Рубрикатор |
Статьи |
Александра КРЫЛОВА  | 26 ноября 2014 |
mPOS в России нужна экосистема поддержки
Постепенно популярность способа оплаты онлайн-покупок банковской картой курьеру в России растет, однако для его дальнейшего распространения нужна поддержка всех участников финансового рынка.
Такое мнение сразу несколько участников этого очень молодого и инновационного сегмента высказали в ходе дискуссии на Национальном платежном форуме, целью которой был поиск эффективных рыночных и регуляторных условий для возникновения и развития финансовых стартапов в России.
Почему стартапов? Немного истории. Формирование российского сегмента мобильного эквайринга (mPOS) началось осенью 2012 г., когда друг за другом о начале предоставления услуг торговым и сервисным компаниям по приему банковских карт с помощью мобильных терминалов, состоящих из смартфона и картридера, объявили сразу несколько компаний «Смартфин» (бренд 2CAN), «ВымпелКом» и «Альфа-Банк» (сервис Pay-me), группа «Лайф» – LifePay. Позднее вышли на рынок с аналогичным предложением для малого бизнеса и некоторые другие игроки. То есть, по сути, компании, взявшиеся за разработку этого потенциально очень интересного сегмента в России (по данным венчурного фонда Life.SREDA, только за три квартала 2014 г. в мире в него было вложено $132 млн), чуть больше двух лет, и все они на сегодняшний день стартапы.
Однако, это не помешало им внести свой посильный вклад в популяризацию безналичных платежей, а значит и в снижение доли банковских карт, использующихся в стране исключительно для снятия наличных, с 98% до 80%. Так, по данным исследования компании Synovate Comcon, в мае 2014 г. 10% посетителей интернет-магазинов выбрали способ оплаты покупок – банковской картой курьеру, а в октябре их стало уже 13%.
«Направление электронной торговли для нас одно из приоритетных, – рассказывает Николай Жмуренко, генеральный директор компании «Смартфин», – тем более, что сегодня крупные интернет-магазины сейчас выдают курьерам смартфоны и планшеты, то есть фактически организуют для них мобильные рабочие места, и наше решение как платежный модуль легко в них встраивается». По оценкам Николая, 30-40% активных пользователей сервиса 2Can сегодня приходится на интернет-магазины и логистические компании.
Напомним, что потенциальными пользователями сервиса mPOS, помимо интернет-магазинов и логистических компаний, являются страховые компании, сервисы доставки еды, риэлторы и представители некоторых других профессий, которые часто принимают оплату своих услуг в удобном для клиента месте. Кроме того, в предложении услуг мобильного эквайринга от своего имени заинтересованы и банки, им такой сервис предлагается платежными сервис-провайдерами по модели white lable.
Несмотря на позитивное развитие бизнеса (в начале 2014 г. компания «Смартфин» первой вывела на рынок дуальный картридер, считывающий информацию как с магнитной полосы, так и с чипа банковской карты, а также привлекла инвестиции в размере $5 млн от InVenture Partners, Almaz Capital и группы ЕСН), ее гендиректор видит несколько факторов, сдерживающих развитие.
«По моему мнению, сейчас нужна не столько поддержка со стороны государства, сколько общее для всех участников рынка: для финансовых институтов, для платежных систем – понимание того, что такое инновационные банковские продукты и как с ними работать: пытаться что-то делать внутри себя или выстраивать взаимодействие со стартапами», – сказал он. Иными словами, экосистемы, обеспечивающей поддержку банковских инноваций в России пока нет, не хватает и специализированных инвестиционных фондов с экспертизой в области безопасности и регуляторики, а крупные игроки финансовой индустрии пока не участвуют в развитии рынка мобильного эквайнринга.
Рустам Усманов, представлявший компанию goSwiff, в качестве первого барьера на пути развития бизнеса платежных сервис-провайдеров назвал недостаток обратной связи от банков. «Мы понимаем, что mPOS – это нишевое решение, к которому, чтобы заинтересовать клиента нужно добавить и интеграцию с кассой, и с программной лояльности, и мобильный кошелек», – отметил он. По его мнению, банки должны активней включаться в продвижение таких сервисов среди компаний малого бизнеса, убеждать их в безопасности и эффективности технологии. Кроме того, на сегодняшний день практически не проводятся исследования российского сегмента мобильного эквайринга.
А вот государство, на поддержку которого финансовые стартапы особо не рассчитывали, тем не менее, приняло решение, способное ускорить развитие их бизнеса, обязав магазины, имеющие годовую выручку в размере более 60 миллионов рублей, с мая 2014 г. принимать к оплате товаров банковские пластиковые карты. Виталий Жигулин, исполнительный директор АКИТ, напомнил о том, что с 1 января 2015 г. всем таким торговым организациям, которые не обеспечат прием карт к оплате, будут предъявляться штрафы на сумму от 30 до 50 тыс. рублей. «Теперь можно подумать о поощрении государством интернет-магазинов, которые, несмотря на меньшие масштабы бизнеса, предлагают только безналичные способы оплаты», – считает он.
Учитывая привычку многое откладывать на последний день, можно ожидать всплеска интереса к сервисам мобильного эквайринга уже в ближайшее время. Однако его возникновение вовсе не отменяет необходимости более активного участия в развитии этого сегмента банковских инноваций всех участников финансового рынка.