Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 03 2014 |
Андрей ГИДАСПОВ  | 11 марта 2014 |
Цифровое Эльдорадо, или Как преуспеть стартаперу?
Стартапы – мягко говоря, не самая сильная сторона high-tech в России. Ни технопарки, ни разовые частные инициативы пока не переломили ситуацию. Мы не знаем, как надо. А знает кто?
«ИКС» открывает серию интервью с бизнесменами – выходцами из СНГ, которые смогли в ИТ с нуля заработать миллион.
Эй, парни! Видит Бог, я, кажется, напал на золотое дно!
Джеймс Маршалл*
За век до Кремниевой долины
В середине 19-го века призрак легкого золота витал над тысячами и тысячами переселенцев. В Калифорнию, край американской мечты, устремились новые души, захваченные феноменом, названным золотой лихорадкой. Увы, как мы знаем из американской истории, очень немногие из старателей нашли настоящее золото. Чаще несметные сокровища края оставались иллюзией.
Но, несмотря на разбитые мечты, «лихорадка» оказалась благотворной для Калифорнии. Город Золотой мечты – Сан-Франциско стал новым центром Америки. Золотодобыча превратила все тихоокеанское побережье США в активную экономическую зону.
Кроме того, в 1872 г. произошло еще одно важное событие, сделавшее возможным спустя столетие рождение нового американского феномена – Кремниевой долины. Был принят закон, согласно которому наемные работники могли перейти к любому работодателю, не исключая конкурентов прежнего. Этот уникальный закон (ныне CAL. BPC. code §16600), по утверждению исследователя ИТ-индустрии Григория Громова, стал краеугольным камнем, легшим в основание Долины**. Закон 1872 г. фактически пресек брутальное решение трудовых конфликтов, которое нам показывают в голливудских вестернах. Он не только обуздал «закон Кольта», но и послужил дрожжевой подпиткой инноваций, когда в 20-м веке новое поколение добытчиков «цифрового золота» сполна воспользовалось его свободами.
Рождение и размножение – метаморфозы «долины грез»
Не прошло и ста лет со времени окончания одной из самых захватывающих страниц американской истории, как в живописной Калифорнийской долине начал взрастать новый плод.
В начале 30-х годов прошлого века Фредерик Терман, профессор Стэнфордского университета, решил «засеять» долину новыми экспериментальными предприятиями и призвал своих студентов апробировать свои знания. Так стали появляться первые «гаражные» предприятия, из которых потом вышли и Уильям Хьюлетт с Дэвидом Паккардом, и Стив Джобс с Биллом Гейтсом.
Конечно, не одними гаражами сильна Долина. Одним из «золотоискателей»-переселенцев был Уильям Шокли, сооткрыватель транзисторов. В 1956 г. Шокли основал лабораторию Shockley Semiconductor Laboratory, ключевой задачей которой стала разработка технологии производства кремниевых транзисторов. Что же послужило дальнейшему превращению Долины в стартап-эльдорадо?
По мнению Г. Громова, мощнейшим катализатором «стартап-взрыва» явился личный конфликт Шокли с сотрудниками компании Shockley Semiconductor. Отделившаяся команда создала конкурирующую компанию Fairchild Semiconductor. Через несколько лет и эта компания потеряла ведущих сотрудников, которые продолжили процесс «почкования».
Остальное – это известная всем история. Кремниевая долина становится новым вирусом и «лихорадит» тысячи талантливых программистов, инженеров и предпринимателей, среди которых и множество наших с вами соотечественников, влившихся в ряды первооткрывателей и добытчиков на цифровых приисках Калифорнии.
Чем сегодняшние стартаперы отличаются от золотодобытчиков прошлого века? Каковы секреты успеха предпринимателей из СНГ? Что нужно знать создателям новых стартапов?
___________________________________________
*Дж. Маршалл первым обнаружил золото в Калифорнии в 1848 г. Его находка положила начало «золотой лихорадке».
Н е з а р а б о т а т ь н е с ч а с т н ы й м и л л и о н з д е с ь п р о с т о н е в о з м о ж н о !
Игорь ШОЙФОТ, сооснователь проекта Fotki.com, серийный предприниматель и инвестор десятков успешных стартапов, думает, что Кремниевая долина все же намного мягче к стартаперам, чем Калифорния времен Дж. Маршалла.
Известность Игорю принес проект Fotki.com, который быстро стал одним из крупнейших в мире независимых фотосайтов (5 млн пользователей, 2 млрд фотографий). Кроме того, Шойфот побывал генеральным директором крупнейшего интернет-портала Epsylon Games. Периодически он запускает суперприбыльные стартапы в самых различных областях, включая игры, VoIP и образование. Сегодня Игорь является наставником ряда молодых проектов. Вместе с командой из фонда TMT Investments он инвестировал в Wanelo, Backblaze, Wrike, ShareThis, Gild и многие другие проекты. Он – председатель совета директоров инкубатора Happy Farm и акционер более чем 50 стартапов, а также преподает в Калифорнийском университете в Беркли и в Университете Сан-Франциско.
