлежать человеку», – считает Антон Владзимирский («МСК Медстрах»).
И вправду, информационные технологии тонко «настраивают» здравоохранение на непрерывную дистанционную работу партнерства «врач–пациент». Справедливости ради: разве не по такой модели складываются взаимоотношения «хороший доктор – разумный пациент»? Для поддержания этого «канала связи» часто используется и мобильный телефон, и e-mail, и MMS, и факс. Самые разумные (или ипохондричные?) из homo sapiens и самые социально ориентированные (или экономные?) из цивилизованных стран давно придерживаются модели профилактической медицины. Постулат не новый, русский хирург Пирогов полтора века назад предрекал: «Будущее принадлежит медицине профилактической». Сегодня есть возможность (по крайней мере технологическая) реализовать это на персональном уровне.
Откуда деньги? Предлагается сочетать государственные источники в виде ОМС, Пенсионного фонда, федерального, регионального, муниципального бюджетов с негосударственными: ДМС, средства юридических и физических лиц, благотворителей.
Олег Симаков , член Экспертного совета Минздрава по ИКТ, считает, что широкое использование мобильных приложений – один из способов повышения эффективности расходов на медицину. По его данным, еще два года назад в мире насчитывалось около 100 тыс. mHealth-приложений; к 2018 г. количество официально применяемых цифровых решений в американском здравоохранении утроится и даст экономию в $10 млрд в 2015 г. и $50 млрд – через три года.
mHealth, среди сервисов которого 74% занимают диагностика, мониторинг и услуги по уходу, – это мировой рынок с объемом $10,5 млрд в 2014 г. и с прогнозируемым ростом на 33,5% к 2020 г. Среди причин роста О. Симаков называет высокую доступность устройств, совместимых с мобильными телефонами, и рост доли болезней, требующих постоянного наблюдения и предупреждения, – диабет, инсульт, ИБС, инфаркт. Мобильные гаджеты здесь не игрушки: они помогают больным хроническими заболеваниями предотвратить угрозу жизни, избежать кризисов, сокращают показания к госпитализации и – экономят бюджетные деньги. На этом рынке играют крупные и известные компании – Philips healthcare, Omron healthcare, AT&T, Johnson & Johnson.
Непростая задачка и основной фактор реализации mHealth – объединение многочисленных устройств и платформ. Интероперабельность, интероперабельность – как мантру, твердят специалисты: преобразование данных и обмен ими, масштабирование, консолидация мединформации из различных источников, гибкие программы и устройства для домашнего мониторинга, защита личных данных. А значит, стандарты, интерфейсы, справочники, ЭМК… С этим в нашей медицине все еще непросто.
Поэтому набираем мобильный любимого доктора, пересылаем по мейлу результаты анализов, дневник давления и пульса, ЭКГ по факсу. И вот она, мобильная, персонализированная, партнерская.