Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 11 2014 |
Евгения ВОЛЫНКИНА  | 11 ноября 2014 |
Жизнь после 30 миллиардов
Информатизаторы российского здравоохранения с ностальгией вспоминают недавние годы, когда отрасль была профинансирована небывалыми по российским меркам деньгами. Теперь стоит задача не только развития, но и сохранения построенного, и все это в условиях резкого сокращения государственного финансирования.
На первый этап создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ), который предусматривал обеспечение больниц и поликлиник доступом в интернет, оснащение ЛПУ компьютерным оборудованием и внедрение в них медицинских информационных систем (МИС), в 2011 – 2012 гг. было выделено почти 30 млрд руб. Две трети поступили из Федерального фонда обязательного медицинского страхования, треть – из региональных бюджетов. На эти деньги, согласно отчету Минздрава, во всех имевшихся тогда в России 83 субъектах федерации было закуплено в общей сложности 279,7 тыс. единиц компьютерной техники, более четырех тысяч комплектов оборудования для телемедицинских центров, созданы защищенные каналы связи для ЛПУ, к ЕГИСЗ подключены более девяти тысяч государственных и муниципальных ЛПУ и 600 тыс. автоматизированных рабочих мест врачей и среднего медицинского персонала. В общем, деньги были потрачены в основном на инфраструктуру, в связи с чем эксперты сразу заявили, что построен лишь нулевой цикл будущего большого здания и осязаемых изменений в работе рядовых врачей (и уж тем более повышения качества медицинского обслуживания пациентов) в ближайшее время ожидать не стоит. Правда, появилась возможность записи к врачу через интернет (штука, конечно, удобная, но нисколько не сократившая очереди к врачам и не повлиявшая на качество лечения). Тогда же некоторые эксперты прогнозировали, что полноценную ЕГИСЗ удастся создать в лучшем случае лишь к 2022 г., и то при условии сохранения достигнутых уровней финансирования и эффективности управления проектом в центре и в регионах.
Деньги закончились, забудьте
Григорий Шевченко, «Открытые технологии»: Если говорить об информатизации здравоохранения медицинским языком, то больной скорее жив, чем мертв. Были потрачены очень большие деньги, внедрено много приложений и ИТ-инфраструктур. Но основные задачи так и остались нерешенными: население здоровее не стало, работа врачей не стала заметно эффективнее, руководство клиник особых преимуществ в управлении персоналом не увидело... |
По завершении сроков первого этапа создания ЕГИСЗ уровень государственного финансирования резко пошел вниз. Федеральный центр в «лучших традициях» фактически сбросил финансирование информатизации здравоохранения на регионы. Даже изначально заявленные планы перестали выполняться. По данным специализирующейся на ИТ-разработках для здравоохранения компании К-МИС, которая провела исследование ситуации с госзакупками только ПО для информатизации здравоохранения в 2013 г., правительство РФ планировало выделить на региональные программы информатизации порядка 11,17 млрд руб., из которых 34,9% (около 3,9 млрд руб.) должен был выделить федеральный бюджет, а 65,1% (7,27 млрд руб.) – региональные бюджеты, однако сумма фактически подписанных контрактов составила 3,661 млрд руб., а доля федерального бюджета в них – всего 0,42% (около 15,4 млн руб.), регионального консолидированного бюджета – 83,33% (3,05 млрд руб.), и еще 16,2% (593 млн руб.) заплатили сами медицинские организации.
По 2014 г. фактических данных о финансировании пока нет, но Минздравом запланировано всего 1,5 млрд руб., чего, по мнению министерства, должно хватить на поддержку функционирования ЕГИСЗ, а при экономном расходовании средств – и на развитие ее компонентов. Медицинским организациям было рекомендовано поддержку и обслуживание ИТ-инфраструктуры отдать на аутсорсинг. Однако компаний, способных оказывать подобные услуги именно медицинским учреждениям, очень мало. Одно дело установить операционную систему или антивирус (это сделает любой «эникейщик»), а другое – обеспечивать работу лабораторной ИС. Да и расценки на обслуживание одного ПК или сервера у ИТ-компаний явно не соответствуют бюджетам государственных российских ЛПУ. Так что далеко не каждый регион и не каждое медицинское учреждение способны добавить к крохам с федерального стола свои средства и, как предупреждают специалисты, такая ситуация с финансированием чревата полной потерей инвестиций в ЕГИСЗ, сделанных в «тучные» 2011 – 2012 гг.
С переменным успехом
В деле внедрения программных решений для информатизации здравоохранения в 2013 г. были и положительные моменты. В частности, по данным того же исследования компании К-МИС, затраты на ИТ-решения медицинского назначения (МИС для ЛПУ, региональные информационно-аналитические медицинские системы, лабораторные, аптечные, радиологические ИС) намного превзошли затраты на ПО для бухгалтерии, статистики и отделов кадров, тогда как ранее здравоохранение занималось информатизацией фактически только своего управленческого звена (в профессиональном сообществе такие системы называют «заколачивалками» и «набивалками», что весьма красноречиво характеризует отношение к ним в ЛПУ: времени отнимают много, а пользы – чуть).
