Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 11 2014 |
Евгения ВОЛЫНКИНА  | 11 ноября 2014 |
e-Health на фоне экономики
Приближение информатизации здравоохранения к нуждам врачей и пациентов может быть сведено на нет реализацией общей стратегии реорганизации отрасли.
В последние пару лет эксперты, работающие в области информатизации здравоохранения, сетовали на то, что выделенные на первый этап создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ) в 2011 – 2012 гг. почти 30 млрд руб. пошли фактически только на инфраструктуру (поставку компьютерной техники в медучреждения, обеспечение их доступом в интернет и внедрение медицинских информационных систем). Причем первыми стали информатизироваться управленцы от медицины, отделы кадров, бухгалтерии и отделы медицинской статистики, а непосредственно врачи и пациенты так и не увидели реальных подвижек в применении ИТ и пользы от них. Главным новым сервисом ЕГИСЗ для пациентов была объявлена запись к врачу через интернет, которая, правда, никак не повысила качество лечения и не уменьшила очереди в поликлиниках.
Но 15-я ежегодная конференция «Информационные технологии в медицине», на которой с докладом выступила новый директор департамента информационных технологий и связи Минздрава России Елена Бойко, дала основания надеяться, что информатизация скоро станет более осязаемой для врачей и пациентов. Во всяком случае, была отмечена необходимость изменить вектор развития медицинских ИС – подход к их внедрению должен стать персоноцентрированным. В частности, планируется активно развивать интегрированные электронные медицинские карты и другие технологии, которые позволят врачу работать более эффективно и больше времени уделять пациенту.
От федерального центра – регионам
Однако финансирование всех этих работ теперь будет производиться из бюджетов регионов и из собственных средств самих медицинских организаций. Как отметила Е. Бойко, программа информатизации здравоохранения предусматривала лишь однократное использование средств федерального бюджета. Федеральные деньги были выделены только на запуск программы, поскольку без общей организации процесса она бы так и не стартовала – синхронизировать действия 83 регионов без внешнего финансирования было бы невозможно. Теперь федеральный центр намерен лишь задавать вектор последующего развития, но его финансирование спущено на регионы. По оценкам департамента информационных технологий и связи Минздрава, информатизация отрасли находится сейчас примерно на половине пути к заявленным целям, так что регионам придется поискать по сусекам еще как минимум 30 млрд руб. Теперь регионы, разрабатывая программы информатизации, должны сразу определять источники и объемы финансирования работ и по созданию, и по дальнейшему содержанию информационных систем. Кроме того, им придется изыскивать деньги на обслуживание уже закупленных на федеральные средства оборудования и ИС.
Информатизация рабочих мест
Более 11 тыс. медицинских организаций, из них более 7700 участвовали в программе модернизации, 54% рабочих мест автоматизировано.
|
Нормативных документов, определяющих источники и размеры финансирования информатизации, федеральный центр выпускать не собирается, он готов поддержать регионы только идеями. В частности, предлагается поделить расходы на ИС и вообще все работы по информатизации между ЛПУ и региональными бюджетами: ЛПУ могут взять на себя финансирование базовых ресурсов (например, закупку и обслуживание компьютеров) и оплату труда ИТ-специалистов, а более крупные объекты, задействованные в обслуживании всего регионального сегмента (дата-центры, архивы медицинских изображений, региональные МИС и административно-хозяйственные системы, а также каналы связи), логичнее финансировать из региональных бюджетов. Причем Е. Бойко призывает региональные органы управления здравоохранением координировать работы с другими министерствами и совместно использовать каналы связи и некоторые информационные ресурсы, не допуская дублирования и, соответственно, неэффективного расходования средств.
Цифровой разрыв не по МКАД
Стоит также отметить, что базовая программа информатизации здравоохранения касалась только медучреждений, входящих в систему ОМС, и в ней не участвовали федеральные государственные бюджетные учреждения (ФГБУ) здравоохранения, к которым, в частности, относятся все федеральные медицинские центры и научно-исследовательские институты, в том числе и те, которые оказывают высокотехнологичную медицинскую помощь. Информатизацией каждого ФГБУ занималось его руководство в силу своих компетенций и финансовых возможностей, и поэтому сейчас среди этих организаций наблюдается сильное цифровое неравенство: где-то внедрены серьезные ИС и несколько модулей ЕГИСЗ, а где-то есть лишь несколько разрозненных компьютеров.
Правда, выравнивание уровней информатизации ФГБУ осложняется тем, что официальные требования Минздрава к медицинским информационным системам федеральных учреждений пока не сформулированы (но это планируется сделать в ближайшее время). И тогда в помощь «отстающим» будут созданы унифицированная тиражируемая система для универсальных бизнес-процессов и несколько специализированных ИС для учреждений той или иной специализации. Это же касается учреждений, занимающихся научными исследованиями в области медицины. Как отмечают специалисты, ни одна из аналитических ИС, используемых сейчас в здравоохранении, не годится для обработки научных данных клинической медицины. Департамент ИТ и связи Минздрава собирается исправлять эту ситуацию привлечением самих научных работников – лучше них никто не сможет проанализировать и описать необходимые бизнес-процессы, а без этого невозможно написать ТЗ на разработку полноценной ИС.
