Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 03 2014 |
Евгения ВОЛЫНКИНА  | 11 марта 2014 |
Кому доверим облако
Российский рынок облачных сервисов сейчас является рынком покупателя – предложение намного превышает спрос. Но это не значит, что любой клиент может легко найти провайдера, удовлетворяющего всем его требованиям, тем более что требования у рядовых пользователей, SMB-компаний, крупных корпоративных и государственных заказчиков разные.
Всегда на связи через облако |
Александр Косолапов, начальник отдела разработки и управления продуктами ОАО "Ростелеком". "Ростелеком" предлагает такую услугу под названием «Новая телефония». Этот сервис позволяет клиенту телефонизировать свой офис, не прокладывая никаких телефонных линий - нужен только доступ в интернет. При этом клиент не только получает весь диапазон функций традиционной офисной АТС с короткой нумерацией внутри корпоративной телефонной сети, но и расширяет свои возможности по совершению и приему вызовов. Теперь он может делать это не только с использованием обычных аналоговых телефонов (правда, подключенных через IP-шлюз) и SIP-телефонов, но также с помощью настольных компьютеров, ноутбуков, смартфонов и других мобильных устройств. Большими преимуществами облачной АТС являются отсутствие затрат на покупку и обслуживание классической "железной" офисной АТС и привязки телефонного номера к определенному адресу. Предоставляется даже возможность выбора единого городского телефонного номера. Причем пользователь может подключиться к своей корпоративной АТС из любого места, где есть доступ в интернет, и с любого сетевого устройства. Да и большой скорости интернет-доступа для совершения телефонных вызовов совсем не требуется. Такая корпоративная сеть может охватывать головной офис, филиалы, домашние офисы и телефоны удаленных сотрудников. В этой сети можно организовать многоканальные телефонные номера, объединить удаленные офисы в единую сеть с короткой нумерацией, использовать такие дополнительные функции, как интеллектуальная переадресация, голосовые сценарии распределения вызовов, голосовая почта, текстовый и видеочаты. "Новая телефония" полностью гарантирует эффект круглосуточного присутствия в офисе. Находясь в любой точки мира, клиент может совершать звонки с корпоративного телефонного номера и принимать все вызовы на этот телефонный номер. Для интеллектуального управления такой сетью и изменения ее настроек имеется удобный интернет-портал. Так как все звонки совершаются через интернет, то и затраты компании на связь с российскими и зарубежными абонентами существенно сокращаются. Ориентирован сервис на корпоративных и государственных заказчиков самых разных размеров, специализации и географической локализации. Это могут быть и крупные организации с разветвленной офисной сетью, и компании малого и среднего бизнеса, и даже компании класса SOHO. Подключить "Новую телефонию" пользователь может на нашем сайте. Как и многие другие провайдеры облачных сервисов, мы развиваем практику бесплатного тестирования услуги "Новая телефония". Причем никакой дискриминации для подключения к этому сервису нет: пользователь облачной телефонии может быть клиентом абсолютно любого интернет-провайдера. |
Каждый год аналитики облачных решений проводят опросы действительных и потенциальных клиентов облачных сервисов, отчитываются о бодром росте этого рынка в целом и в отдельных его секторах, в деньгах и в процентах и прогнозируют головокружительные перспективы. Например, по оценкам IDC, объем российского рынка облачных услуг в ближайшие годы будет расти со скоростью почти 51% в год и к концу 2016 г. достигнет как минимум $460 млн. Компания J’son & Partners посчитала отдельно рынок IaaS-сервисов и пришла к выводу, что темпы его роста до 2017 г. составят 45% в год, а к 2017 г. провайдеры заработают на нем около 8 млрд руб., что по нынешнему курсу составляет порядка $230 млн.
Оптимизм излучают и участники этого рынка. Некоторые поставщики облачных решений проводят свои опросы и исследования. Так, по данным Orange Business Services, российский рынок всех облачных услуг для бизнеса вырастет к 2016 г. до 19 млрд руб. У компании Parallels еще более смелые прогнозы: проведенный ею в 2013 г. опрос 400 российских компаний с числом сотрудников от 1 до 250 показал, что рынок облачных сервисов только для SMB-сектора к 2016 г. достигнет 55,6 млрд руб.
Говорят о кратном росте годовых продаж разного рода облачных сервисов и их провайдеры. Однако, как и в предыдущие годы, это лишь эффект низкой стартовой базы. И когда действие этого фактора закончится, сказать сложно. Каждый раз мы слышим, что вот-вот должен произойти прорыв и корпоративный пользователь всех размеров и специальностей устремится в облака. Сроки этого эпохального события пока туманны (что не удивительно – ведь речь об облаках). Кто-то говорит – год-два, кто-то – три-четыре-пять, но ясно, что процесс растянется во времени, как раз на те самые несколько лет.
