Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 11 2013 |
Александра КРЫЛОВА | 11 ноября 2013 |
Как регулировать стагнацию
Замедление темпов роста экономики, в том числе телекоммуникаций, становится все заметнее. Назрела ли необходимость в кардинальном изменении правил игры или важнее обеспечить преемственность и в итоге защиту ранее сделанных участниками рынка инвестиций?
Обмен мнениями между представителями операторского сообщества и Минкомсвязи РФ состоялся на 14-й международной конференции АДЭ «Состояние и перспективы развития IP-коммуникаций и IP-сервисов в России».
Снова застой?
Телеком – чуткий индикатор изменений в экономике. И то, что на этом рынке постепенно перестают работать привычные парадигмы и успешные модели развития, по мнению Евгения Васильева (МТТ), говорит о вступлении России в полосу стагнации. Так, за минувший год уменьшилось количество слияний и поглощений. Такие крупные сделки, как покупка «Мегафоном» Yota, завершенная в 2013 г., начинались намного раньше. Операторы большой тройки приостановили покупку региональных интернет-сервис-провайдеров и, по информации из открытых источников, сами подумывают о продаже части своих ШПД-активов.
Иными словами, ставшее расхожим определение «бурно растущий» меньше подходит к сегодняшнему состоянию рынка телекоммуникаций, чем год назад. Вместе с тем любой системный кризис – это время возможностей, считает Е. Васильев, указывая, что недаром ряд успешных ныне компаний начинали свой бизнес в 2008–2009 гг. В таких условиях важно, насколько регулятор готов заботиться о профессиональных участниках рынка и прилагать усилия к сохранению динамики его развития.
Последний плацдарм
Широкополосный доступ – последний быстро растущий сегмент в традиционной связной модели. От сохранения темпов роста в этом сегменте зависит решение по-прежнему актуальной для нашей страны проблемы «цифрового неравенства», о необходимости покончить с которым много говорится на самом высоком уровне.
Понятно, что наиболее остро эта проблема стоит в субъектах РФ, коммерчески мало привлекательных для федеральных игроков рынка ШПД. В аутсайдерах по проникновению высокоскоростного доступа в интернет сегодня числятся Камчатский край, Сахалинская область, республики Саха (Якутия), Калмыкия, Дагестан. Уровень проникновения интернета в Чеченской республике аналитиками оценивается в 0,55%. В большинстве населенных пунктов в этих регионах монополистом является «Ростелеком», а сильных местных игроков, способных составить ему конкуренцию, нет. Вот и получается, что широкополосный доступ в интернет многим жителям не по карману. Они не пользуются услугой, а операторы не получают доходов, часть которых могли бы направить на строительство новых сетей.
Выйти из замкнутого круга игрокам рынка могла бы помочь поддержка в форме частичного или полного субсидирования со стороны государства, чей социальный заказ на обеспечение ШПД для его граждан они выполняют. Государство вроде бы не против. Но пока, признался Илья Мизикин («ВымпелКом»), каждый «заход» оператора в новый российский город – это бег с препятствиями. Наиболее тяжело дается операторам согласование размещения оборудования в домах. За пять лет стоимость аренды выросла на 70% и сегодня исчисляется тысячами рублей в месяц. К тому же жители не очень хотят, чтобы в их домах и подъездах стояло какое-либо оборудование. Приходится собирать подписи, проводить общие собрания и объяснять выгоды присутствия в доме интернет-провайдера.
С не меньшими сложностями, констатировал И. Мизикин, операторы сталкиваются при получении заключения на строительство сетей связи в субъектах Российской Федерации. Экспертиза всех проектов независимо от местонахождения населенного пункта, в котором они реализуются, проводится в Москве и занимает в среднем три месяца.
Словом, для того, чтобы строить широкополосные сети по всей России, развивать свой бизнес и сохранять темпы роста, операторам нужна поддержка регулятора в форме изменения нормативной правовой базы, причем не только отраслевой. Поправки требуются, например, в Жилищный кодекс и ряд других документов.
В режиме открытости
По заявлению представителей Минкомсвязи, ведомство уже выступило с несколькими подобными инициативами. В их числе внесение изменений в Земельный кодекс для облегчения операторам строительства сооружений связи и в Жилищный кодекс – с целью упрощения доступа в здания и сооружения для размещения средств и оборудования связи. Эти меры позволят сократить затраты на строительство сетей, будут способствовать развитию инфраструктуры и в конечном счете помогут снизить стоимость услуги широкополосного доступа для конечных пользователей в субъектах РФ.
«Мы достигли согласия о выделении бюджетных средств, чтобы совместно с операторами строить магистральные сети связи до населенных пунктов, еще не имеющих высокоскоростных каналов», – сообщил Олег Кузнецов (Минкомсвязь). В настоящее время в ведомстве активно прорабатываются варианты проектной части такого строительства.
Кроме того, в соответствии с принятой правительством в конце 2012 г. «дорожной картой» по развитию конкуренции и совершенствованию антимонопольной политики в Минкомсвязи разработаны Концепция межоператорского взаимодействия и Правила недискриминационного доступа.
И если недискриминационый доступ как аспект межоператорских взаимоотношений, по признанию Элдара Разроева (Минкомсвязь), остается достаточно сложным для понимания даже внутри операторского сообщества, то подходы к решению проблем недискриминационного доступа к инфраструктуре, которая может использоваться для размещения средств связи, специальной рабочей группой уже сформулированы. Например, предложено приравнять пассивную инфраструктуру к таким инженерным коммуникациям зданий, как электричество, свет, водоснабжение и т.д., и обязать прокладывать ее собственников жилых домов и бизнес-центров. Аналогичные требования планируется выдвинуть к реконструируемым зданиям, а затем установить переходный период для развертывания этой инфраструктуры во всех остальных еще не охваченных ею домах.
Другая группа объектов, которую операторы хотели бы задействовать: канализация, мосты, столбы – в случае ее принадлежности госоргану или муниципалитету должна стать доступной для размещения их оборудования по определению. Что же касается этих объектов, находящихся в частной собственности, то тут провозглашается создание равных для всех операторов условий доступа. Иными словами, если хотя бы одному из операторов удалось на таком объекте обосноваться, то условия его подключения становятся публичными и должны использоваться для всех остальных.
По словам Э. Разроева, основные принципы Правил недискриминационного доступа уже сформированы и в ноябре, возможно, будут представлены на Правительственной комиссии по связи.
С готовностью к подвигу
Однако не стоит ожидать, что все эти благие намерения регулятора осуществятся в короткие сроки. Постановлением Правительства РФ от 17.12.12 № 1318 для поправок в нормативные правовые акты предусмотрена непростая многоступенчатая процедура.
По опыту Виталия Крейнделина (Россвязь), выпуск нормативного правового акта средней сложности и не очень спорного занимает около девяти месяцев. Ровно столько времени в среднем проходит с момента размещения уведомления на сайте reg.gov.ru о намерении разработать такой правовой акт (1-й этап) до его официальной публикации (завершающий, 13-й этап). На любом из этих этапов согласующие органы – Минэкономразвития, ФСБ или Минюст – могут вернуть документ на доработку, что еще более затягивает процесс. «Выпуск нормативного правового акта, – заключил В. Крейнделин, – можно приравнять к подвигу».
* * *
Инициативы выдвинуты. Но может статься, что до той поры, как они пройдут все обсуждения, изменения, заключения, антикоррупционные проверки и проч., ситуация на телекоммуникационном рынке снова изменится.