Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 03 2014 |
Андрей ПАВЛОВ  Дмитрий БАСИСТЫЙ  Дмитрий КУСАКИН  | 11 марта 2014 |
Практика создания ЦОДа через призму проектной экономики
Каждый год проектная практика создания ЦОДов приобретает новый опыт. Это дает толчок новой версии размышлений о том, как возникающую бизнес-потребность превратить в реально работающую инфраструктуру – до ввода ее в эксплуатацию и выхода на проектные парамет-ры, с фокусом на финансовую составляющую процесса.
Современное состояние рынка услуг ЦОДов свидетельствует о том, что требования со стороны потребителей этих услуг значительно возросли, клиенты стали еще более разборчивыми, но построенная инфраструктура не всегда отвечает предъявляемым критериям и ожиданиям. Владельцы вновь создаваемых площадок стараются принимать в расчет изменившиеся требования на самых ранних этапах жизненного цикла проекта создания ЦОДа, чтобы полностью соответствовать запросам потенциальных заказчиков.
Идеальный клиент дата-центра – это тот, кто готов уже завтра занять доступную площадь и тем самым вывести ЦОД на проектную мощность и плановые показатели эффективности, а главное – обеспечить ожидаемые финансовые результаты. Но как получить на практике идеальную модель взаимоотношений? Как добиться то-го, чтобы каждый инвестированный рубль начинал работать как можно раньше, без очередного вызова со стороны бизнеса или поиска клиента на свободную площадь? Анализируя жизненный цикл проектов создания новых объектов, мы постараемся найти ответы на эти вопросы.
От потребности к формальности, или Когда начинается проект?
Представим, что внутри компании появляется крупная ИТ-задача, для решения которой недостаточно существующего набора инфраструктурных средств, и после долгих прений руководство принимает идею, что пора создавать что-то новое. Обратите внимание: идея только обсуждается – еще нет документально оформленного решения, открытого финансирования, разработанного проекта и т.п. Это момент, когда у бизнеса рождается потребность.
Понимание потребности, ее формирование и формализация – это начало процесса (рис. 1). Именно осознанная потребность заставляет двигаться весь проект до того финального момента, когда она будет удовлетворена.
В этой точке сделаем паузу и поговорим о том, как хороший хозяйственник станет строить для себя что-то новое. Обычно берутся некие качественные параметры, технические характеристики, размеры и добавляется немного на перспективу. Иными словами, мы сознательно строим то, что сейчас еще не понадобится. Это запас, который будет ждать своего часа, чтобы в тот момент, когда потребность вновь появится, мы могли сказать: а у нас уже всё есть!
Бесспорная на первый взгляд правильность такого подхода на практике выливается в дополнительное финансовое бремя для проекта. Реализуя заведомо избыточный проект, мы получаем совершенно не ту экономику, которой ожидает бизнес, в текущий момент требующий одного – закрыть осознанную потребность в реализации конкретной ИТ-задачи. Как же найти баланс между желанием расходовать финансы эффективно и запасом на перспективу, который явно может понадобиться в ближайшие годы?
Возможный вариант будет содержаться в документах, которые необходимо разработать сразу после принятия формального решения о создании новой инфраструктуры. Уже в самом решении должны быть ответы на главные вопросы: зачем мы собираемся что-то создавать? какую задачу будем при этом решать? Все последующие документы – бизнес-план и ТЭО – будут развивать поставленную задачу и наполнять проект конкретными шагами, действиями, обоснованиями.
Подчеркнем: внимательно и качественно разработанные документы предпроектных фаз дают возможность компетентно принимать решение о старте финансирования проекта.
Предпроектные фазы, или Как можно проиграть, не вступив в игру
Рассмотрим основные фазы жизненного цикла проекта ЦОДа до момента принятия решения о финансировании (рис. 2) и оценим возможные негативные последствия от ненадлежащего планирования или проработки требуемых результатов.
1. Формирование бизнес-потребности. Результат: решение о необходимости новых площадей для размещения оборудования.
