Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 01-02 2015 |
Евгения ВОЛЫНКИНА  | 02 марта 2015 |
Облачные сервисы: от традиции до экзотики
Российский рынок облачных сервисов уже несколько лет подряд растет как минимум на несколько десятков процентов в год. Он продолжает быть рынком покупателя, для привлечения которого облачным провайдерам приходится думать и об ассортименте, и о качестве, и о ценах предлагаемых товаров.
Пир аналитиков
ХааS-глоссарий для потребителей облачных сервисов |
IaaS (Infrastructure as a Service) – инфраструктура как сервис
SaaS (Software as a Service) – ПО как сервис
PaaS (Platform as a Service) – платформа как сервис
BaaS (Backup as a Service) – резервное копирование как сервис
B2GaaS (Business Together as a Service) – средства совместной работы и коммуникаций как сервис
BIaaS (Business Intelligence as a Service) – бизнес-аналитика как сервис
BPaaS (Business Process as a Service) – бизнес-процесс как сервис
CaaS (Communications as a Service) – коммуникации как сервис
CCaaS (Contact Center as a Service) – контакт-центр как сервис
DaaS (Data as a Service) – данные как сервис
DaaS (Desktop as a Service) – десктоп как сервис
DRaaS (Disaster Recovery as a Service) – аварийное восстановление данных как сервис
EaaS (Encryption as a Service) – шифрование как сервис
SecaaS (Security as a Service) – безопасность как сервис
UCaaS (Unified Communications as a Service) – унифицированные коммуникации как сервис
VSaaS (Video Surveillance as a Service) – видеонаблюдение как сервис
|
Аналитики по традиции прогнозируют мировому облачному рынку безоблачное будущее и даже корректируют свои прогнозы в сторону увеличения. В минувшем 2014 г. Forester Research заявила, что к 2020 г. глобальный рынок облачных сервисов достигнет величины $191 млрд, тогда как тремя годами раньше называлась цифра $159 млрд. Исследовательская компания IHS дает еще более внушительные прогнозы: к 2017 г. расходы предприятий на облачные сервисы достигнут отметки в $235,1 млрд (в 2011 г. они составляли почти втрое меньше – $78,2 млрд), однако здесь учитываются затраты компаний не только на сторонние облачные сервисы, но и на построение и эксплуатацию облачных решений на базе собственной ИТ-инфраструктуры. Регулярно проводит исследования облачного рынка для сектора SMB компания Parallels. По ее прогнозам, к 2016 г. доходы рынка облаков для «маленьких» достигнут $125 млрд.
На российском облачном рынке масштаб цифр совсем другой, поскольку он составляет малые доли процента от мирового. В 2013 г. IDC представила прогноз, согласно которому объем российского рынка облачных услуг должен расти со скоростью минимум 50% в год и к концу 2016 г. достичь не менее $460 млн. Компания J’son & Partners в прошедшем году исследовала только рынок IaaS-сервисов, и по ее мнению, в 2014 г. он должен был увеличиться на 47% до 2,5 млрд руб., а потом расти со средней скоростью 29% в год и к 2018 г. достичь 7 млрд руб. (правда, в момент публикации прогноза курс рубля был раза в два выше, чем сейчас). Примечательны оценки J’son & Partners количества пользователей IaaS-сервисов в России – сегодня таковых насчитывается около 20 тыс., а к 2018 г. в их ряды встанут порядка 58 тыс. компаний.Облачные планы и бюджеты некоторых компаний тоже выглядят очень эффектно. Например, недавно компании HP и Cisco заявили об инвестировании в облачные продукты по $1 млрд в течение ближайших двух лет, а затраты Microsoft на развитие облачных сервисов и технологий уже сейчас составляют $4,5 млрд в год. И такие инвестиции нельзя назвать чрезмерными и тем более неоправданными: по итогам 2013 г. Microsoft отчиталась о доходах от предоставления коммерческих облачных сервисов в размере $4,4 млрд, на 147% больше, чем годом ранее (данных за 2014 г. пока нет, но наверняка они будут того же порядка).
По данным Orange, доля IaaS-сервисов на российском рынке составляет примерно 56%, а SaaS-облаков – около 33%, тогда как в глобальных масштабах лидируют SaaS-сервисы, на долю которых приходится 53% доходов. Во всяком случае, все российские дата-центры, которые занимаются облачными сервисами, активно продвигают услуги IaaS, и многим из них они приносят 90–95% доходов от облаков. Но есть провайдеры IaaS-сервисов, которые сами являются клиентами коммерческих ЦОДов. Так, в прошлом году в московском дата-центре DataSpace была развернута инфраструктура публичного облака InfoboxCloud для предоставления IaaS-сервисов. Причем компания Infobox, судя по всему, берется соперничать с облаками Amazon Web Services, Microsoft Azure и Google Compute Engine по удобству и гибкости аренды ресурсов пользователями и обещает всем заказчикам такой уровень бесперебойной работы и надежности, который раньше себе могли позволить только банки и крупные компании. Гарантией тому является базирование облака в ЦОДе, имеющем все три сертификата Uptime Institute уровня Tier III: на проект, готовую площадку и эксплуатационную устойчивость.