Игорь Шойфот:
– Во время золотой лихорадки люди разорялись, становились бандитами или портовыми грузчиками, спивались или нищали. Стоит почитать биографию Джека Лондона, чтобы понять настроение той эпохи. В нынешнюю же золотую лихорадку я еще не видел в Долине ни одного бездомного стартапера! Никто не держит перед собой iPad, на котором написано: «Подайте мне на стартап!». У тех, кто в прошлом веке искал в Калифорнии золото, в основном все было бинарно: либо единица, либо нолик. У тех же, кто ищет цифровое золото, получается единица и ноликов на порядок больше!
Даже те, у кого что-то не получается, не становятся ранчерами. Они со своим опытом спокойно уходят в корпорации или многочисленные компании, разбросанные по Кремниевой долине, и устраиваются на нормальные места.
Стартаперство и предпринимательство – это не просто болезнь. Это какое-то маньячество в тяжелой форме. Когда все нормальные дети играют в песочек, ты не лопаткой копаешь, а думаешь о своем бизнесе, о стартапах. Какой же ты нормальный человек после этого?
Впрочем, это болезнь, которой можно наслаждаться всю жизнь. Наверное, многие из нас по утрам, чистя зубы и глядя в зеркало, просто-таки бредят, представляя себя новым Цукербергом или Брином.
К сожалению, поколению молодых предпринимателей, русскоязычным стартаперам, сложно определить, где пиар, а где реальность.
Я часто встречаю стартапы, которые говорят о том, какой у них рынок, какая бизнес-модель, а нормально представить стратегию действия не могут! Они говорят мне: «Ты дай нам денег, а мы пустим все на зарплаты, на маркетинг…». Разве можно таким давать деньги? Нет, конечно.
5 советов молодым предпринимателям от Игоря Шойфота
Большая беда, что все кому не лень раздают советы. Особенно много скептиков из нашего прекрасного бывшего СССР – узнав, что ты создал стартап, тебе сразу скажут: «Да зачем это тебе? Пойдем лучше на лыжах кататься, что, тебе больше всех надо?».
1. Чтобы стать успешным, нужно найти золотую середину: с одной стороны, всячески игнорировать скептиков, а с другой – прислушиваться к экспертам. Как это сделать, я не знаю, но в этом весь секрет!
Есть предприниматели и непредприниматели, и ничего с этим не сделаешь. Слушать нужно тех, кто знает, что делает. Нужно понять, что этот человек реально делает, а потом уже следовать его советам.
2. Нужен экстремальный фокус.
Сегодня, например, многие утверждают, что Twitter изобрел микроблоги. На самом деле это полная чушь – столько компаний занимались этим! В Twitter была уникальность – вместо того, чтобы делать правильный АРI, они занялись виральностью. Все они, от менеджера до простого программиста, с утра до вечера продвигали свой продукт с одержимостью революционеров. Должна быть «фенька», которая абсолютно уникальна. В Twitter это были хэштеги и остервенелый драйв поиска каналов роста.
3. Самое главное – это рост! Если ты четко не можешь ответить, как ты будешь двигать свой продукт и расти, что ты будешь делать, когда получишь деньги, то ничего не получится.
В бывшем Союзе стартаперы вообще считают, что нужен крутой продукт и это превыше всего. Зачем какой-то маркетинг и рынок сбыта? Они мне говорят: «Вот YouTube, у них все классно, потому что отличный продукт». А я говорю, что YouTube был ужасный продукт. Он едва не погиб, а победил потому, что они ночами не спали, придумывали теги, видеоканалы, подписку, профили, related видео и кучу других виралок – как никто другой. Был ли YouTube как продукт лучше, чем Vimeo, Dailymotion, Veoh и многие другие? Безусловно, нет. Он победил тем, что был заточен под РОСТ и вся команда думала только о росте. Вот и весь секрет.
Подчеркиваю: побеждают не те, у кого хороший продукт, а те, кто занимается ростом. Не знаю ни одной команды, которые пахали и занимались продвижением продуктов и которые не прошли в лидеры.
4. Создайте крутую команду.
В классических боевиках 70-х, в «Великолепной семерке», например, ребята сначала собирают команду, а потом уже идут бить плохих.
