Рубрикатор |
Статьи |
Евгения ВОЛЫНКИНА  | 25 декабря 2014 |
Без правильной организации процессов деньги не помогут
Успешность информатизации здравоохранения и финансовые возможности региона далеко не всегда взаимосвязаны.
В последний месяц уходящего года во всех федеральных округах страны Департамент информационных технологий и связи Минздрава РФ проводит совещания с местными медицинскими информационно-аналитическими центрами для формирования дальнейших планов развития информатизации здравоохранения в регионах. На них, конечно, подводятся и итоги проведенных работ по информатизации. Как отметила на недавней конференции «Практические вопросы применения информационных технологий в здравоохранении» директор этого департамента Елена Бойко, успешность информатизации, как выяснилось, не зависит от того, является ли данный регион дотационным или регионом-донором - все зависит от того, насколько правильно был организован процесс внедрения. Если на первом этапе не были проанализированы существующие бизнес-процессы в медицинских организациях, не определены участки, где необходима автоматизация, не определены способы этой автоматизации и т.д. (перечислять можно долго), то ожидать создания эффективно работающей медицинской ИС (МИС) не приходится.
Судя по всему, в Тюменской области информатизацией здравоохранения занимались "правильно". Как рассказал заместитель директора департамента здравоохранения области Алексей Немков, каждый процесс (запись на прием к врачу, направление на исследования, получение результатов исследования, направление пациента на консультацию и т.п.) сначала описывался, потом анализировались возможности и способы его автоматизации. Причем, как правило, реинжиниринг всех процессов требовал корректировки региональных нормативно-правовых актов и эти организационные доработки производились одновременно с определением функционала медицинской ИС. После этого начиналась стадия проектирования процесса - разрабатывался регламент, в обсуждении которого принимали участие и главные врачи ЛПУ и рядовые медицинские работники. Следующий этап - непосредственно разработка программного продукта. Затем - тестирование разработанного процесса в пилотных медицинских учреждениях, далее - сбор обратной связи от медицинских работников, которые должны дать отзывы о том, удобен ли им предложенный функционал, как его следует изменить и т.п. После доработки процесс тиражируется на все остальные медицинские организации области.
Для реализации программы информатизации здравоохранения в регионе были созданы комиссия по информатизации здравоохранения, которая определяет стратегию разработки функционала информационных систем; рабочая группа по информатизации, которая определяет детали разработки процессов, намеченных для автоматизации вышеупомянутой комиссией; и проектный офис по информатизации. Причем, по словам А. Немкова, в состав комиссии по информатизации, рабочей группы и проектного офиса входят не только ИТ-специалисты, но также руководители медицинских организаций и рядовые врачи.
Многие говорят о консервативности медицинской среды и ее противодействии информатизации. Однако если руководители медицинских организаций и врачи сами участвуют в процессах определения и разработки функционала медицинских ИС от зарождения идеи до ее реализации, то никакого противодействия не наблюдается, а наоборот - у них появляется стимул для информатизации, которая по идее должна сделать их работу более удобной.
В общем, процесс информатизации в здравоохранении не должен ничем отличаться от аналогичной процедуры в любой другой организации, в том числе коммерческой: автоматизация хаоса ничего не дает, нужна формализация всех бизнес-процессов, четкое описание начального и конечного состояния бизнес-процессов, разработка функционала с учетом мнений конечных пользователей, опытная эксплуатация, доработка и затем полномасштабное внедрение.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!