Нередко случается, что заказчик строит ЦОД, поспешно и неточно оценив потребность в площадях под размещение оборудования. А через год начинается лоскутная интеграция для модернизации систем холодоснабжения и электроснабжения. Происходит это в работающем ЦОДе, поэтому уменьшается как текущая надежность объекта, так и его надежность в перспективе. Особенно сложно бывает получить дополнительные энергомощности под расширение.
2. Подготовка бизнес-плана, технико-экономического обоснования. Результат: бизнес-план, ТЭО.
Зачастую заказчик выбирает технические решения, не учитывая стоимость эксплуатации оборудования. Высокая совокупная стоимость владения может привести к неожиданным финансовым результатам и существенно ухудшить показатели окупаемости проекта. Финансовое планирование должно содержать полный перечень необходимых работ, включая общестроительные работы, создание офисных и вспомогательных помещений, обеспечение кассовых разрывов и прочие расходные статьи, в противном случае размер реальных капитальных вложений может варьироваться не в рамках разумных 10%, а вырасти до 20–30% первоначальной оценки бюджета.
2.1. Формализация технических требований к новым площадям. Результат: предварительные технические условия, перечень требований.
Неверное определение технических требований к площадям может повлечь за собой недостаток места для размещения выбранного оборудования, недостаточную нагрузочную способность перекрытий, нехватку электромощностей, что выльется в рост капитальных затрат. Пример: заказчик имел лишь устную договоренность с собственником здания о подведении электромощностей, не зафиксированную в виде требований, и на этапе проектирования (хорошо, что не на этапе закупки оборудования!) выяснилось, что нужных мощностей нет. Итог: бизнес-модель проекта полностью пересматривалась.
2.2. Разработка концептуальных принципов технического решения. Результат: технический прототип, предварительный эскизный проект.
Эскизирование убережет от многократной переделки объемной проектной документации на финальных стадиях проектирования, а также от связанных с переделкой ошибок. Все концептуальные технические решения должны быть выбраны до начала проектирования.
2.2.1. Разработка концептуальных решений по технологиям. Результат: описание технологического цикла.
При неправильном подходе к организации технологического цикла возможны финансовые потери, вызванные повторением каких-то действий для достижения результата. Например, потребуется установка дополнительных модулей охлаждения для выхода на заданный температурный режим.
2.2.2. Разработка концептуальных решений по эксплуатации. Результат: описание подходов к эксплуатации.
Возможны критичные финансовые потери, снижение надежности критичных систем, надежности и операционной устойчивости объекта в целом. Пример: не было проработано, как будет эксплуатироваться инновационная иностранная установка холодоснабжения, подрядных организаций в России нет, приходится набирать в штат сотрудников, обучать их по специальным программам или заказывать иностранных специалистов, что существенно увеличивает эксплуатационные расходы.
2.3. Разработка финансово-экономической модели. Результат: финансово-экономический анализ проекта.
Ошибки при разработке финансовой модели приводят к неверным ожиданиям инвесторов и возможной последующей остановке финансирования или закрытию проекта в момент реализации.
Итак, более детальная проработка документов еще на предпроектном этапе будет способствовать правильному распределению бюджета на всем протяжении жизненного цикла создания ЦОДа и станет фундаментом для всего дальнейшего процесса.
Проектные фазы, или Где можно потерять деньги
Отражением идей, заложенных на этапах подготовки концепта и формирования технического задания, является проектная документация. Заказчик практически всегда настаивает: «Начинайте проектирование, мы все согласуем в процессе». Существует большой соблазн пойти именно этим путем, руководствуясь правилом «клиент всегда прав».
Безусловно, спорить с таким аргументом, тем более если он подкрепляется солидным финансированием, никто не станет. Однако стоит обратить внимание, что до начала непосредственно стадии проектирования жизненный цикл проекта ЦОДа предусматривает еще несколько важных этапов: разработка бизнес-плана, формирование технических требований, создание технического концепта, разработка технико-экономического обоснования. При их кажущейся невысокой важности они оказывают значительное влияние на сам подход к проекту, понимание его полной стоимости и того, сколько времени потребуется на завершение работ.