Нанимайте звездных сотрудников. Всегда нужно стараться работать со звездами. Но, скажем, крутое резюме – это не показатель, это – «растопыренные пальцы». Я, говорит соискатель, в Microsoft пять лет проработал. Ну и что? Но если у вас появляется возможность привлечь дизайнера, который вам сделает «вкусно» и удобно, или программиста, который может на завтрак с лета хакнуть какую-нибудь мегазадачу, а на обед расписать, как это масштабировать и превратить в серьезное решение, – тогда сразу его берите за шкирку и к себе в соучастники!
Для успеха вам нужно нанять:
-
монстра по технологиям;
-
монстра по дизайну;
-
монстра по продажам.
Мотивируйте команду. И вперед к победе!
5. При создании стартапа необязательно думать о его монетизации, но всегда нужно думать о выходе.
Очень сложно продать даже успешную компанию. У вас миллионные продажи и все круто, но вы приходите в Microsoft, а вам говорят: «Спасибо большое, у нас уже есть такое решение, до свидания».
Поэтому, подчеркиваю, с самого начала нужно думать о том, кто захочет вас купить.
П р е д п р и н и м а т е л ь д о л ж е н б ы т ь н е с г и б а е м ы м
Саша ДЖОНСОН, партнер фонда DFJ VTB Aurora:
– На вопрос, в чем секрет успеха Кремниевой долины, уже много лет пытаются ответить и бизнесмены, и предприниматели, и венчурные капиталисты. И все отвечают практически одинаково – уже 60 лет прошло, а Долина как работала, так и работает! Почему? Потому, что здесь созданы идеальные условия для предпринимателей. Не будем сравнивать с США только Россию, это касается и Европы, и Азии. Самое главное отличие Долины от всех других попыток в том, что здесь у инвесторов и предпринимателей есть возможность вести беседу на одном уровне, на равных.
Предположим, что деньги в принципе одинаковы везде, хороший продукт тоже многие могут создать. Но нужна и питательная среда, которая позволит закрепить и развить ваш продукт! Еще одно важное условие успеха, и о нем не следует забывать, – это значительная емкость американского рынка.
В венчурный бизнес люди тоже приходят по-разному – кто-то создает сначала стартап, успешно его развивает и идет дальше. Я считаю, что тот фонд, который я создала, – это и есть мой стартап.
Так же думает и соучредитель нашего большого фонда, DFJ, Тим Дрейпер, который недавно запустил еще один классный проект – «Город героев-предпринимателей», уникальное собрание преподавателей, ученых и предпринимателей.
Отличительная особенность нашего фонда Aurora в том, что в любом проекте, в который мы инвестируем, будь то технология или решение, обязательно должна участвовать российская компания. Сегодня мы активно инвестируем в облачные технологии, нанотехнологии и литографию.
Предприниматель должен знать, чего он хочет достичь. Ему нужно двигаться по двум направлениям: 1) определить стратегию; 2) решить для себя, что никто не сможет сбить его с пути!
Он должен быть несгибаемым и непреклонным. Возьмите, например, Элона Маска, создателя PayPal, Tesla и космических проектов. Его ведь не остановить, посмотрите, какой у него несгибаемый дух! Ведь сколько ему твердили: «Зачем ты за это берешься? Это не получится, то не получится – какой еще космос и электромобили? Сиди спокойно!».
У нас в России я пока Элона Маска не встречала. Конечно, периодически появляются люди, у которых хорошие задатки, но часто им не хватает энергии, жизнь и противники их просто перемалывают.
3 совета молодым предпринимателям от Саши Джонсон
1. Энергия и несгибаемость – все только начинается, будет в сто раз труднее, только сильнейший выживет!
2. Цель бизнеса и миссия – любой предприниматель должен понимать, для чего и для кого он свой бизнес делает. Как он сможет улучшить жизнь людей?
3. Грамотный выбор партнера – без правильного партнера и хорошей команды успеха достичь невозможно.
« Д л и н н ы й х в о с т » С е р г е я Б у р к о в а
Сергей БУРКОВ, выпускник МФТИ, автор многочисленных научных работ и исследований, стал успешным предпринимателем, а ныне и ментором в известном стартап-акселераторе 500 Startups и наставником ряда стартапов. он также активно участвует в различных технологических конференциях в Долине.
«В Долину я попал не сразу, – рассказывает Бурков. – Когда я приехал в Америку 25 лет назад, я был физиком. И первые пять-шесть лет я провел в американских университетах. Работал в Университете штата Висконсин, в Корнельском университете. Потом бросил физику и переехал в Долину для того, чтобы организовать стартап».
