Рубрикатор |
Статьи |
Лилия ПАВЛОВА  | 27 ноября 2014 |
Еще один «сдвиг парадигмы»?
Видеоаналитика, которая на протяжении уже нескольких лет держится в ряду основных трендов рынка видеонаблюдения, входит в фазу развития облачных вычислений, что обещает новый передел рынка.
Новые тренды
Объем мирового рынка видеонаблюдения в 2013 г., по разным оценкам, составил около $15 млрд, к 2018 г. вырастет до $27,3 млрд, а к 2020 г. превысит $42,06 млрд со среднегодовыми темпами роста 13 – 16%. При этом аналитики отмечают опережающие темпы роста в сегменте IP-видеонаблюдения (20 – 30%), который хотя еще уступает по объемам аналоговому, но постепенно отвоевывает у него процент за процентом. Сейчас в мире в среднем на долю сетевого видеонаблюдения приходится около 20% общего объема, в России – 30%. Передел рынка можно считать состоявшимся.
В уходящем году на этом рынке обозначились новые тренды, усиление которых ожидается в ближайшие несколько лет. Это активный выход азиатских производителей на глобальную арену, консолидация игроков (в 2014 г. Canon купила компанию Milestone Systems, Costar Technologies – CohuHD, QEOS – Centric Technologies), использование правоохранительными органами «больших данных» социальных сетей для анализа. Из технологических трендов можно выделить повышение качества видео, распространение панорамных сетевых камер с 180/360-градусным углом обзора, развитие систем встроенной видеоаналитики, переход к сервисной модели видеоанализа, упрощение процесса инсталляции систем видеонаблюдения.
Последний из упомянутых трендов заметно проявился на российском рынке с приходом датской компании Milestone Systems, производителя открытой программной платформы управления IP-видеонаблюдением, обеспечивающей совместимость с тысячами камер от более чем 150 производителей, бесшовную интеграцию со сторонними решениями в области видеоаналитики, мобильного доступа и др. Как заявил на недавнем форуме All-over-IP Хенрик Фриборг Якобсен, сооснователь Milestone Systems, компания намерена наверстать упущенные на российском рынке годы и сейчас активно инвестирует в развитие сети дистрибьюторов, обучение инсталляторов, системных интеграторов и конечных потребителей новейшим технологиям, а также подходам к эффективному использованию видеонаблюдения и защите уже сделанных инвестиций..
Аналитика «на борту»…
По данным IMS Research, объем рынка видеоаналитики в 2012 г. составлял $400 млн, а к 2016 г. прогнозируется его рост до $ 1 млрд. Интерес к таким решениям понятен – они минимизируют риски «человеческого фактора», автоматически фиксируют только подозрительные моменты на объектах видеонаблюдения. При этом встроенная аналитика, когда «интеллект» сосредоточен в камерах, а не на серверах, постепенно становится стандартом. Как отметил Уве Бартелмес, директор по продажам MOBOTIX AG, с 2001 г., когда появились первые системы встроенной аналитики, они ежегодно прирастают новыми модулями и возможностями. Камера передает звук через IP, фиксирует тревожные ситуации, распознает лица и номерные знаки на транспорте, обнаруживает оставленные предметы и неправильные парковки и проч. В нынешнем году вендор совместил тепловизионные и оптические видеомодули в одной камере. Первый видеосенсор используется для обнаружения движения человека при любом освещении, второй – для идентификации его личности.
Sony Electronics начала применять технологии встроенной видеоаналитики с третьего поколения своих камер (2006 г.), с пятого – на платформе собственной разработки DEPA Advanced. Со сменой поколений камер вендор совершенствует платформу, наращивая число и функционал интеллектуальных модулей. В нынешнем, шестом, поколении DEPA Advanced по заданному пользователем набору правил подает сигнал тревоги при регистрации тревожного события, осуществляет детекцию оставленных или убранных предметов, а также детекцию лиц. Сейчас, по словам представителя компании Михаила Зикеева, полный пакет видеоаналитики «заливается» абсолютно во все камеры вендора как низко-, так и высокобюджетных модельных рядов.
Помимо производителей камер, решения для видеоаналитики разрабатывают компании, создающие системы интеллектуального видеонаблюдения. В этой нише уверенно себя чувствуют российские производители. Так, программную платформу «Интеллект» компании ITV | AxxonSoft, объединяющую комплексную видеоаналитику и возможность гибкого программирования реакций на события, широко используют не только российские, но и зарубежные заказчики. На All-over-IP компания продемонстрировала совместную работу модулей «Face-Интеллект» (идентификации по изображению лиц в толпе на транспортных, спортивных, развлекательных и других объектах) и «Авто-Интеллект» (распознавание номеров автомобилей, автоматическая фиксация нарушений правил дорожного движения) с виртуальными точками прохода, которые дают возможность фиксировать проход человека на территорию объекта при распознавании лица или номера его автомобиля, имеющихся в базе данных. В этом году компания представила также технологию получения метаданных, генерируемых «на борту» видеокамер, с максимальным задействованием инструментов видеоанализа.