Отличие облачных приложений от приложений предыдущего поколения заключается в том, что они интуитивно понятны. Для их внедрения не нужны консультанты, руководства по эксплуатации и т. д. – пользователю все должно быть ясно из интерфейса и подсказок, примерно так, как в iTunes или DropBox. Если приложение требует изучения инструкций по эксплуатации, то велика вероятность, что им никто не будет пользоваться. Проблемы, как правило, возникают с теми приложениями, которые в идеале должны быть понятны для пользователя, но на самом деле таковыми не являются.
Сергей ТАРАН , гендиректор, «Онланта»
|
В топах облаков
Что касается мировой популярности SaaS-сервисов, то аналитики Forester Research называют лидерами корпоративную электронную почту, видеоконференцсвязь и виртуальные АТС и объединяют их в некий комплексный сервис унифицированных коммуникаций (UCaaS), обеспечивающий все функции совместной работы для бизнес-пользователей. По данным компании Parallels, на зрелых рынках каждая SMB-компания в среднем использует пять облачных сервисов, а к 2016 г. их количество увеличится до девяти (сейчас наибольшей популярностью у малого и среднего бизнеса пользуются хостинг веб-сайтов и доменов, электронная почта бизнес-класса, облачная телефония, резервное копирование и приложения для обмена файлами, такие как Dropbox, OneDrive, Box.com и т.п.). Кстати, количество доступных пользователям SaaS-сервисов уже измеряется сотнями. В III квартале 2014 г. компания Skyhigh Networks провела опрос 1,6 млн (!) корпоративных пользователей в странах ЕС и выяснила, что в списке используемых ими сервисов фигурируют 724 наименования, тогда как в начале того же года их было «всего» 588. Хотя, если посмотреть на скорость, с какой Microsoft запускает новые сервисы в облаке Azure (за год их там прибавилось более 300 шт.), то такое разнообразие уже не удивляет.
Между самыми популярными сервисами уже разворачиваются настоящие ценовые войны. В течение 2014 г. объявления о снижении цен на хранение файлов в облачных хранилищах следовали одно за другим. В марте 2014 г. услуги облака Google Drive подешевели в 2,5–5 раз в зависимости от тарифного плана и, например, хранение 1 Тбайт данных стало стоить $9,99 в месяц вместо прежних $49,99. Как было официально объявлено, снизить цены позволила модернизация инфраструктуры дата-центров Google. В июне Microsoft сделала ответный шаг – емкость бесплатного пространства в облачном хранилище OneDrive увеличилась с 7 до 15 Гбайт, а пользователи Office 365 получили без дополнительной оплаты 1 Тбайт места. В августе компания Dropbox довела стоимость хранения 1 Тбайт данных до $9,99 в месяц или $99 в год. Ну а самый сильный ход сделал небольшой стартап из Сан-Франциско: компания Streem объявила о том, что все зарегистрированные пользователи могут за $20 в месяц загрузить на ее серверы неограниченный объем любых данных. По заявлению создателей «бездонного» хранилища, в нем использованы специальные технологии дедупликации и сжатия данных, позволяющие существенно сократить место, занимаемое файлами пользователей на физических носителях. Об успешности такого бизнес-кейса и реальных возможностях используемой Streem технологии сжатия говорит хотя бы то, что компания вскоре получила $875 тыс. инвестиций от нескольких инвестиционных фондов.
В родных осинах
Рейтинг популярных сервисов |
|
Источник: опрос «ИКС» |
Тенденции российского SaaS-рынка, как отмечают в компании Parallels, в общем и целом соответствуют общемировым: все, что успешно продается за рубежом, есть и у нас. Однако у нас рынок малого и среднего бизнеса, который во всем мире является основным потребителем SaaS-облаков, сам по себе гораздо меньше, чем на Западе. К тому же российская ИТ-отрасль традиционно привыкла ориентироваться на крупные предприятия, а не на мелкий бизнес. Но сейчас российский облачный рынок уже начал успешный разворот в направлении SMB. По данным Parallels, почти треть российских компаний использует хотя бы одну облачную услугу, а среди стартапов, появившихся на рынке разработки ПО за последние три года, нет ни одного, который занимался бы необлачными приложениями.
Определенное представление о составе российских пользователей облачных сервисов дает исследование клиентов облачной системы «Битрикс24», предназначенной для организации работы предприятия, которое ее провайдер компания «1С-Битрикс» провела в октябре-ноябре 2014 г. Из 1887 респондентов (вполне серьезная выборка) почти 33,5% составили ИТ- и интернет-компании. В топ-5 отраслей, которые можно назвать передовиками освоения корпоративного облачного ПО, вошли также PR, маркетинг и реклама (19%), сфера услуг (чуть более 12%), консалтинг и управленческие услуги (около 12%), а также строительство, ремонт и благоустройство (11,3%).