Тем не менее прорыв уже произошел, но прорыв другого рода – многие провайдеры говорят о том, что главным сдвигом 2013 г. стал существенный рост интереса к облачным сервисам со стороны заказчиков. Причем не праздного интереса, а выраженного в реальных покупках. Как выразился Руслан Заединов (КРОК), отношение клиентов к облакам перешло от романа в письмах к регулярным личным встречам.
Всё те же лица
Правда, несмотря на бурный рост рынка, круг провайдеров облачных сервисов практически не меняется. Те, кто устремились на него несколько лет назад, – поставщики онлайновых сервисов, системные интеграторы, владельцы дата-центров, телеком-операторы, разработчики облачных решений и т.д. – так на нем и остались. Приход новых игроков и отток разочаровавшихся в этом виде бизнеса минимальны, а слияний и поглощений одних провайдеров другими не наблюдается (в отличие от западного рынка, где такой процесс идет довольно активно). Специалисты говорят о том, что консолидация начнется в нынешнем году или в крайнем случае в 2015-м.
Ярко выраженных лидеров рынка ни в одном из общепризнанных видов облаков – IaaS, SaaS и PaaS – тоже нет. Многие нынешние провайдеры SaaS-сервисов – это поставщики явно нишевых услуг, таких как онлайновая бухгалтерия, налоговая отчетность, склад, CRM и т.п. И если пару лет назад у них было, грубо говоря, по полтора клиента на брата, то теперь абонентская база у каждого существенно расширилась, т.е. бизнес вроде бы успешно развивается. Но говорить о настоящей массовости пока не приходится (тем более, если сравнивать с заявленной Amazon Web Services полумиллионной клиентской базой).Таким провайдерам, как телеком-операторы, владельцы дата-центров и крупные системные интеграторы, которые имеют мощную материальную базу, облачный бизнес приносит в лучшем случае считаные проценты (а то и доли процента) доходов, так что тут расширение ассортимента предложения идет за счет проверенных решений, в том числе ведущих мировых поставщиков, работающих на российском рынке через партнеров. В качестве примера можно привести сервисы Google Apps и Microsoft Office 365, появившиеся в «облачных» подразделениях МТС и «ВымпелКома» (последний, к слову, заявляет о троекратном росте числа пользователей Office 365 в течение 2013 г.).
Передела рынка как такового не происходит, каждый окучивает свою делянку: большая тройка, телеком-операторы, небольшие нишевые провайдеры, крупные интернет-компании типа «Яндекса», Google и Mail.Ru ориентируются на рядовых пользователей и компании сектора SMB (кстати, гиганты активно пошли в бизнес-сегмент фактически только в 2013 г.), системные интеграторы по традиции предпочитают иметь дело с крупными заказчиками (хотя понимают, что они скоро закончатся и надо будет приниматься за середнячков), а операторы дата-центров готовы работать с корпоративными клиентами всех размеров.
Провайдер для дома и работы
Домашние пользователи разных онлайновых сервисов зачастую даже не догадываются, что получают их из облака, за исключением, конечно, тех случаев, когда провайдер прямо указывает на «облачность» в названии. В связи с чем вспоминается недавняя история с лицензионным соглашением на использование бесплатного (до определенного довольно высокого предела) хранилища «Облако@Mail.Ru». Один из его пунктов гласил, что провайдер получает право на безвозмездное использование в любых целях и дальнейшее распространение загружаемого пользователями контента. Возмущение интернет-сообщества заставило Mail.Ru быстро сдать назад и вычеркнуть скандальный пункт из соглашения. А все провайдеры, работающие на массовом рынке, получили четкий сигнал о том, что среди домашних пользователей, подавляющее большинство которых составляют откровенные «чайники», всегда найдутся грамотные специалисты, которые, как и серьезные корпоративные заказчики, потребуют должного качества сервиса, его соответствия законодательству и обеспечения защиты персональных данных. И провайдеру надо соответствовать, так как счет клиентам в этом сегменте рынка идет на миллионы и даже на десятки миллионов, сарафанное интернет-радио работает хорошо и просчитать последствия пренебрежения мнением пользователей несложно.
На фоне скандалов, связанных с безопасностью данных частных пользователей, стало очевидно, что нельзя обеспечить абсолютную безопасность данных в Сети, и каждый сам должен решать, какие данные он готов хранить в публичных облачных сервисах. В корпоративном секторе облачных услуг само понятие безопасности стало более зрелым. Если раньше аргумент недостаточной безопасности звучал в противовес облачности услуг и ничем не подкреплялся, то сегодня корпоративные клиенты стали четко систематизировать свои данные, разделяя их по классу безопасности. В результате такой систематизации пришло понимание того, что крайне секретных данных у компании может быть очень мало и поэтому большинство систем можно спокойно отдавать на аутсорсинг без риска для бизнеса. Андрей КАСЬЯНЕНКО, Caravan |
Чтоб не пил, не курил...