Трудно сказать, как я нахожу идеи, – они сами находят меня
Конечно, не все проекты были удачными. Так, первым стартапом Буркова стал проект под названием Bilbo Innovations. Стартап занимался разработкой педалей для персональных компьютеров. Проект был достаточно хорошо освещен в американских СМИ, а сами педали активно продавались в магазинах Долины. Тем не менее того успеха и продаж, которых ожидал Бурков, так и не получилось. «Это был хороший опыт, после него я уже не занимался железом, а переключился на софт», – вспоминает он. Следующий проект, за который взялся Бурков с Алексом Фридом, своим партнером из физтеха, выстрелил очень неплохо. Стартап под названием Invincible Data Systems целил в тему, которая сегодня у всех на устах, – криптографию. Именно этот опыт помог Буркову почувствовать вкус успешного предпринимательства. Проект был продан компании Vasco Data Security.
Новый проект назывался Dulance, это была система вертикального поиска в «длинном хвосте», которая умела находить все, что продается в интернете. Бурков в этом проекте был «кем-то вроде проектного менеджера», и вместе с «замечательными российскими инженерами, которые писали классные программы», ему удалось создать успешный алгоритм, который залезал на веб-страницы магазинов и с помощью кроллинга и парсинга доставал необходимую информацию по названиям и ценам товаров. «Это было достаточно сложной алгоритмической задачей, потому что данные на веб-страницах находятся в очень абстрактном виде, – говорит Сергей. – Нам нужно было произвести экстракцию из абстракции».
Это был действительно уникальный поисковик, потому что у конкурентов были довольно простые продукты, основанные на взаимных договорах с электронными магазинами, которые отправляли всю нужную информацию в качестве упорядоченного массива данных, включая название, цену товара и другие сведения. Затем разработчики собирали полученную информацию в базы данных и делали стандартный SQL-поиск. Все бы хорошо, но лишь около 10% е-магазинов участвовали в этом процессе, а большинство оставалось за бортом, так как ни у кого не было ни времени, ни желания присоединяться к этой игре.
В результате Буркову со товарищи открылись значительный рынок и незанятая ниша – проект стал настолько успешным, что его поспешил купить Google. Так Сергей Бурков стал первым техническим директором и руководителем центра разработки Google в России. Не прошло и двух лет, как Бурков, оказавшийся еще и замечательным управленцем, вместе с командой способствовал выпуску свыше десятка продуктов Google и трехкратному росту компании на российском рынке.
Долина 90-х и Долина 2014 г. ничем не различаются, считает Бурков. Она как была, так и есть, цветет и развивается. «Конечно, когда лопнул пузырь доткомов, стало несколько грустно, – делится Сергей. – Но сейчас пузырь надувается вновь».
Гик и «пиджак» – условия успеха стартапов
Бурков уверен, что ключевое условие успеха стартапа – правильная, сбалансированная команда, где есть «гениальный гик и такой же гениальный «пиджак», бизнесмен, который умеет позиционировать, продвигать и продавать продукт». По мнению Буркова, гик в пиджаке – это большая редкость.
«Стартап ведь делается не одним человеком. В любом стартапе по крайней мере два партнера, чаще три. Очень важно, чтобы ваш технарь тоже понимал бизнес-подоплеку, деловую сторону проекта», – убеждает Сергей.
С другой стороны, у «бизнесмена» стартапа должно быть понимание технической стороны продукта, считает Бурков. Но все же самое главное – он должен уметь разговаривать с клиентами, поставщиками и партнерами и понимать, что нужно рынку. «Важно, чтобы кто-то бегал с вытаращенными глазами и продвигал ваш продукт», – подчеркивает Сергей.
3 совета молодым предпринимателям от Сергея Буркова
1. Первым делом нужно спросить себя: то, что я делаю, вообще кому-нибудь нужно?
Многие молодые предприниматели подходят к классической схеме «проблема и решение» неправильно. Часто люди что-то делают, находят какие-то решения, а потом ищут проблему. Они делают какую-то фигню, которая никому не нужна. Может быть она очень крутая, очень продвинутая, но при этом никому не нужна.
Изучите рынок, найдите правильную нишу и создавайте свой продукт.
2. Нужно позаботиться о том, как вы будете продавать, потому что побеждает не лучший продукт, а лучшая система распространения.
К сожалению, многие стартаперы думают, что если они сделают лучший в мире продукт, то пользователи сами прибегут и будут покупать. Не прибегут! Нужно обязательно думать о том, как продавать!
Будет очень правильно, если прежде чем делать новый продукт, молодой предприниматель изучит, какие ключевые слова он будет покупать на Google или «Яндексе».
3. Если же российский стартап хочет выйти на американский рынок, то без правильного партнера никак не обойтись! Часть компании должна переехать в США, чтобы лучше понять рынок. А если это B2B – других вариантов вообще нет – нужно быть здесь.
Продолжение практикума стартапов