Именно в этот момент, помимо принятия решения о финансово-экономических, технологических, технических параметрах, необходимо ответить, например, на такие вопросы:
-
Будет ли проводиться – и если да, то кем – сертификация проектной документации и построенного ЦОДа?
-
Каким образом будут проводиться приемка и ввод объекта в эксплуатацию?
-
Каким образом будет организована служба эксплуатации?
-
Кто и когда будет разрабатывать операционную модель объекта?
-
Будет ли проводиться и кем сертификация операционной модели эксплуатации?
-
Какому уровню надежности и качества эксплуатации будет соответствовать ЦОД?
Хотя эти вопросы и кажутся отдаленными и до поры несущественными, зато весьма существенны связанные с ними финансовые риски, которые следует учесть в бизнес-плане. Например, очевидно, что объект, имеющий недоделки, не может привлекать клиентов, а обещания «устранить все в кратчайший срок» могут только испугать потенциального заказчика. Кому понравится, когда на работающем «в боевом режиме» объекте будут ставить эксперименты?
рассмотрим возможные негативные последствия от ненадлежащего планирования или проработки требуемых результатов каждой фазы проекта (с момента принятия решения о финансировании):
1. Принятие решения о создании нового ЦОДа. Результат: решение о выделении финансирования с учетом этапности.
Отсутствие формального решения может привести к остановке проекта или закрытию финансирования.
2. Разработка технического задания. Результат: техническое задание.
Согласованное ТЗ спасает от многократной переделки проектной документации на финальных стадиях проектирования и от связанных с переделкой ошибок. Все концептуальные решения по выбору технологий должны быть известны до начала проектирования.
3. Подготовка отчета о предпроектном обследовании. Результат: отчет о предпроектном обследовании.
Фактически отчет является подтверждением технических требований и возможности их реализации. Без него может, например, выясниться – и это реальная ситуация, – что трассу для энергетики или кондиционеров провести через перекрытие в этом месте нельзя, так как там будет кабинет директора, поэтому длина фреоновой трассы оказывается выше допустимых 30–50 м, следовательно, надо переходить на воду, а это в 2 раза увеличивает затраты на холодоснабжение. Впрочем, поставить на кровле чиллеры тоже нельзя, так как нагрузочная способность мала, а усилить крышу невозможно, придется искать площадку на земле, но там ее нет, и вообще ЦОД за адекватные деньги построить нельзя.
4. Выбор генерального проектировщика. Результат: решение тендерного комитета о выборе подрядчика, договор с подрядчиком.
Проработанные документы тендера и договора являются базисом для реализации проекта, снижают риски и позволяют контролировать качество и стоимость.
5. Сбор исходно-разрешительной документации и технических условий. Результат: комплект исходно-разрешительной документации и технических условий.
Отчет об обследовании (п. 3) есть интегральная сущность исходно-разрешительной документации. Поэтому и последствия будут сходными.
6. Проектирование в формате, установленном независимой сертифицирующей организацией. Результат: договор с сертифицирующей организацией, сертификат на проект.
Фаза опциональна, но помогает поддерживать качество проектных решений на уровне, соответствующем ТЗ, и требует незначительного дополнительного финансирования, например, перевода документации на иностранный язык.
7. Проектирование в соответствии с нормами РФ (проектная документация, рабочая документация). Результат: согласованная в экспертизе проектная документация, разрешение на строительство.
Изначальное пренебрежение даже стандартами и нормами оформления проектной документации приведет к многократной пересдаче документации в экспертизе, затянет сроки проектирования и сдвинет начало реализации проекта.
8. Разработка операционной модели эксплуатации. Результат: операционная модель эксплуатации.
Базис будущего объекта. Операционная модель дает преставление о том, как будет работать ЦОД. Влияет на последующее финансирование созданной инфраструктуры.
9. Выбор генерального подрядчика строительства (реконструкции). Результат: решение тендерного комитета о выборе генерального подрядчика строительства, договор с генеральным подрядчиком.