Просуммируем и прокомментируем требования заказчиков к своим провайдерам, которые выкристаллизировались в ходе опроса «ИКС» (некоторые его участники пожелали ответить на вопросы анонимно, но это могло только добавить объективности результатам).
Итак, что хотят заказчики от облачного провайдера:
1. Необходимо детально прописанное SLA с указанием финансовой ответственности провайдера.
Правда, по поводу размеров этой финансовой ответственности мнения расходятся. Понятно желание сторон минимизировать свои убытки от любых инцидентов, а в случае заказчика – полностью компенсировать последствия сбоев сервиса. Но клиенты начинают сознавать, что нельзя требовать от провайдера невозможного и даже его полное разорение всех проблем не решит. Кстати, от некоторых провайдеров приходилось слышать, что юристы крупных заказчиков даже осаживают специалистов своих ИТ-отделов, которые в пылу борьбы за интересы компании стремятся вписать в SLA пункты о компенсации упущенной выгоды, потому что понимают бесперспективность судебных исков, поданных по этому поводу. Провайдеры в принципе и сами готовы идти навстречу заказчикам в обеспечении высокой доступности сервиса, даже в условиях, когда их собственные поставщики каналов связи или услуг colocation гарантируют более низкую доступность (в ход идет организация кластеров, резервирование каналов и целых дата-центров), но все это требует затрат и неизбежно влияет на цены.
2. Многие заказчики предъявляют специфические требования к дата-центру, вплоть до того, чтобы и само здание, и земля под ним находились в собственности провайдера (не говоря уже о пресловутом Tier III).
Что тут скажешь? Недвижимость у нас очень уважают. И особенно ее ценят государственные заказчики и крупный бизнес, хотя и многие представители SMB предпочитают провайдера с собственным ЦОДом. И провайдеру приходится соответствовать. Проще всего владельцам дата-центров – формальное условие (или требование нормативной базы для государственного заказчика) соблюдено. Однако совсем не факт, что облачный сервис такого провайдера будет работать надежнее, чем у того, который арендует площади в коммерческих ЦОДах (в конце концов, он сам обеспечивает работу своего ИТ-оборудования и систем и может организовать резервирование, используя целую сеть арендованных площадок). В такой ситуации «бездомный» облачный провайдер вынужден думать о строительстве своего ЦОДа или решать проблему иным способом. С маркетинговой точки зрения слова «собственный дата-центр» звучат хорошо, но с точки зрения экономической эффективности и конечной цены для заказчика выполнение этого требования может оказаться даже вредным (не говоря уже о том, что оно ничего не добавляет к фактическому качеству сервиса, ведь серьезный облачный провайдер не станет арендовать площади в ненадежном дата-центре).
Кстати, телеком-операторы, которые тоже активно занимаются облаками, себе в актив всегда записывают наличие надежно работающих каналов связи и заявляют, что все остальные провайдеры эту надежность обеспечить не могут, а облако без связи – это не облако. Однако хочется напомнить, что каждый коммерческий ЦОД заявляет о подключении к его площадке десятков широких каналов связи от самых разных операторов. Получается, что в качестве партнера дата-центра телеком-оператор работает хуже, чем на «своей» территории, и может быть, даже намеренно обеспечивает более низкий уровень доступности, чтобы повысить конкурентоспособность собственного ЦОДа? Хочется надеяться, что это не так.
3. Провайдеру настоятельно рекомендуется предоставлять свои облачные решения на тестирование.
С этим у нас вроде бы все в порядке, многие провайдеры сами предлагают такую возможность для привлечения клиентов.
4. Провайдеру нужно быть готовым к тому, что дотошный заказчик одновременно с тестированием облачного решения будет проверять уровень профессионализма его специалистов.
Более того, опытные клиенты считают знакомство с командой провайдера вторым по значимости делом после изучения SLA. Причем это должна быть не одна встреча, а довольно длительное общение с выяснением ответов на самые разные профессиональные вопросы.
И вот после этого марафона с изучением бумаг, недвижимости, материальной части и человеческого фактора (нужное подчеркнуть, ненужное вычеркнуть) для потенциального облачного клиента наступает этап ответа на вопрос, можно ли иметь дело с этим провайдером, готов ли он доверить ему один или несколько своих ИТ-сервисов, все свои ИТ-системы, весь свой бизнес или даже репутацию.
Так каким же должен быть провайдер облачных сервисов для человека, бизнеса, государственной организации? Ответ получается довольно туманный – таким, чтобы ему доверяли человек, бизнес и государство. Критерии этого доверия у всех разные, и не всегда они осязаемы. Совсем как облака.