точность показаний;
Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 05 2013 |
Станислав ЕМЕЛЬЯНОВ  | 07 мая 2013 |
Спутниковый мониторинг на транспорте. Как выбрать?
Растущую популярность систем мониторинга транспорта и контроля расхода топлива нетрудно объяснить: они позволяют оптимизировать затраты и повысить эффективность работы транспорта. Но чтобы выбрать подходящее для конкретной компании решение, нужно понимать, что предлагает рынок.
Спутниковые системы мониторинга в их современном виде впервые появились у нас в начале 2000-х, а с 2005 г. они стали использоваться как инструмент оптимизации бизнеса, но внедрялись в небольших объемах. Можно сказать, что с этого момента началось формирование рынка систем мониторинга транспорта в странах СНГ. На сегодняшний день он насчитывает более 200 игроков, совокупное число их дилеров – более 1000. И 89% этих компаний полагают, что рынок будет расти и впредь. Эксперты отрасли, в свою очередь, предсказывают ему бурный рост еще как минимум пять лет.
На базе спутниковых систем создается все больше продуктов и сервисов для автопарков как крупных, так и небольших компаний. Есть и поддержка со стороны правительства в виде государственных программ («ЭРА-ГЛОНАСС», проект системы сбора платежей за проезд 12-тонных автомобилей по федеральным трассам с использованием ГЛОНАСС).
Главные факторы роста популярности спутникового мониторинга – оптимизация бизнеса, снижение издержек, повышение эффективности работы транспорта. Кроме того, спутниковый мониторинг помогает предотвратить воровство (например, топлива), а это, к сожалению, традиционная российская проблема. Если учесть, что расходы на топливо в себестоимости пробега автомобиля достигают 40% и более, введение контроля этих расходов дает возможность увеличить прибыль перевозчика как минимум на 15–20%.
Мониторинг транспорта повышает прозрачность бизнес-процессов компании. Ведь на эффективность использования автопарка влияют не только водители: это и механики, которые следят за состоянием машины и должны вовремя проводить профилактику и ТО, и экспедиторы, которые дают водителям задание на работу. Объективные показатели по местоположению и маршруту, пробегу и расходу горючего служат базой для анализа работы всех звеньев компании, повышают дисциплину, позволяют эффективно мотивировать сотрудников.
ПОСЧИТАЕМ |
Допустим, компания решила оснастить системой мониторинга и контроля расхода топлива 98 единиц транспортных средств и спецтехники предприятия нефтегазовой промышленности (18 трубоукладчиков, 13 бульдозеров, 10 экскаваторов, 14 агрегатов для сварки трубопроводов, 35 единиц различной колесной техники, 8 автотопливозаправщиков). На их оснащение потратили 3,283 млн руб. Экономия на ГСМ, а также совокупная стоимость несанкционированно расходуемого топлива за первый месяц эксплуатации системы составит 1,014 млн руб. Таким образом, срок окупаемости системы только за счет сокращения расходов на ГСМ – чуть больше трех месяцев. При этом снижаются простои техники и, как правило, выявляются случаи недолива топлива на АЗС (последнее особенно важно: зачастую в низкой эффективности транспорта стремятся обвинить водителей, а потом обнаруживаются случаи хищения топлива – недобросовестная работа автозаправок).
|
Cтоимость системы по отношению к получаемой эффективности для всего автопарка зависит в первую очередь от объема потребления топлива. Также очень важно качество управления парком транспортных средств. В среднем установка системы мониторинга транспорта окупается за два–четыре месяца.
Немного о рынке
По оценке аналитического центра Omnicomm, объем мирового рынка М2М-оборудования на коммерческом транспорте составляет около $2,7 млрд, а объем рынка оборудования для мониторинга транспорта в РФ в 2012 г. достиг $150 млн. Таким образом, доля российского рынка – около 6% мирового. Лидеры отечественного рынка оборудования для мониторинга транспорта – компании «Техноком» и Omnicomm, которые произвели примерно по 300 тыс. штук бортовых терминалов и датчиков уровня, – работают и на европейском рынке, равно как и группа компаний НИС М2М, занимающая по обороту около 30% российского рынка мониторинга.
