Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 03 2013 |
Владимир КУРИЛОВ  | 12 марта 2013 |
Облачные горизонты отечественного ИТ-ландшафта
Глобальному рынку облачных сервисов аналитики не первый год пророчат головокружительный рост. Однако эти усредненные сотни процентов мало говорят о реальном положении дел. О том, как развитие облаков выглядит с «земли», с точки зрения провайдера, рассказывает Владимир КУРИЛОВ, заместитель директора по развитию бизнеса департамента сетевой интеграции ЛАНИТ.
– Как, на ваш взгляд, соотносятся выводы аналитиков и те процессы, которые происходили на российском облачном рынке за последние год-полтора?
– Прогнозы аналитиков читать всегда интересно, но еще интереснее потом сравнивать их с реальностью. На российской территории разница довольно заметная, поэтому можно сказать, что наша страна, храня национальные традиции, и в облака идет своим путем. Прежде всего отмечу, что ситуация в секторах частных и публичных облаков кардинально различается. В частных облаках ни о каком росте в разы говорить не приходится. Да, заказчиков, которые обращаются к нам с запросами на модернизацию своих дата-центров и создание частного облака, немало, и это, наверное, подтвердят многие системные интеграторы, занимающиеся подобными проектами. Но после предварительных переговоров отсеивается каждый второй заказчик, а до фактической реализации доходит лишь каждый десятый. Так что рост на рынке частных облаков в 2012 г. составил вполне скромные 20–25%, и в наступившем году этот тренд сохраняется. Основные бизнес-процессы уже автоматизированы, внедрение и автоматизация новых бизнес-процессов пока не являются для крупного бизнеса актуальной проблемой. Поэтому запуск проектов частных облаков больше связывается с модернизацией, чем с революционным входом новых технологий.
С публичными облаками все иначе. По нашим оценкам, этот рынок за 2012 г. вырос вдвое. Если в 2011 г. и в первой половине прошлого года серьезные корпоративные клиенты смотрели на услуги публичных облаков с большой опаской, в лучшем случае соглашаясь на тестирование, но дальше не двигались, то к концу 2012 г. наметился перелом – теперь крупные компании стали планировать перенос в облако не только вспомогательных приложений, но и основных бизнес-процессов.
Кроме того, вокруг публичных облачных сервисов сами собой начали формироваться партнерские экосистемы. Например, разработчики ПО для самых разных компаний встречаются в нашем облаке OnCloud.ru и находят повод для дальнейшего взаимодействия, в результате чего они более активно потребляют наши сервисы. Буквально год назад такого еще не было, и, думаю, в 2013–2014 гг. этот круг общения станет интернациональным. И с технологической точки зрения публичные облака развиваются быстро, так как провайдеры, для которых эти облака являются частью бизнеса, все время стараются внедрять в них новые технологии и сервисы.
Публичное облако растет, и это хорошо, но основной доход пока дают проекты частных облаков. Доля доходов, получаемых от публичного облака, составляет сегодня всего 6%. Скромный показатель обусловлен большим объемом проектов частных облаков.
– Как за это время изменился состав клиентов публичных облачных сервисов?
– Реальный интерес к публичным облачным сервисам у российских компаний появился в 2011 г., и передовиками оказались представители крепкого SMB-сектора, т.е. компании, имеющие порядка 100 сотрудников. Выяснилось, что никакой отраслевой привязки к облакам у SMB нет. Чуть ли не единственная общая характеристика таких компаний – это их распределенность по городу, области, стране или наличие зарубежных представительств, т.е. это компании, которым нужен доступ к своим информационным ресурсам из любой точки интернета. В 2011 г. публичными облаками начали пользоваться сетевые торговые компании. Крупные компании свою заинтересованность в облачных сервисах проявили лишь во второй половине 2012 г. Полагаю, что в немалой степени это стало результатом длительной работы по продвижению нашего решения в области защиты персональных данных, которая актуальна для многих таких компаний.
– Как создавался проект OnCloud.ru? С чего он начинался и на каких принципах строился?
– Наше облако OnCloud.ru появилось в результате естественной эволюции систем, которые имелись в компании «Онланта», входящей в ГК ЛАНИТ. В любой компании, занимающейся системной интеграцией или эксплуатацией информационных систем, есть лаборатория, в которой проводится тестирование новых технологий. В свое время некоторые проблемы в ходе реализации проектов по виртуализации ИТ-инфраструктуры наших заказчиков заставили нас построить в этой лаборатории стенды для тестирования предлагаемых вендорами технологий распределенной обработки данных. В результате испытаний стало понятно, что эти технологии дают нам инструменты для создания гибкого масштабируемого решения по управлению ИТ-инфраструктурой. «Онланта» предложила перейти на эту платформу заказчикам, до этого потреблявшим услуги хостинга и colocation. Сначала мы не строили планов по объемам продаж и прибылям, мы просто заинтересовались облачной технологией, решили попробовать внедрить ее и оценить, насколько она будет удобна нам самим. Но затем мы увидели заинтересованную реакцию рынка и стали уже целенаправленно разрабатывать и внедрять облачные сервисы.
– Какие сервисы – IaaS, PaaS или SaaS – пользуются сейчас наибольшей популярностью?