Системы видеоаналитики другого российского разработчика, компании «Вокорд», работают более чем в 70 проектах класса «безопасный город» в России и за рубежом: фиксируют нарушения правил дорожного движения и неправильную парковку, анализируют транспортные потоки. В сентябре 2014 г. в метрополитене Алматы стартовал проект внедрения интеллектуальной системы распознавания лиц VOCORD FaceControl – и уже через пару месяцев система помогла выявить и задержать группу злоумышленников, подложивших в вагон муляж взрывного устройства. Специализированные камеры в автоматическом режиме выделяют, фотографируют и сохраняют в базу данных лица пассажиров, входящих и выходящих из метро. Как сообщил техдиректор компании Алексей Кадейшвили, VOCORD FaceControl также прошла успешные испытания на станциях «Библиотека им. Ленина» и «Парк культуры» московского метрополитена и в санкт-петербургском метро (станция «Ладожская»).
В то же время, по данным Николая Птицына, генерального директора компании «Синезис», в выручке разработчиков систем интеллектуального видеонаблюдения доля видеоаналитики не превышает 10%, что свидетельствует об определенной незрелости рынка.
…и за бортом
За несколько лет реализации программ «безопасных городов» в инфраструктуру видеонаблюдения инвестированы миллиарды рублей, тысячи камер установлены на подъездах домов, вдоль дорог и на перекрестках, в парках и скверах. Потенциал этого видео далеко не раскрыт, уверен Н. Птицын, поскольку в большинстве проектов оно не структурировано для анализа, не имеет удобных инструментов для поиска, не используется для совместной работы (на его материалы невозможно отправить ссылку), плохо интегрировано с информационными системами города, не собирает статистики событий. Между тем требования современных организаций к системам видеонаблюдения и видеоналитики уже не ограничиваются вопросами безопасности, но распространяются на управление бизнес-процессами и включают кроссплатформенность клиента, возможность простой интеграции на основе веб-ориентированной архитектуры. Решить эти проблемы «Синезис» предлагает путем подключения уже установленных камер к облачному сервису видеоаналитики.
На All-over-IP компания пришла с таким программным продуктом, разработанным на основе облачной веб-ориентированной архитектуры для решения задач безопасности (простой и удобный поиск в видеоархиве по типу объекта, типу поведения объекта и типу события, возможность совместной работы заинтересованных служб) и корпоративного управления (создание для руководителей организации отчетов и формирование фотоальбомов о событиях, происходящих в месте бизнес-процесса: в банке, торговом центре, на стройплощадке и др.). Этим решением уже заинтересовался инноград «Сколково», резидентом Фонда которого выступает «Синезис», а также некоторые операторы связи.
К облакам готовы?
По прогнозам аналитиков, к 2017 г. объем мирового рынка облачного видеонаблюдения составит $2,4 млрд против $1 млрд в 2014 г. В России он сейчас практически незаметен, круг поставщиков ограничен десятком компаний, предлагающих услуги хранения видеоархива и оперативного доступа к нему. Немногочисленные же заказчики, в основном сетевые торговые компании, довольствуются и этим. Однако разработчики ПО для «видеонаблюдения как сервиса» уверены, что наступает время облачного видеоанализа, поскольку просто записывать видео мало кому интересно, пользователи хотят извлекать из этого потока полезную для себя информацию. Кроме того, по мере увеличения количества камер видеонаблюдения (уже сейчас появляются проекты, рассчитанные на тысячи камер) и объемов поступающих с них данных (с 2013 г. по 2017 г. этот показатель увеличится вдвое, прогнозирует IMS Research) все более остро будут давать о себе знать проблемы с пропускной способностью каналов связи, особенно в регионах, считает Н. Птицын. В этой ситуации переход от непрерывного («ручного») видеонаблюдения к событийному неизбежен.
Можно ожидать, что запускаемый сейчас разработчиками ПО видеоаналитики новый облачный сервис по мере роста популярности и проникновения на корпоративный и массовый рынки (со стороны госсектора заказчиками могут выступить «безопасные города», не использующие в своих проектах видеоаналитику) будет подтягивать новых игроков: заинтересованных в его продвижении системных интеграторов, операторов связи с их многомиллионными абонентскими базами. Грядет новый передел рынка?