Емкость российского рынка датчиков уровня топлива оценивается в 200 тыс. штук, а систем мониторинга транспорта – 400 тыс. терминалов. Спутниковый мониторинг востребован во всех сегментах транспортной отрасли, а топливные датчики – в промышленном, транспортном и гражданском строительстве, нефтегазовой и горнодобывающей промышленности, т.е. в тех отраслях, которые потребляют много топлива. Сравнивать это направление деятельности с другими сегментами ИТ/телекома и по объемам, и по темпам роста не совсем корректно, поскольку, во-первых, это не массовый потребительский рынок, а во-вторых, сами системы не являются коробочным продуктом, они представляют собой решение, внедряемое на предприятиях проектным методом.
Как работает мониторинг
спутниковых систем мониторинга и управления транспортом существует множество разновидностей. И на первый взгляд все они используют один принцип и имеют практически одинаковые функции.
Система мониторинга транспорта представляет собой программно-аппаратный комплекс, состоящий из двух частей – навигационной и коммуникационной. Навигационная часть – это все, что отвечает за позиционирование, определение координат транспортного средства, скорости, пройденного пути и прочих параметров движения. Аппаратная составляющая навигационной части – спутниковый приемник GPS или ГЛОНАСС/GPS. Помимо навигационных данных, системы позволяют собирать с автомобиля значения эксплуатационных параметров, такие как расход топлива, сведения о работе различных узлов и агрегатов автомобиля, об их техническом состоянии. Для сбора данных об эксплуатационных параметрах обычно требуется подключить к автомобильному терминалу различные датчики и устройства.
Существует несколько схем работы системы.
Схема 1 – базовая. Установленные на транспортные средства терминалы передают данные на коммуникационный сервер через интернет с использованием GSM или Wi-Fi. Диспетчерский сервер клиента загружает данные с коммуникационного сервера.
Схема 2 – если высоки требования к безопасности. Применяется, если клиенту из соображений безопасности требуется разместить все компоненты системы в контролируемой сети (рис. 1). При этом для передачи данных не используется интернет (за исключением передачи через VPN-канал). Терминалы передают данные на локальный коммуникационный сервер с использованием предоставляемого оператором сотовой связи VPN-туннеля или физического выделенного канала. Диспетчерский сервер клиента загружает данные с локального коммуникационного сервера.
Схема 3 – если нет GSM-покрытия. Применяется, если в районах использования транспортных средств отсутствует покрытие GSM-сетей, но предполагается наличие локальной сети или интернета и возможность стационарной установки считывающего оборудования (рис. 2). Установленные на транспортные средства терминалы во время работы собирают и накапливают данные. При входе в зону действия сети Wi-Fi (при въезде в гараж, проезде через ворота базы и т.д.) терминалы передают накопленный архив на коммуникационный сервер или локальный коммуникационный сервер через интернет либо локальную сеть. Диспетчерский сервер клиента загружает данные с коммуникационного сервера.
Схема 4 – если нет инфраструктуры. Применяется в случае отсутствия в районе работы техники как покрытия сотовых сетей, так и любых других каналов передачи данных (рис. 3). Терминалы во время работы собирают и накапливают данные. Периодически накопленные данные передаются через Wi-Fi-канал на локальный коммуникационный сервер, установленный на ноутбуке. Затем данные любым способом (через внешний USB-носитель, компакт-диск или вместе с ноутбуком) передаются в офис клиента, где переносятся на коммуникационный сервер или сразу на диспетчерский сервер клиента.
Что важно знать при выборе
Будущему пользователю систем изначально необходимо решить, какие параметры работы машин для него критично важно контролировать. Для спецтехники, к примеру, актуальнее всего контроль заправок и сливов, а также отслеживание времени работы и простоя. Для компаний-перевозчиков хищения топлива несколько менее важны, зато необходим контроль пробега единицы техники и отслеживание маршрута ее перемещений для оптимизации логистических схем.
