Rambler's Top100
Статьи ИКС № 08-09 2014
Александра КРЫЛОВА  02 сентября 2014

Пока гром не грянул

Низкий уровень технологической дисциплины, недостаток квалифицированного персонала, высокая степень износа основных фондов – таковы основные причины техногенных катастроф в России. Новые подходы и технологии, позволяющие их предотвратить, требуют широкого обсуждения.

В ряде секторов российской экономики основные фонды изношены более, чем на 50%. В добывающих отраслях промышленности к концу прошлого года этот показатель составлял 52,2%, в секторе транспорта и связи – 57,2%, а в отрасли рыболовства и рыбоводстве – на 65,9%. Такие данные привел Юрий Максименко, заместитель председателя РСПП по экологии и природопользованию, на июньском форуме «Техногенные катастрофы: технологии предупреждения и ликвидации». По его словам, причиной медленного обновления основных фондов является недостаток собственных финансовых средств предприятий. А привлечь иностранных инвесторов сложно, поскольку далеко не все они в состоянии понять сложную систему российского природоохранительного законодательства.

Сознавая это, комитет по экологии и природопользованию РСПП при участии многих компаний и промышленных групп, например «Базового элемента», предложил законопроект, отражающий сложившееся у бизнеса видение экологической промышленной политики. В основу предложенной РСПП новой политики заложен баланс интересов граждан, бизнеса и государства, который, как ожидается, позволит ежегодно высвобождать для инвестиций в модернизацию промпредприятий, а значит, в снижение рисков техногенных катастроф, около 400 млрд руб.

Борьба с бедствиями и катастрофами в России должна вестись одновременно на нескольких фронтах, основной из которых – управление рисками. Начинать нужно с развития систем мониторинга опасных природных явлений, технологических процессов и биолого-социальных явлений, а также с создания комплексных автоматизированных систем управления рисками чрезвычайных ситуаций, считает Михаил Фалеев, начальник центра стратегических исследований гражданской защиты МЧС России. На этом этапе также важно проводить научные исследования по оценке технических средств и негативных тенденций экономических и природных явлений. Так, например, разработанный в МГТУ им. Н.Э. Баумана фазохронометрический метод позволяет выявлять дефекты компонентов гидроагрегатов ГЭС, незаметные при других способах их обследования. По оценке инженеров «Камспецэнерго», опробовавших этот метод, своевременно проведенный ремонт позволяет продлить срок службы гидроагрегатов, которые устанавливались на ГЭС в 50-80-х гг., еще на 10 – 15 лет.

Однако поскольку оценить новые риски и предсказать возникновение чрезвычайных ситуаций не всегда предоставляется возможным, нужны действия и на втором фронте – по созданию адекватных механизмов парирования угроз ЧС. Для этого требуется совершенствование деятельности систем антикризистного управления, а также единых аварийно-спасательных служб 112.

Наводнение 2012 г. в Крымске показало необходимость не только построения комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций на всей территории РФ (КСЭОН), но и централизованного мониторинга состояния ее телекоммуникационной инфраструктуры. Для этой цели в России создается специальный ситуационный центр Россвязи. Помимо мониторинга состояния линий связи от национального центра управления в кризисных ситуациях МЧС РФ до специальных устройств оповещения, ситуационный центр будет координировать выполнение регламентных и ремонтно-восстановительных работ на телекоммуникационной инфраструктуре КСЭОН и предоставлять информацию о ее состоянии в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти. В компании «Российские сети вещания и оповещения», соисполнителе проекта, делают ставку именно на устройства, обеспечивающие гарантированное оповещение жителей: сирены, уличные громкоговорители, подъездные динамики, которые становятся терминалами единой специализированной сети. А ее строительство и эксплуатацию предлагается возложить на особого оператора оповещения.

Однако исключительно техническими и организационными мерами добиться сокращения техногенных катастроф и ЧС невозможно: нужно повышать общую культуру безопасности. А она предполагает наличие у россиян устойчивых навыков безопасной жизнедеятельности, усиление подготовки специалистов, обслуживающих сложные технологические процессы и управляющих ими и, конечно же, достаточное количество профессионалов в области управления рисками и государственного антикризисного управления.

Словом, борьба с техногенными катастрофами – процесс комплексный, требующий создания государственно-частных партнерств, а также поиска новых моделей взаимодействия государства и общества.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!

Продолжение использования сайта пользователем интерпретируется как согласие на обработку фрагментов персональных данных (таких, как cookies) для целей корректной работы сайта.

Согласен