Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 12 2014 |
Лилия ПАВЛОВА  | 08 декабря 2014 |
За порядок в орбитальной «коммуналке»
С 2014 г. МСЭ взялся за инвентаризацию планетарного спутникового ресурса и намерен закрутить гайки в отношении нарушителей международных правил его использования.
На орбите перегрузка
Как любая окружность, геостационарная орбита имеет 360°. В принципе считается, что для нормальной работы двух спутников в соседних орбитальных позициях разнос между ними должен составлять не менее 3°. Между тем сегодня на ГСО работает порядка 400 спутников (ежегодно осуществляется около 40 запусков). Если изобразить круг геостационарной орбиты и нанести на него контуры космических аппаратов, то они сольются в одну жирную линию. Орбита явно «перенаселена», однако уже сейчас в МСЭ зарегистрированы присвоения частот для более чем 1080 геостационарных спутниковых сетей и проводится координация частотных присвоений около 1,5 тыс. сетей.
Каждая заявка, как правило, заключает в себе определенные неудобства (помехи) для спутников в уже заявленных позициях – и все более важным становится международное распределение орбитально-частотного ресурса, которым занимается МСЭ, используя два подхода – координационный и плановый. Каждый из них имеет свои преимущества и недостатки.
Кто первый встал – того и тапки
Координационная процедура возникла на заре заселения геостационарной орбиты, и благодаря ей сегодня в выигрышном положении оказались страны, которые были первопроходцами в области спутниковой связи. В 60-е годы прошлого столетия СССР, США и Франция заявили огромное количество позиций и получили их. Идущие следом должны с этим считаться – координировать частоты своего спутника, запускаемого в соседнюю точку на ГСО, с тем, чтобы не создавать помехи «старожилам» орбиты. Схема координации примерно такова: администрация связи (АС) посылает в МСЭ заявку на предполагаемую новую систему с указанием ее параметров по установленной форме; МСЭ определяет зарегистрированные или заявленные сети, помехи которым превышают установленный уровень, и публикует список затронутых сетей и администраций. Заявляющая АС должна провести координацию со всеми затронутыми администрациями путем переговоров и/или переписки, изменив при необходимости параметры или режимы заявляемой сети для достижения совместимости. После завершения этой процедуры она сообщает об этом Бюро радиосвязи (БР) МСЭ.
Со временем владельцы спутников научились торговаться за частоты, однако странам, которые только сейчас вступают в космический этап своего развития, все тяжелее найти на орбите место и потом скоординировать позицию. Что в принципе противоречит уставу Международного союза электросвязи, по которому ГСО признается общим достоянием человечества. Ни одна страна не имеет права собственности на часть геостационарной орбиты, но использовать ее имеет право любое суверенное государство. Эта норма входит в определенный конфликт с координационным подходом к распределению спутникового ресурса, чего не скажешь о подходе плановом.
Заселение по плану
Плановый подход был принят МСЭ по требованию развивающихся стран. Он предусматривает закрепление за всеми странами как минимум одной позиции на геостационарной орбите, одинаковой для всех стран полосы частот и национальной зоны покрытия. Тем самым каждой стране гарантируется возможность реализовать собственную национальную систему спутниковой связи и вещания.
Принцип, покончивший с «дедовщиной» на орбите, породил свои проблемы, главная из которых – «бумажные» спутники (т.е. орбитальные позиции резервируются, но не используются). По словам Виктора Стрельца, члена Радиорегламентарного комитета МСЭ, когда операторы или администрации связи сталкиваются с перегрузкой орбиты и сложностью процедур Регламента радиосвязи (РР), они оказываются перед непробиваемой стеной. Чтобы исправить ситуацию, Международный союз электросвязи действует в трех направлениях: совершенствование правил и процедур распределения орбитально-частотного ресурса; принятие организационных и технических мер, направленных на устранение помех; повышение статуса решений Радиорегламентарного комитета (РРК).
«Бумажным» спутникам – нет
Для совершенствования правил и процедур распределения орбитально-частотного ресурса на собираемых раз в четыре года конференциях МСЭ рассматриваются предложения представителей стран – членов организации и принимаются по ним решения. Так, по решению Всемирной конференции радиосвязи в 2012 г. в Регламент радиосвязи были внесены некоторые изменения. Радиорегламентарный комитет был наделен правом исключения частотных присвоений из Международного справочного регистра частот (МСРЧ), приостановки частотных присвоений на срок до трех лет. Поскольку многие администрации связи хитрят – используют один и тот же спутник для подтверждения частотных присвоений в разных позициях, ВКР установила 90-дневный срок нахождения спутника в орбитальной позиции. На случай форс-мажора были приняты почти четыре десятка правил и процедур Радиорегламентарного комитета.
Радиорегламентарный комитет выделяет три веховых этапа борьбы МСЭ с «бумажными» спутниками. На первом (2009 – 2012 гг.) Бюро радиосвязи «вежливо», как говорят участники процесса, обращалось ко всем администрациям связи с просьбой проверить использование зарегистрированных частотных присвоений и удалить из своих справочных регистров неиспользуемые присвоения. Администрации должны были либо подтвердить регулярное использование, либо исключить неиспользуемые частотные присвоения. Сообщения администраций связи БР принимало на веру.
На втором этапе (2012 – 2013 гг.), после Всемирной конференции радиосвязи, борьба с «бумажными» спутниками велась путем применения положений Регламента радиосвязи. По своей инициативе, но опираясь на соответствующие положения РР, бюро принимало меры по удалению неиспользуемых частотных присвоений из МСРЧ (для принятия решений БР обращалось в Радиорегламентный комитет). Под эту процедуру подпало большое количество «бумажных» спутниковых сетей. Администрации связи, взаимодействуя с БР в соответствии с п. 13.6 РР, направляли в Радиорегламентарный комитет материалы, подтверждающие регулярное использование частотных присвоений спутниковыми сетями.
А в 2014 г., как отмечает В. Стрелец, для операторов закончилось время, когда можно было что-то недоговаривать или хитрить. Начался новый этап – скрупулезной проверки Международного справочного регистра частот на соответствие заявленного орбитально-частотного ресурса реально используемому. Бюро радиосвязи по своей инициативе либо на основе обращений администраций связи проверяет соответствие заявленных характеристик реально используемым частотным присвоениям спутниковых сетей. Для принятия решений БР обращается в Радиорегламентарный комитет. За всеми администрациями связи Регламентом радиосвязи закреплены правила взаимодействия с БР и необходимость направления в РРК материалов, подтверждающих регулярное использование частотных присвоений спутниковыми сетями. На собраниях РРК также рассматриваются спорные ситуации, когда одна администрация связи просит удалить неиспользуемые другой АС частотные присвоения. В результате за год благодаря действиям Бюро радиосвязи и решениям Радиорегламентарного комитета было исключено порядка 200 частотных присвоений.
А на следующем этапе, по словам В. Стрельца, будут использованы станции спутникового радиоконтроля. Что касается организационных и технических мер по устранению помех, то это прежде всего использование спутникового мониторинга и заключение международных соглашений, принимаемых на уровне Полномочной конференции. Вероятно также, что для отдельных случаев на конференции потребуется рассмотреть вопросы повышения статуса решений Радиорегламентарного комитета. Сейчас, если эти решения не выполняются администрациями связи, последней инстанцией выступает генеральный секретарь МСЭ, который, в свою очередь, обращается к руководству соответствующего государства. Так, в прошлом году было отправлено письмо в адрес президента США с просьбой прекратить помехи на территории Кубы (просьба была выполнена).