Стоит также отметить, что в 2013 – 2014 гг. преодолевались последствия двух курьезных конкурсов Минздрава, состоявшихся в 2012 г., когда их победитель «Ростелеком» взялся разработать два федеральных сервиса, запросив в качестве оплаты по рублю за каждый: «Интегрированную электронную медицинскую карту» (ИЭМК) и первую очередь «Федеральной электронной регистратуры» (ФЭР). В 2013 г. Минздрав заявил о внедрении этой рублевой ИЭМК в сотнях российских поликлиник, была запущена в эксплуатацию и первая версия ФЭР, но в итоге оба решения пришлось очень серьезно переделывать (вплоть до замены разработчика), чтобы добиться их приемлемой работоспособности.
Кроме того, в 2013 г. была запущена первая федеральная информационная система поддержки принятия решений для врачей «Взаимодействие лекарственных средств», а в 2014 г. дело дошло и до очередного федерального интернет-сервиса для граждан: на едином портале госуслуг появился «личный кабинет пациента». Правда, функциональные возможности его пока очень ограничены. Теоретически любой гражданин РФ может узнать здесь об оказанных ему в государственных ЛПУ медицинских услугах, о данных ему врачом рекомендациях, выписанных лекарствах и порядке их приема, результатах анализов, проведенных обследованиях и о поставленном диагнозе. Но это можно сделать лишь при условии, что гражданин зарегистрирован на портале госуслуг, у него есть электронная медицинская карта (таких граждан, по данным Минздрава, сейчас в стране около 40 млн), а медицинское учреждение, в котором он получал услуги, подключено к этому сервису (а к нему подключены даже не все регионы страны). Кроме того, для получения этих сведений нужно сначала подать заявление на сайте. Стоит еще добавить, что «жизнь» в «личном кабинете» начинается с 1 июня 2014 г.: никакой информации о предыдущих визитах пациента к врачу ЛПУ туда вносить не будут, а сам пациент это делать не имеет права (ведь он «всегда врет», как говорит доктор Хаус). В описании «услуги» указано, что пользователь сможет, кроме информации об оказанных медицинских услугах, получить и некие «электронные медицинские документы», но непонятно, что под этим понимается (текстовые результаты анализов, оцифрованные снимки, что-то еще?).
Без государства
Валентин Фосс, «Утилекс»: Значительная часть ЛПУ в настоящее время не готовы работать с ЕГИСЗ как организационно, так и технически. Существующая инженерная инфраструктура не может обеспечивать отказоустойчивость и сохранность вычислительного и коммутационного оборудования. И даже новые ЛПУ строятся по устаревшим стандартам (СНиПам) и не соответствуют требованиям по электропитанию, несущей способности перекрытий, климатическим условиям, возможностям прокладки сетей передачи данных и т.д. |
В интернете появились и гораздо более демократичные и удобные в использовании медицинские сервисы: например, бесплатный облачный «Мед@рхив», который позиционирует себя как «web-площадку для обмена медицинской информацией между врачами и медицинскими учреждениями с одной стороны и пациентами с другой». Здесь каждый пациент может завести собственную защищенную от несанкционированного доступа ЭМК и вносить в нее все сведения, какие сочтет нужным, в том числе и файлы с документами разных форматов и даже собственноручно сделанные фотографии страниц бумажной медицинской карты из поликлиники. Медицинскую информацию может вносить и врач, которому пациент разрешит доступ к своей ЭМК. В «Мед@рхиве» можно записаться на прием к врачу или проконсультироваться с ним на сайте. Есть и мобильные версии сервиса, которые можно загрузить в Apple Store и в Google Play. В общем, такая версия «личного кабинета» куда более удобна и функциональна, чем ее государственный аналог. Кстати, создатели сервиса никак не ограничивают пользователей в объеме загружаемых в «Мед@рхив» документов, а ведь файлы с томографическими снимками имеют довольно внушительные размеры.
Еще один интересный медицинский интернет-проект – «Чтоболит.ру», который представляет собой систему поддержки принятия решения для врача при постановке диагноза. Система задает вопросы о симптомах, локализации и характере боли и выдает несколько вариантов диагнозов с указанием степени их вероятности. Правда, в этом сервисе есть бесплатная и платные опции ответов с разными степенями подробности выдаваемой информации. Этой системой предварительной диагностики может воспользоваться и пациент. Не для самолечения, конечно же, ведь окончательный диагноз может поставить только врач, а чтобы хотя бы понять, к какому специалисту лучше обратиться.