– Когда мы запускали свое облако OnCloud.ru, доля IaaS как наиболее понятного для потребителей сервиса составляла 95%. Однако со временем как-то сама собой выросла популярность PaaS-сервисов. Полагаю, что во многом это заслуга крупных поставщиков ПО, которые оперативно предложили рынку систему аренды лицензий на свои продукты, в том числе на операционные системы. Так что сейчас заказчики уже не просто берут виртуальный сервер с диском и функцией резервного копирования, а покупают готовую настроенную платформу, т.е. серверы с развернутой и настроенной операционной системой и инфраструктурными сервисами, на которые сразу можно устанавливать бизнес-приложения. Да, я знаю, что аналитики отводят сегодня PaaS долю в 5–6%, но у нас статистика именно такая – по объему продаж PaaS-сервисы почти догнали IaaS. Более того, наши западные заказчики больше интересуются именно PaaS-сервисами.
– Какие критерии качества облачных сервисов вы считаете наиболее адекватными?
– Провайдеры обычно представляют заказчикам данные о доступности своих сервисов в процентах – 99,95% или 99,97%. Однако мало кто уточняет, что эти цифры, как правило, означают доступность инженерных систем дата-центра, а не приложений. Вместе с тем случающиеся у разных провайдеров инциденты показывают, что остановка работы дата-центра на несколько секунд в пределах заявленной доступности 99,95% может привести к такому нарушению работы приложений клиентов, что их восстановление потребует нескольких часов. И получается, что соглашение об уровне обслуживания не нарушено, а заказчику нанесен колоссальный ущерб. Думаю, что провайдер должен заявлять реальную доступность на уровне сервисов. Поэтому на сайте OnCloud.ru есть счетчик, отражающий данные мониторинга состояния включенных виртуальных машин клиентов. Например, сейчас он показывает, что за последний месяц доступность наших сервисов составляла 100%, а суммарная доступность за предыдущий год – 99,91%. На мой взгляд, это правильная практика, она свидетельствует, что проблемы могут случиться у каждого и если есть смелость честно в них признаться, то значит, уже приняты меры к тому, чтобы подобные инциденты не повторялись.
– Традиционный вопрос о планах.
– В частных облаках предвижу традиционный рост в 20–25%. Здесь пока все смотрится закономерно: есть большая база корпоративных ЦОДов, которые по мере морального устаревания будут приходить к естественному эволюционному шагу – модернизации. В рамках модернизации будет осуществляться переход к использованию облачных вычислений.
Наша статистика за прошлый год и рыночные тенденции указывают на то, что в 2013 г. объем продаж нашего облака OnCloud.ru вырастет вдвое. Если совсем точно, планируем 107%. Сейчас доля SaaS-сервисов у нас составляет около 9%. Немного, но это честные 9%, которые получаются от продажи потребителям программных продуктов, опубликованных нашими клиентами-разработчиками. Полагаем, что к концу 2013 г. доля SaaS увеличится до 15%, хотя хотелось бы, чтобы она была не менее 30%. Во всяком случае, предпосылки для этого в виде продуктов, которые должны быть востребованы потребителями, есть.
Основным сервисом, конечно же, останется комплекс IaaS/PaaS – при любом развитии SaaS его доля составит от 70 до 85%. Мы принципиально не разделяем IaaS- и PaaS-сервисы, потому что даже когда заказчики изначально заявляют, что им нужны только виртуальные мощности, потом выясняется, что им удобней получить платформу, готовую к установке бизнес-приложений, включая лицензии на операционные системы и другие программные продукты.
По-прежнему доходы от публичного облака уступят доходам от проектов частных облаков. Тем не менее публичное облако отберёт 10% дохода у проектов частных облаков, и его доля составит 16%.
– Что собираетесь делать для реализации высоких плановых процентов?
– В проектах частных облаков будем увеличивать долю консалтинговых услуг, направленных на автоматизацию бизнес-процессов. В итоге планируем повысить эффективность внедрения облачных проектов за счет формирования корпоративного каталога облачных услуг для заказчиков.
Сейчас OnCloud.ru работает на базе двух дата-центров, но уже остро стоит вопрос освоения третьей, более высокоуровневой площадки. Мы хотели бы использовать ее для обслуживания крупных корпоративных клиентов, которые имеют повышенные требования к доступности систем, обеспечивающих работу их бизнес-критичных приложений, и готовы платить за их бесперебойную работу. При этом мы не собираемся забывать о наших SMB-заказчиках, которые по-прежнему интересны для нас. Их устраивают имеющийся уровень надежности инженерных систем существующих ЦОДов, технологические решения, обеспечивающие восстановление работоспособности в случае сбоев (15–20 мин простоя для них обычно не представляют проблемы), и нынешний уровень цен на подобные сервисы. Чтобы угодить и тем и другим, мы должны дифференцировать ресурсы.
Кроме того, мы хотим добиться того, чтобы заказчики более активно пользовались средствами автоматизации работы с облачными сервисами. А для этого нужно стремиться автоматизировать максимально возможное количество ИТ-сервисов, сделав их доступными не только ИТ-специалисту заказчика, но и обычному пользователю. Например, пользователь сможет самостоятельно установить необходимое ПО. Для такой автоматизации заказчику потребуется помощь, которую мы предлагаем в виде консалтинга в области формирования каталога облачных сервисов. Мы считаем это перспективным направлением, которое принесет пользу заказчикам.