Проработанные документы тендера и договора являются базисом для реализации проекта, снижают риски и позволяют контролировать качество и стоимость работ.
10. Строительно-монтажные работы и авторский надзор. Результат: закрывающая документация по каждому этапу, документация авторского надзора.
Несоблюдение правил ведения строительных работ может привести к невозможности закрытия работ, возникновению конфликтов между заказчиком и подрядчиком по поводу согласования объемов работ, наличия проведенных скрытых работ и т.д. Например, из-за несвоевременного представления результатов работ придется вскрывать короба, в которых были проложены трассы для кондиционеров, чтобы заказчик смог подписать акты скрытых работ, а это дополнительные расходы.
11. Разработка программы и методики испытаний. Результат: программа и методика испытаний, уточненная для конкретного типа оборудования.
Программа и методика дают возможность комплексно подойти к проведению испытаний, получить полную информацию о фактически реализованной инфраструктуре, взаимной увязке систем, их совместной работе, своевременно обеспечить ввод объекта в эксплуатацию, а значит, избежать финансовых потерь от простоя готовой инфраструктуры.
12. Комплексные испытания ИТС ЦОДа. Результат: протоколы испытаний и акты о прохождении испытаний.
Если испытания отдельных подсистем, входящих в комплекс ИТС, проведены без комплексного тестирования, может оказаться, что объект невозможно полноценно эксплуатировать в соответствии с проектом.
13. Испытания по методике независимой сертифицирующей организации (сертификационные испытания). Результат: сертификат о соответствии построенного ЦОДа определенному уровню.
Фаза опциональна, но помогает достичь качества построенного объекта на требуемом в ТЗ уровне. Необходимо предусмотреть ее финансирование.
14. Ввод в промышленную эксплуатацию, обкатка операционной модели, сопровождение до выхода на проектные показатели. Результат: акт ввода в промышленную эксплуатацию, протоколы и отчеты, соглашение с генпроектировщиком и генподрядчиком о сопровождении до выхода на проектные показатели.
Работы по вводу объекта в промышленную эксплуатацию после его создания должны быть частью ТЗ и иметь отдельную стоимость. Достаточно часто построенный ЦОД «обкатывает» служба эксплуатации, уже вне рамок проекта, фактически доделывая работу генподрядчика.
15. Сертификация ЦОДа на соответствие стандартам эксплуатации. Результат: сертификат о соответствии определенному уровню стандарта эксплуатации.
Фаза опциональна, но помогает достичь качества организации эксплуатации объекта на требуемом в ТЗ уровне. Необходимо отдельное финансирование.
Главный результат, который мы получаем после оценки и проработки каждой фазы, это ответ на вопросы: сколько будет стоить объект? когда удастся оправдать сделанные инвестиции? Таким образом, более тщательное планирование и учет необходимого финансирования на каждой фазе проекта, а значит, и распределение привлечения денежных средств во времени, становится более ясным, прозрачным, управляемым. Реализуя такой подход, мы минимизируем возможные финансовые потери в проекте.
Еще о финансах, или Какой быть инфраструктуре ЦОДа
Попробуем ответить на вопросы: как изменяются со временем требования к вновь создаваемым объектам и за что мы готовы платить сегодня?
Бесспорно, основным трендом является сокращение расходов – на все и вся: снижаем операционные расходы, снижаем капитальные затраты, повышаем эффективность использования каждого купленного киловатт-часа, снижаем выбросы, за которые надо платить, повышаем отказоустойчивость. Если рассматривать этот подход более детально, то вновь создаваемый ЦОД должен быть:
-
Высокомасштабируемым. Вложения в инфраструктуру должны быть пропорциональны возникающей потребности, а период времени от начала вложения средств до начала использования ЦОДа – минимальным. Мы хотим получить быструю отдачу от вложенных средств, следовательно, возникает задача сокращения интервала времени между возникновением бизнес-задачи и вводом в эксплуатацию готовой инфраструктуры.