Самым массовым облачным сервисом в России является, конечно же, электронная почта. Следующим в списке идет облачное хранение данных. Эти сервисы активно используются и частными, и корпоративными пользователями, и поэтому их провайдерами становятся компании, уже имеющие обширную абонентскую базу. Например, в прошлом году Mail.Ru интегрировала свою «Почту» и «Облако», чтобы можно было сохранять и отправлять файлы, минуя накопитель компьютера пользователя. Сотовый оператор «МегаФон» объявил о запуске облачного хранилища «МегаДиск», причем трафик доступа к загруженным туда файлам для абонентов бесплатен. МТС представила пакет облачных услуг Microsoft Office 365 и сервисов мобильного интернета «Виртуальный офис», ориентированных на компании SMB.
Провайдерами облачных сервисов становятся и банки. Правда, они обычно выступают агрегаторами сторонних облачных сервисов интернет-бухгалтерии, складского учета, подготовки и сдачи отчетности через интернет и т.п., ориентированных на компании малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей.
ГОЛОСОВАНИЕ |
Самый нужный облачный сервис
|
Документооборот 49%
CRM 29%
Бухгалтерия 15%
Collaboration 7%
|
Наше собственное импровизированное исследование, проведенное в ходе подготовки этой темы номера, показало, что самым популярным облачным сервисом в России является IaaS (так считает больше половины опрошенных), на втором месте с небольшим отрывом идут SaaS-приложения без указания их конкретного назначения.
Облачный креатив
Многие услуги из нашего рейтинга популярных сервисов уже стали почти традиционными, их оказывают многие провайдеры. Но за последний год на рынке появились разнообразные облачные сервисы, нацеленные на довольно узкую или специфичную аудиторию. Некоторые из них можно назвать просто экзотическими.
Облачная экзотика
|
|
Вот уже много лет говорится о проблемах с безопасностью в облачных средах. Провайдеры устали доказывать, что могут обеспечить гораздо более высокий уровень защиты данных пользователей, чем те могут позволить себе в автономных условиях, и начали предлагать специальные облачные сервисы по защите данных (SecaaS). А недавно появилось разработанное компанией SafeNet решение, с помощью которого провайдеры могут построить облачный сервис шифрования данных заказчиков, хранящихся в облаке (EaaS).
Компания HP разработала облачную платформу для анализа «больших данных», а «Яндекс» запустил облачный сервис распознавания речи SpeechKit Cloud, с помощью которого разработчики приложений для мобильных устройств, автомобильных навигаторов, систем телефонии и т.д. смогут добавлять в них функцию распознавания голоса. Компания Cloud4Y представила облачную услугу «PCI DSS хостинг» для безопасной обработки данных банковских карт и сервис «Облако ФЗ-152», предназначенный для хранения персональных данных на территории РФ в соответствии с упомянутым в названии законом (система аттестована ФСБ и ФСТЭК и обещает стать особенно актуальной в сентябре нынешнего года, когда вступит в действие закон о хранении персональных данных российских подданных). Недавно на нашем рынке появилось решение облачного видеонаблюдения RealTrack Interactive, в котором есть функции видеоаналитики с распознаванием лиц. Предназначено оно для магазинов, бизнес-центров, спортивных комплексов и других мест массового скопления людей, за поведением которых владельцы объекта хотели бы понаблюдать ради безопасности либо в маркетинговых целях.
Безопасность – это главный аргумент в пользу облаков, а не барьер на их пути. Клиенты, конечно же, могут самостоятельно построить системы защиты любой сложности, но в 99% случаев они ограничиваются лишь использованием базовых средств. То, что у хостинг-провайдера заложено в основу архитектуры, для многих клиентов – амбициозная цель. Особую роль с точки зрения уязвимости в каждой организации играет собственный ИТ-персонал, поскольку он полностью владеет данными заказчика и имеет доступ к ИТ-оборудованию, которое гипотетически можно украсть. Инженер первой линии поддержки сервис-провайдера имеет значительно меньшие возможности нанести клиенту какой-либо урон по сравнению с собственным сисадмином. А отсутствие у провайдера конкретных «физических» серверов, выделенных под конкретного клиента, делает невозможным юридическое изъятие оборудования.
Леонид АНИКИН, руководитель направления облачной инфраструктуры, Softline
|
Облачные технологии применяют в своей работе даже создатели вредоносного ПО. Например, летом прошлого года появился банковский троян Dyre, который продается по модели SaaS вместе с услугами настройки и реализации атак на системы интернет-банкинга.
Облака, несмотря на свою туманность, стали довольно прочной основой для выдумки и фантазии при разработке самых разных сервисов, и наверное, скоро не останется ни одного бизнес-процесса, у которого не было бы облачной версии. Популярность самых распространенных облачных сервисов никуда не денется, но нынешний тонкий «длинный хвост» нишевых облаков будет набирать вес.