Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 11 2014 |
Александр ГУСЕВ  | 11 ноября 2014 |
От управленцев – к врачам
Реализация первого этапа создания ЕГИСЗ, несомненно, дала мощный импульс информатизации российского здравоохранения, но до врачей и пациентов она так и не добралась.
Выделенные в 2011 – 2012 гг. колоссальные средства не только позволили создать инфраструктурные предпосылки для внедрения разных медицинских информационных систем, но и привели к тому, что информатизация перестала быть эксклюзивом в работе региональных органов управления здравоохранением и отдельных ЛПУ. Ее роль заметно возросла. Прежде информатизацию двигали активные и заинтересованные специалисты, способные влиять на принятие решений руководителями здравоохранения. Там, где таких активных людей не нашлось, информатизация стала, скорее, нелюбимой падчерицей, о которой вроде как знали, но предпочитали не уделять ей сколько-нибудь заметного внимания. Поэтому и был такой огромный разрыв между отдельными регионами или медицинскими организациями внутри региона: где-то – успешные многолетние проекты ведения полноценных электронных медицинских карт, а где-то – максимум несколько компьютеров на все ЛПУ, и то – в бухгалтерии или в отделе статистики.
Базовый уровень есть
Сейчас личностное отношение к информатизации на уровне страны в целом нивелировано. Ею пришлось заниматься всем, поскольку выделялись деньги, их надо было не просто потратить, но и еще и пройти проверки Минздрава РФ и выполнить его достаточно жесткие требования по внедрению определенных информационных сервисов. Итогом стало то, что в большинстве медицинских организаций РФ уже внедрены разные информационные системы или, по крайней мере, создана инфраструктура и поставлено необходимое оборудование и ПО, пусть даже и в минимальном объеме. Сейчас уже уверенно можно сказать, что необходимый базовый уровень информатизации есть практически везде, и если его где-то на самом деле нет, то можно смело задавать вопросы ответственным главным врачам и руководителям регионального органа управления о причинах бездействия. И уже вполне уместной становится фраза «кто не хочет – тот ищет причины, кто хочет – тот находит возможности». Все возможности есть.
К настоящему моменту созданы региональные сегменты ЕГИСЗ. С разной степенью уровня информатизации, с разным перечнем внедренных сервисов, но они имеются практически везде. Выбраны и поставлены региональные МИС, создана инфраструктура. Сейчас в основном идет завершение интеграции региональных сегментов с федеральными сервисами ЕГИСЗ, такими, как федеральный сервис электронной регистратуры ФЭР2, интегрированная электронная медицинская карта ИЭМК2, федеральный сервис АХД (административно-хозяйственная деятельность) и т.д. Второе крупное направление – это развитие внедренных систем в ЛПУ: техническая поддержка, доработка отдельных компонентов региональных сегментов, дообучение персонала и местами дооснащение недостающей компьютерной техникой. Если судить по ситуации с госзакупками, то средства главным образом выделяются на оплату доработок МИС и на продление технического сопровождения созданных региональных сегментов. Основными системами, которые интересны заказчикам, являются комплексные медицинские информационные системы для полноценной автоматизации ЛПУ, средства интеграции с федеральными компонентами, а в некоторых местах – специализированные решения, такие, как лабораторные ИС, системы PACS, электронные регистратуры и т.д.
Проблемы концептуальные...
Но есть, конечно, и проблемы. И они хорошо известны профессиональному сообществу. Первая – это низкий приоритет задач клинической направленности и эффективности информатизации именно для практического здравоохранения (для обычных врачей и медсестер) и пациентов. Не стоит забывать, что, согласно Концепции создания ЕГИСЗ, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России №364 от 28.04.2011, «основной целью создания Системы [ЕГИСЗ] является обеспечение эффективной информационной поддержки процесса управления системой медицинской помощи». Другими словами, главной заявленной целью информатизации является повышение эффективности управления работой системы здравоохранения. ЕГИСЗ на первом этапе создавалась именно как система для управленцев, причем получилось так, что главным образом она была предназначена для федерального Минздрава. Лишь некоторые задачи, которые есть, скажем, у региональных органов управления, можно было решать с помощью создаваемых на уровне ЕГИСЗ компонентов. И фактически совсем бесполезной ЕГИСЗ оказалась для главных врачей, не говоря уже о медицинских сотрудниках и их пациентах. Но при этом главными пользователями, которые должны были прикладывать огромные усилия для внедрения различных МИС, были как раз эти самые медицинские сотрудники: врачи, медсестры и т.д. Ответственными за провал или успех информатизации были и есть, по большому счету, главные врачи. И в связи с этим сложилась достаточно непростая ситуация: с одной стороны, врачи и руководители ЛПУ должны тянуть нелегкую лямку внедрения МИС и ее реального использования в повседневной практике. Но с другой стороны, эта ноша или вообще ничего, или мало что дает для решения их основной задачи своевременных и качественных диагностики и лечения пациентов. Представляется, что именно этот перекос в основах организации и законодательного регулирования создания ЕГИСЗ нужно устранять в первую очередь. Ряд конкретных мер в этом направлении сейчас предпринимается, но, возможно, они пока недостаточны.
... и нормативные
Вторая проблема – это недостаточная проработка нормативной базы. Нет полноценных, утвержденных на уровне Минздрава, требований к медицинским информационным системам, которыми могли бы воспользоваться руководители на местах. Много дублированных систем, систем, требующих простого механического вбивания данных, федеральных учетных систем, которые отнимают у исполнителей массу времени и сил, но при этом мало что дают специалистам на местах и дискредитируют тем самым идею информатизации. Нет единых для всей страны критериев эффективности автоматизации, которые должны быть достигнуты в медицинских организациях, отсюда – кто в лес, кто по дрова. Каждый выполняет задачу информатизации по-разному. Нет утвержденных методических рекомендаций по организации самого процесса информатизации. Более того, нет даже полноценной дорожной карты развития ЕГИСЗ – все управление ограничивается несколькими месяцами, максимум – годом. Из-за этого непонятно, какие дальнесрочные шаги и инициативы необходимо предпринять на уровне регионов и конкретных медицинских организаций.
Пока можно констатировать, что процесс информатизации ведется по принципу «догоняем ушедший поезд». Его никак не удается выстроить планово и корректно: постоянные авралы и шараханья от одного федерального сервиса к другому.