-
С наивысшим уровнем операционной устойчивости, гарантирующим клиенту максимальную, близкую к 100% доступность. Финансовая ответственность за простой будет хорошим стимулом, заставляющим достигать таких значений.
-
С оптимальной операционной и эксплуатационной моделью, минимизирующей расходы, – безусловно, при сохранении высокого качества услуг.
-
Энергоэффективным. Применение современных технических решений само по себе не решает проблему. Если площадка построена, но по каким-то причинам не заполнена на оптимальные 90–100%, вся экономика ЦОДа существенно ухудшается. При этом нужно понимать, что на каждом этапе масштабирования инженерной инфраструктуры загрузка ЦОДа должна быть близка к максимальным значениям, при которых достигается наилучший PUE.
Как обеспечить максимальную утилизацию созданной инфраструктуры точно в срок и минимизировать финансовые потери от простоя построенного на перспективу машзала? Полагаем, что коммерческие операторы становятся заложниками спроса, и только готовый портфель контрактов на ясно определенную перспективу может спасти ситуацию. Модель, когда оператор ЦОДа точно понимает и совместно с клиентами прогнозирует их потребности на ближайшую перспективу, создавая новую инфраструктуру уже под конкретные задачи, – выход из ситуации, хотя в большинстве случаев маловероятный.
Создание же собственной корпоративной инфраструктуры ЦОДа должно четко коррелировать со сроками закупки техники и запуском требуемых бизнес-задач. Стройка «на перспективу» также будет приводить к потере экономического эффекта из-за простоя построенной и уже доступной инфраструктуры, на которую потрачены немалые средства.
Между началом реального финансирования (стартом проекта) и выводом объекта на реальную мощность, как видно из рис. 3, есть значительный временной промежуток. Такое плановое «время простоя» может варьироваться от нескольких месяцев до нескольких лет.
Отсутствие реального согласованного плана, единого проекта, органа, способного взаимоувязать и сбалансировать все потоки работ и активностей, приводит к финансовым потерям, к отсутствию прогнозируемого положительного экономического эффекта от внедрения бизнес-задач.
Каков же выход из этого положения? Очевидно, что если не создавать новые площади заранее, мы будем постоянно догонять потребности бизнеса, который должен быть всегда «на передовой». Возможно, проект, который начинается после осознания потребности и принятия формального решения, должен включать в себя обязательное перспективное планирование, коррелирующее с бизнес и ИТ-стратегией компании; использование возможностей поэтапного строительства, принципов расширяемости и масштабируемости, технологий наращиваемого модульного устройства инженерно-технического комплекса.
Одна из интересных тенденций – так называемая концепция Multi-Tier, когда на каждом последующем этапе выбирается необходимый уровень надежности инфраструктуры следующего модуля. Все эти подходы позволяют существенно снизить возможные финансовые потери и улучшить экономику проекта.
Вместо заключения
Изложенный нами подход к созданию нового ЦОДа, является, безусловно, несколько идеализированным представлением жизненного цикла проекта. Практический опыт создания таких объектов показывает, что на каждом из этапов непроработанные решения, плохо спланированные процессы и события приводят к дополнительному непредусмотренному финансированию.
Очевидно, что важным аспектом проекта на всем его пути, от концепта нового объекта до сертификации, является планирование финансирования для каждого из этапов. Например, если на предпроектном этапе многие документы могут быть разработаны внутри организации заказчика, скажем, под экспертным сопровождением независимой консультационной компании, то на стадии получения технических условий и предпроектных изысканий уже требуется значительное финансирование. Своевременное планирование финансовых потоков позволит получить качественный результат в установленные сроки.
С учетом необходимости значительных капитальных вложений и длительных сроков возврата инвестиций в таких проектах для конечного пользователя могут быть привлекательны финансовые схемы, предлагаемые крупными операторами ЦОДов. По сути, оператор строит объект за собственные средства, предлагая заказчику оплачивать созданную инфраструктуру равными долями или платежами за использованные площади. Такие проекты имеют значительный приоритет при правильном организационно-финансовом планировании и, безусловно, требуют детальной проработки условий контракта между заказчиком и инвестором.