Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 11 2013 |
Евгения РЯБЧИКОВА  | 11 ноября 2013 |
Здравоохранение – перспективный рынок для телекома
Мощные каналы передачи данных, дата-центры с облачными платформами, массовое распространение современных мобильных устройств – у телеком-операторов есть все условия для предоставления медицинских сервисов.
Американский оператор связи Verizon недавно получил разрешение от FDA (Управление по контролю качества пищевых продуктов и лекарственных препаратов США) на использование облачного телеком-решения Converged Health Management для предоставления медицинских сервисов, которые соединяют врачей с находящимися дома пациентами, позволяют удаленно считывать данные с приборов: тонометров, глюкометров, оксиметров. Потенциальный рынок очень широк: более 90 млн жителей США страдают хроническими заболеваниями, требующими постоянного наблюдения. Думаю, что в России таких пациентов тоже немало.
Активно занимаются медицинскими телеком-сервисами европейские операторы. Например, компания Swisscom предоставляет медицинские видеоконсультации прямо из аптек. В проекте участвует более 500 аптек в Цюрихе: если человека замучили насморк и кашель, а высокой температуры нет, то он может зайти в аптеку, получить по видеосвязи консультацию врача и сразу купить необходимые лекарства. Причем страховые компании оплачивают предоставление подобных услуг, они заинтересованы в том, чтобы пациенты меньше обращались в клиники.
Привлекательный сервис для операторов связи, имеющих облачные платформы, – так называемая медицинская биржа, которая обеспечивает обмен информацией по разным медицинским случаям между врачами, специализированными клиниками, страховыми компаниями и пациентами с соблюдением всех мер защиты персональных данных. В развитых странах с большой территорией широкое распространение получает удаленная медицина. К примеру, австралийский оператор связи Telstra предоставляет медицинские сервисы с использованием передвижных мобильных комплексов автомобильного базирования разной специализации (есть, к примеру, комплексы для маммографических исследований, для диспансеризации жителей сельской местности). Французский оператор связи Orange активно работает с госпиталями и домами престарелых, обеспечивая им удаленные видеоконсультации врачей. Есть и специальные облачные медицинские сервисы, ориентированные на конечных пользователей. Например, клиенты оператора Telefonica получают из облака сервис отслеживания передвижения больного или его местоположения в доме; существуют специальные программы, напоминающие о необходимости принять лекарство, или реабилитационные комплексы упражнений, которые можно делать дома самостоятельно.
Многие из перечисленных услуг, несомненно, будут востребованы и в России. Уже есть сервисы, использующие современные телекоммуникационные технологии: можно, например, сделать МРТ в Москве, а расшифровку снимка получить от врача, работающего в Воронеже. Однако операторы связи в цепочку предоставления этого сервиса пока не включены. Сейчас для хранения данных и их защиты компании используют собственные дата-центры, но операторы могли бы предоставлять эти услуги лабораториям как управляемый сервис.
Предоставление медицинских сервисов операторами связи – это новое интересное направление бизнеса. Конечно, оператору необходимо иметь соответствующую компетенцию и твердое желание перейти от традиционных услуг передачи голоса и данных к более сложным, но менее маржинальным индустриальным сервисам. Решение непростое, но рынок диктует этот переход, и операторам лучше заранее к нему подготовиться.