В российских условиях для развертывания эффективной системы контроля техники критичны следующие параметры:
-
-
адекватное ПО, выводящее информацию в пригодном для анализа виде;
-
вандалоустойчивость;
-
устойчивость к термическим и вибрационным воздействиям (для карьерной техники).
Как показывает практика, решающим фактором при выборе системы контроля является итоговая эффективность ее внедрения. К примеру, на рынке существует множество сходных систем мониторинга, однако при большой вариации стоимости далеко не все из них оказываются эффективными. Низкая цена не может служить основным критерием эффективности: как правило, это показатель недоработанности системы, некачественной технической поддержки и сервиса. Именно поэтому только тестирование различных систем в реальных условиях, на технике предприятия может дать ответ на вопрос, на какой из них остановить выбор.
К примеру, существуют системы, обеспечивающие полный контроль за сливами и заправками, скоростью и пробегом, маршрутом и местоположением, временем работы или простоя техники. Подавляющую часть строительных, добывающих и нефтегазовых компаний полностью устраивает такой функционал.
Отечественные реалии таковы, что зачастую прямые пользователи систем – обслуживающий персонал, водители – выступают против инновационных технологий. Нередко их активность принимает весьма разрушительные формы, вплоть до вывода оборудования из строя. Но и это учтено в последних отечественных разработках, которые имеют надежную защищенность от вандалов. Есть терминалы в металлическом корпусе, защищенные от всех видов помех, есть оборудование, устойчивое к пожарам и взрывам. Любые попытки нарушения связи компонентов однозначно фиксируются в системе.
И о перспективах
Количество техники, подлежащей оснащению навигационными системами, исчисляется миллионами. В настоящий момент в России системами мониторинга оснащено порядка 800 тыс. единиц транспорта, и динамика роста приближается к 100% в год. Для сравнения: в странах ЕС, по оценке Berg Insight, в 2010 г. системами мониторинга оснащено более 1 млн машин; прогноз на 2014 г. – более 16 млн оснащений.
Потребители телематических систем с каждым годом становятся все более требовательными к качеству и функционалу, поэтому одним из главных направлений развития отечественного рынка систем мониторинга транспорта является создание максимально универсальных и простых в использовании решений, удовлетворяющих быстрорастущие запросы рынка транспорта.
Основными сферами развития и использования систем спутникового мониторинга в ближайшие три-четыре года станут безопасность при перевозках и на транспорте, страхование и налогообложение, где системы мониторинга могут и должны быть задействованы в обязательном порядке. Их развитие неразрывно связано и с господдержкой отечественной системы ГЛОНАСС. Инновационные и технологические достижения в области спутникового мониторинга транспорта уже невозможно игнорировать.
Участники рынка M2M-терминалов и спутникового мониторинга (Россия и СНГ)*
|
Производители терминалов M2M
|
Производители датчиков уровня топлива | Российские системы мониторинга транспорта |
*Компании и решения перечислены в порядке уменьшения рыночной доли в количественном выражении (по числу установленных бортовых терминалов) по итогам 2012 г.
Источник: аналитический центр Omnicomm
|
«Техноком» (Челябинск)
«М2М телематика» (Москва)
«Русские навигационные технологии» (Москва)
Teltonika (Вильнюс)
«ГалилеоСкай» (Пермь)
«Скаут» (Санкт-Петербург)
Omnicomm (Москва)
|
Omnicomm (Москва)
«Технотон» (Минск)
«Сапсан» (Челябинск)
«Русские навигационные технологии» (Москва)
РКС (Киев)
|
«Автограф»
Система компании
«Автотрекер» («Русские навигационные технологии», Москва)
«Скаут» («Скаут»,
Omnicomm (Omnicomm, Москва)
Российские датчики уровня топлива
Omnicomm LLS
«Стрела»
AT-FLM («Русские навигационные технологии», Москва)
|