Вечные проблемы
По-прежнему актуальна тема слабой (и местами вовсе отсутствующей) нормативной базы для плодов информатизации здравоохранения и ее участников. Электронную и бумажную медицинские карты так и не уравняли в правах. ИТ-отделы ЛПУ официально живут в соответствии с Приказом Минздрава СССР №920 от 30.07.1987 «Об утверждении положения об отделе Автоматизированных систем управления (Вычислительном центре) учреждения здравоохранения», который был написан для больниц емкостью от 700 коек и поликлиник, обслуживающих как минимум 25 тыс. человек, но даже штатное расписание «отдела АСУ» в нем не определено (указано, что оно устанавливается в соответствии с рекомендациями Минздрава СССР, которые так и не последовали). Аналогичная ситуация с телемедицинскими сервисами и четырьмя тысячами телемедицинских центров: функционирование телемедицинских систем, система оплаты работы специалистов по проведению видеоконсультаций и консилиумов, штатное расписание телемедицинских центров и статус работающих в них врачей тоже ждут своего приказа Минздрава, хотя профессиональное сообщество специалистов, работающих в области телемедицины, давно заявляет о наличии проработанных предложений по корректировке имеющейся нормативной базы и созданию новых документов и готовности к сотрудничеству в этой сфере с Минздравом, Госдумой, Советом Федерации и любыми другими инстанциями, от которых в этом вопросе может что-то зависеть. Однако воз и ныне там. Недавно в Департаменте информационных технологий и связи Минздрава России в очередной раз сменилось руководство, так что остается надеяться, что решение этой проблемы все-таки сдвинется с мертвой точки.
Вот уже который год руководство нашего здравоохранения говорит о дефиците квалифицированных ИТ-специалистов и низком уровне компьютерной грамотности врачей. Первый пункт понятен, поскольку этот дефицит наблюдается не только в здравоохранении, но и в любой другой отрасли, а вот с компьютерной грамотностью ситуация иная. Конечно, среди врачей есть и те, кто не в ладах с компьютером, но, рискну предположить, что их подавляющее меньшинство. В конце концов, компьютеры уже давно стали ширпотребом, а к интернету подключились уже, наверное, все домохозяйства, которые хотели это сделать. Почему же дома у врача с компьютерной грамотностью все в порядке, а на работе – нет? Во-первых, заставляя врачей вести документацию в компьютере, никто не снимал с них обязанности делать это в старой бумажной карте и не отменял нормативов по времени «обслуживания» одного пациента. Во-вторых, объем данных, которые врач должен вводить в компьютер, зачастую избыточен и уж как минимум не влияет на повышение качества медицинской помощи. В-третьих, часть вины должны взять на себя разработчики ИС для врачей: если система неудобна для использования, если внесение данных в нее требует больше времени, чем их написание на бумаге, то разработчикам нужно переделывать пользовательский интерфейс. По заявлениям экспертов, когда с системой удобно работать и врач видит ее пользу, на привыкание к новому инструменту работы уходит не более двух недель. Но все это, конечно, не исключает необходимости обучения. И есть уже немало примеров грамотного подхода к этой проблеме в регионах. Например, в Москве курс обучения работе в ЕМИАС проходят не только сотрудники ЛПУ – он включен в учебные программы московских медицинских колледжей и Центра повышения квалификации специалистов здравоохранения со средним медицинским и фармацевтическим образованием. Планируется также ввести соответствующий курс в московских медицинских вузах. Курс обучения вполне серьезный: знакомство с принципами работы ЕМИАС и ее пользовательским интерфейсом, обучение ведению ЭМК, выписке электронных рецептов и направлений на исследования, работе с модулями управления потоками пациентов и их маршрутизации между медицинскими учреждениями – на все 36 академических часов. А в Тюмени проявили творческий подход и запустили интерактивный тренажер электронного документооборота для медиков, который представляет собой модель поликлиники с регистратурой, картотекой, рабочими местами врачей и пр.
* * *
К сожалению, государство с информатизацией здравоохранения пока повторяет схему, уже не раз опробованную на других проектах, – постановка амбициозной задачи, очень сжатые сроки выполнения, вбрасывание больших денег, их осваивание в авральном режиме, когда об эффективности думать некогда, и быстрое «финансовое забвение» со сбрасыванием затрат на эксплуатацию понастроенного на и так небогатые региональные бюджеты. До «низу» в массовом порядке информатизация здравоохранения по сути пока не успела дойти, ведь начали с задач информатизации функций управления отраслью. Там, где информатизацией последовательно занимались и до высочайшего государственного внимания, все с ней будет нормально, а там, где она была на положении золушки или появилась только под давлением сверху, она так и не станет удобным и полезным инструментом для врача и пациента. Здесь спринтерские рывки не помогут, нужна стратегия стайера.
Читайте также:
Главный показатель успешного внедрения МИС – удовлетворенность врача
Полезность МИС определяется ее информативностью и удобством для врача
Новая эра: ЭДО в медицинских организациях
Новое положение о ЕГИСЗ: на что обратить внимание
Как выбрать МИС: обмен данными с государством и другие функции