Rambler's Top100
Статьи
20 мая 2014

С.Жучков: Новые сервисы требуют новых измерений

Использование контрольно-измерительного оборудования для новых сервисов вынуждает операторов искать баланс между затратами на построение инфраструктуры  и возможностью тотального контроля сетевых элементов.

Читайте полную версию Дискуссионного клуба темы номера «ИКС» № 4'2014 «Цена качества». Часть 3.

? «ИКС»: На каких этапах технологического процесса оператора прослеживается взаимосвязь между качеством услуг и используемым контрольно-измерительным оборудованием? Дмитрий Дьяченко

 

Дмитрий Дьяченко, начальник отдела контроля качества услуг и сетей ОАО «Ростелеком»:  На этапе подписания SLA с заказчиком оператор уже знает, с какой точностью и какие параметры он может измерять. Заказчик либо принимает это, либо выдвигает свои условия. Есть ещё момент: урегулирование споров. Когда заказчик мониторит свою сеть независимо от оператора, тут могут отличаться оборудование и методики.Клара Юлдашева

 

Клара Юлдашева, директор департамента управления качеством ОАО «КОМКОР»: Взаимосвязь существует на всех этапах технологического процесса оператора, от строительства сетей до мониторинга текущего состояния  сети и качества предоставляемых услуг.

Илья Астахов 

Илья Астахов, директор департамента сетей и платформ ОАО «КОМКОР»: Без использования контрольно-измерительного оборудования невозможно получить объективные данные по качеству предоставляемой услуги, состоянию сети, а также устранить возникшие проблемы.

 

Владимир ВальковичВладимир Валькович, директор департамента эксплуатации и развития Orange Business Services в России и странах СНГ: Оператор собирает статистику со своей сети передачи данных и на основании этой статистики предоставляет гарантированные характеристики о производительности сети. Оборудование, устанавливаемое у заказчика при заключении соглашений о качестве сервиса SLA, производит измерения из конца в конец. Сетевой операционный центр проводит проактивный мониторинг доступности этого оборудования и снимает данные о производительности сервиса заказчика, с определенным интервалом времени. В системе SLM (Service Level Management) формируются паспорта сервисов и задаются допустимые гарантированные параметры.

Выходной отчет по полученным данным сравнивается с заведенным паспортом услуги, публикуются все показатели и их отклонения от заданных  значений, также учитываются зарегистрированные у данного заказчика инциденты, запланированные окна обслуживания и т.п.

Сергей Жучков 

Сергей Жучков, директор по работе с операторами связи компании КРОК: Прослеживается прямая связь между качеством предоставления сервисов и ключевыми показателями эффективности (КПЭ) отдельных подсистем. Оператор не может терять контроль над сетью и отдельными ее участками, потому на всех этапах создания и поддержки телекоммуникационной инфраструктуры должно использоваться КИО (контрольно-измерительное оборудование). В инфраструктуре компаний обычно сосуществует огромное число разнородного оборудования нескольких (в некоторых случаях нескольких десятков) различных производителей. Своевременно анализировать их работу можно только с помощью автоматизированных средств. При этом строить инфраструктуру таким образом, чтобы иметь возможность контролировать все интерфейсы – очень капиталоемкая задача. Важная задача на сегодня - найти правильный баланс между затратами на построение инфраструктуры  и возможностью полностью контролировать сетевые элементы и пользовательский опыт.

 

? “ИКС»: Какова специфика применения этого оборудования на современном этапе развития сетей?

Д. Дьяченко: Измерительное оборудование контроля качества устанавливается на площадке заказчика. Это может быть аппаратный зонд либо программный агент. Далеко не все заказчики соглашаются с этим.

И. Астахов: Контрольно-измерительное оборудование используется на всех этапах тех. процесса, на протяжении всего цикла работ по организации и эксплуатации услуги. Это и измерение параметров абонентских линий связи, и соответствие декларируемым параметрам услуги, и контроль ее параметров, и устранение возникших проблем.

В. Валькович: Существуют приложения, которые критичны по времени отклика, которым требуется высокая сетевая доступность (pathavailability), гарантированная сетевая задержка (roundtripdelay) и гарантированный процент потерь пакетов (Packet Loss Ratio).