Персоноцентрированный вопрос
Еще одна больная тема для информатизаторов здравоохранения – статус ИТ-специалистов в медицинских организациях. Ранее медицинским организациям было рекомендовано отдавать поддержку и обслуживание ИТ-инфраструктуры на аутсорсинг, что вызывало у специалистов, мягко говоря, недоумение: региональные МИАЦы могут выполнить далеко не все работы по обслуживанию, а расценки ИТ-аутсорсеров явно не соответствуют бюджетам ЛПУ, да и компании, специализирующиеся на поддержке медицинских ИТ-систем, даже в Москве отыскать сложно.
Теперь позиция департамента ИТ и связи Минздрава стала более гибкой: по мнению Е. Бойко, жесткого федерального регулирования выбора способа обслуживания ИТ-систем в медицинской организации быть не должно. Это вопрос уровня главного врача, т.е. каждая организация в зависимости от своих размеров, задач и специализации может решить, как более эффективно выполнять эту работу. И никаких нормативов по численности штатной ИТ-службы ЛПУ Минздрав тоже вводить не собирается.
Как объяснила главный внештатный специалист по внедрению современных ИС в здравоохранении Минздрава РФ Татьяна Зарубина, необходимая численность ИТ-службы сильно зависит от технологии, на базе которой работают медицинские ИС, а облачные и традиционные безоблачные ИС (в ЛПУ и регионах встречаются и разнообразные смеси этих технологий) требуют разной поддержки, и прописать в нормативных документах все существующие варианты невозможно, хотя было бы разумно официально закрепить за ЛПУ право выбора способа обслуживания ИТ-систем.
Серьезной проблемой остаются и обучение медицинского персонала практике применения ИС и мотивация к использованию плодов информатизации. Проблему мотивации в разных ЛПУ решают по-разному: административными мерами (угрозой снижения зарплаты, увольнения и т.п.), стимулирующими выплатами (пусть небольшими) и даже снижением общей рабочей нагрузки на время освоения новой ИС. Но самая лучшая мотивация – удобство работы с системой и очевидный эффект от ее использования, который врачи заметят, пожалуй, не раньше, чем с них снимут обязанность вести две версии карт пациентов – бумажную и электронную.
В целом персоноцентрированный (если в качестве персон рассматривать и врача, и пациента) подход департамента ИТ и связи Минздрава можно только приветствовать. Но жаль, что стратегию Минздрава и всего руководства страны назвать персоноцентрированной не получается. На недавней выставке и конгрессе «Медицинские учреждения в России» говорилось о таких проблемах российского здравоохранения, которые вряд ли могут быть хоть сколько-нибудь ощутимо скомпенсированы развитием ИТ. Как отметила председатель Ассоциации медицинских обществ по качеству Гузель Улумбекова, дефицит врачей участковой службы в России сейчас составляет 40%, дефицит коечного фонда – 16% (при этом его структура далека от оптимальной), а качество медицинской помощи в три-четыре раза ниже, чем в развитых странах. Доля расходов в ВВП на здравоохранение в РФ составляет 3,5%, тогда как в новых странах ЕС – 5,4%. А заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике Людмила Козлова сообщила, что по нынешним нормативам на прием пациента в поликлинике врачу дается 12 минут (причем и это время планируется сократить до девяти минут) и за это время нужно успеть выслушать больного, осмотреть его, ознакомиться с результатами исследований, поставить диагноз, принять решение о проведении других исследований, дать рекомендации по лечению, разъяснить их пациенту и записать все это в бумажной или электронной карте. Какая уж тут пациентоориентированность?! Лишь бы успеть документы оформить по всем правилам, иначе ФОМС не оплатит прием.
Даже если в наших поликлиниках внедрят все известные на сегодняшний день информационные технологии и компьютер будет мгновенно преобразовывать в текст и вносить в электронную медицинскую карту все слова врача, это не спасет положения. Качественной медицинской помощи при норме 12 (и тем более девять) минут на пациента мы все равно не получим.
Подробнее о хитросплетениях информатизации здравоохранения см. тему номера на с. 30.
Читайте также:
Интеграция, киберустойчивость и телемедицина – слагаемые медицины будущего
Новая эра: ЭДО в медицинских организациях
Новое положение о ЕГИСЗ: на что обратить внимание
Как выбрать МИС: обмен данными с государством и другие функции
Цифровое здравоохранение в Финляндии: плюсы интеграционного подхода