Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 06-07 2014 |
Павел ГОЛОВЛЕВ  | 16 июня 2014 |
Философия уровня зрелости
Иммунитет к физическим болезням человечество вырабатывало тысячелетиями. Теперь необходимо вырабатывать «информационный иммунитет», считает Павел ГОЛОВЛЕВ, начальник службы информационной безопасности СМП Банка.
– Какой должна быть роль высшего руководства организации, служб ИТ, ИБ и HR, рядовых пользователей в борьбе с утечками конфиденциальной информации?
– Все зависит от емкого понятия «уровень зрелости». Как ни прискорбно, но в России основной уровень зрелости – это «жареный петух» или «грянувший гром». Впрочем, и в остальном мире уровень осознания проблем не намного выше, поскольку бизнес – это риск. И любое ограничение риска – это соответствующее ограничение возможностей бизнеса. Но корень проблем даже не в этом. Основным критерием эффективности бизнеса является «time to market» – время вывода продукта на рынок. И если бизнес еще хоть как-то заинтересован (или простимулирован) в охране собственных информационных ресурсов хотя бы на уровне защиты коммерческой тайны, то информационная безопасность выводимых на рынок продуктов – нечто столь же эфемерное, как социальная ответственность бизнеса. И порочный круг замыкается…
– Какие организационные меры обеспечения инфобезопасности компании обычно забывают принять?
– Зачастую не то чтобы забывают, а сознательно игнорируют. Организация Enterprise Management Associates провела исследование по заказу компании Security Mentor, занимающейся вопросами компьютерной защиты. 56% из более чем 600 опрошенных признались, что, например, тренировки по компьютерной безопасности, предоставленные их нанимателями, не дали никаких результатов. 45% респондентов сообщили, что подобные тренинги проводились всего раз в год. Все организационные мероприятия требуют привлечения и отвлечения человеческих ресурсов и при этом не создают ценности, поэтому для бизнеса они являются чаще всего непрофильными расходами, которые необходимо сокращать, особенно в условиях кризиса. Но, конечно, все опять-таки зависит от уровня зрелости компании.
– Какие технологические решения наиболее эффективны в борьбе с утечками (DLP, IDS/IPS, IDM, комплексные системы управления информационной безопасностью)?
– Все эти решения не работают сами по себе. Их работа должна обеспечиваться наличием необходимого количества людей, обладающих знаниями и умениями как в бизнесе, так и в технологиях. А также постоянными инвестициями в поддержание их функционирования. Да и сами по себе они «удовольствие» очень недешевое. У львиной доли организаций риски значительно ниже, чем стоимость таких решений.
– Как противостоять угрозам информационной безопасности со стороны BYOD?
– В современных условиях – пожалуй, никак. Ящик Пандоры открыт. С этим бороться уже невозможно. С этим надо научиться жить.
– Какие проблемы существующей системы подготовки специалистов по информационной безопасности вы бы отметили? Требуется ли дополнительное обучение?
– Основной минус – однобокость подготовки. Информационная безопасность – это не только и не столько криптография, сетевые технологии, программирование и администрирование информационных систем. Это и юриспруденция, и экономика, и менеджмент, и маркетинг, и психология, и социология….. Поэтому дополнительное обучение, конечно, необходимо. Причем постоянное.
– Считаете ли вы оправданной практику некоторых компаний привлекать к работе молодых талантливых «взломщиков»?
– Все зависит от бизнеса, от решаемых задач, от конкретного человека и его мотивации. В конце концов, игрушки в детстве ломали все. Сейчас игрушки стали другими. Талантливый человек на своем месте может сделать много полезного.
– Как повысить уровень осведомленности населения о способах самообороны от мобильных и онлайн-мошенников?
– Самое слабое место находится в основном в головах. Именно его и ломают в первую очередь. Мы живем во время, девиз которого вынесен на обложку одной из книг гуру маркетинга и веб-дизайна Стивена Круга: «Не заставляйте меня думать!». Иммунитет к физическим болезням человечество вырабатывало тысячелетиями. Теперь необходимо вырабатывать «информационный иммунитет».
– Как сформировать в корпоративной среде культуру информационной безопасности? Нужна ли государственная политика по формированию культуры информационной безопасности в обществе в целом?
– Ответить на эти вопросы можно, только поняв, что может заставить человека защищать чужие секреты сильнее, чем собственные. В современных условиях все рекомендации будут исключительно утопическими. Государственная политика, конечно, нужна. Но это должна быть политика, сравнимая с политикой здравоохранения, которая пронизывает все уровни существования человека в виртуальной среде. От правил элементарной гигиены до медицины катастроф, от центра планирования семьи до хосписа.