При заключении соглашения SLA на сетевую услугу у клиента устанавливается оборудование, которое позволяет производить количественные измерения показателей качества сервиса.

С. Жучков: Сети четвертого поколения настолько же далеки технологически от сетей второго поколения, как  далеки современные автомобили от гужевых повозок XVIII века. Голосовая связь рассматривается сейчас как одна из услуг, несомненно важная, но довольно простая и привычная. Для оценки качества голосовых сервисов КИО используется уже довольно дано, все методики работы выверены и не вызывают больших споров. Но для других сервисов - видеовызовов, web-серфинга, обмена короткими сообщениями – использование КИО осложнено тем, что, во-первых, это может стать очень затратно, а во-вторых, необходимо иметь хорошо структурированную модель оценки параметров качества услуги абонента. Далеко не очевидно, как из нескольких тысяч параметров, получаемых с сетевых элементов, с помощью КИО нужно вычислять один параметр – качество предоставляемой услуги для данного конкретного абонента. Еще один важный аспект – используемые технологии сбора и аналитики должны учитывать особенности бизнеса оператора, этапа развития услуги, уметь подстраиваться под новые технологии и эффективно взаимодействовать в составе более сложных комплексов мониторинга сети.

 

? «ИКС»:  Какие новые подходы к измерениям возникли в последние годы и чем они отличаются от методик 10-летней давности?

Д. Дьяченко: 10 лет назад я занимался построением IP/MPLS сетей и их управлением, а не непосредственно качеством сервисов. Могу сказать, что тогда качество (в том виде в котором оно понимается сейчас) стояло далеко не на первом месте. Всё качество сводилось просто к доступности услуги.

И. Астахов: В настоящее время происходит внедрение real-time измерительных систем, позволяющих получать контроль  за параметрами предоставляемых услуг в режиме реального времени.

К. Юлдашева: В настоящее время широко применяются автоматизированные системы измерения и мониторинга состояния сети в режиме реального времени, позволяющие как оперативно отслеживать аварийные ситуации, так и принимать превентивные меры на основе данных о приближении параметров сети к критическим значениям зачастую еще до того, как это заметно повлияет на качество оказываемых услуг.

В. Валькович: Все подходы, которые сформировались 10 лет назад, сейчас активно применяются на практике, они стандартизировались. Раньше для проведения измерений на канале измерительное оборудование ставилось в разрыв канала, это давало возможность провести измерения только при его подключении,  или при аварии, новые же измерительные инструменты интегрированы уже в программное обеспечение сетевого оборудования и позволяет проводить мониторинг в постоянном режиме.

С. Жучков: Основное отличие в подходах – переход от вычисления ключевых показателей эффективности отдельных подсистем или оборудования к расчету интегральных показателей качества и показателей качества сервисов (KQI, SQI). Такие расчеты и измерения требуют не только инфраструктуры сбора данных, но и сложных и дорогих программных комплексов по хранению и анализу собранных данных. Технологии big data как раз помогают в этом.

 

? “ИКС»: Какие тренды набирают силу и какие направления утратили актуальность?

Д. Дьяченко: На мой взгляд, заказчикам (особенно крупным) сейчас интересна возможность мониторинга параметров качества своей сети средствами оператора, плюс проактивное реагирование на возникающие проблема. «Ростелеком» предлагает подобную услугу. Кирилл Пищальников

 

Кирилл Пищальников, директор по управлению сетью ЗАО «ЭР-Телеком Холдинг» (бренды «Дом.ru» и «Дом.ru Бизнес»): Сейчас набирают силу облачные сервисы. Для них важен высокоскоростной доступ и высокая надежность связи. Таким образом, для предоставления качественных услуг в облаке, оператор должен работать на надежной современной сети, имеющей высокую пропускную способность.

 

И. Астахов: Ожидается внедрение систем управления SLA со стороны абонентов.

С. Жучков: Набирают силу сервисно-ориентированный подход, передача части операторских функций на аутсорсинг, четкое разграничение ответственности за качество сервисов бизнес-подразделения оператора и службы эксплуатации сети. Теряет актуальность использование конвергентных сетей.

Дмитрий МасельскийДмитрий Масельский, генеральный директор Ericsson в России: Одна из определяющих тенденций, характеризующих мобильный рынок сегодня, —экспоненциальный рост трафика данных при практически неизменном голосовом трафике. С ростом популярности смартфонов и планшетов мобильный трафик стал ежегодно увеличиваться вдвое, обещая вырасти в 10 раз к 2018 г. по сравнению с текущими показателями. Если раньше основными критериями выбора в пользу того или иного оператора были качество покрытия и низкий процент прерванных соединений, то сегодня эта картина коренным образом изменилась. По данным Ericsson, до 70% пользователей смартфонов готовы сменить оператора, если им будет предложена модель с более широкими возможностями для работы в интернете.

Операторы, стремясь предоставить абонентам требуемое высокое качество услуг, вынуждены пересматривать одходы к строительству и оптимизации сетей мобильной связи. С увеличением числа «умных» устройств и объемом трафика потребляемого каждым устройством, частота обращений и суммарное количество запросов к сети также стремительно растет: торговые и бизнес-центры, густонаселенные районы и места большого скопления людей требуют всё большей пропускной способности сети, что, в свою очередь, ставит новые задачи перед операторами. Очевидно, что для предоставления пользователю  услуг на уровне, соотвествующем ожиданиям по надежности и скорости  в любой точке сети, современной топологии и архитектуры уже недостаточно.

Ответом на растущие ожидания пользователей в отношении качества и скорости передачи данных может стать создание гетерогенных сетей – комбинации современных технологий радиодоступа, архитектурных решений и базовых станций различной мощности. Фактическая скорость передачи данных зависит от множества факторов: количества устройств, одновременно подключившихся к базовой станции, рельефа местности, плотности застройки и других условий.

Уже сегодня операторы по всему миру тестируют и запускают в коммерческую эксплуатацию новейшие технологии мобильного доступа, позволяющие эффективно решать возникающие задачи.

Основной способ повышения производительности сети заключается в комплексе действий, направленных на улучшение и уплотнение макроуровня сотовой сети (обеспечивается базовое покрытие и емкость), и добавлении малых сот в  местах, где требуется еще большая емкость. По данным Ericsson, уже сейчас примерно треть владельцев смартфонов ежедневно сталкиваются с низкой скоростью соединения при работе в сети. Эти проблемы возникают достаточно часто для того, чтобы негативно влиять на качество пользовательского опыта. При этом люди склонны обвинять в проблемах сеть и мобильного оператора, даже если истинная причина скрывается в конкретном устройстве или поставщике приложений. Они могут не разбираться в технологиях связи, но ожидают бесперебойное и повсеместное интернет-покрытие. Очевидно, что недовольство качеством работы сети в итоге рано или поздно приводит пользователя к смене пользователем оператора.

К концу 2018 г., по оценкам Ericsson, типичный мобильный ПК будет генерировать 11 Гб трафика, планшет – 3,1 Гб, смартфон - около 2 Гб в месяц. Это положительная тенденция, стимулирующая увеличение среднего дохода на абонента (ARPU). Уже сейчас операторы по всему миру начинают готовиться подготовку к масштабному увеличению трафика. Чтобы решить задачу обеспечения пользователей высококачественным интернет-соединением, им приходится расширять зоны покрытия и увеличивать пропускную способность.

Моновендорная гетерогенная сеть стандарта 3GPP с управляемой радиосетью и интегрированным Wi-Fi, оснащенная усовершенствованным трафик-менеджментом, а также базирующаяся на высокой производительности транспортной сети, обеспечивает пользователей наилучшими условиями для потребления трафика. Гетерогенная сеть — это сложная комбинация современных технологий радиодоступа, архитектурных решений и базовых станций различной мощности; новый и перспективный подход к увеличению емкости сотовых сетей. Именно развитие гетерогенных сетей, по мнению Ericsson, является наиболее эффективным решением, способным помочь операторам  справиться с наплывом мобильного трафика и гарантировать бесперебойную работу высокоскоростных сервисов.

Подготовила Лилия Павлова

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!