Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 03 2013 |
12 марта 2013 |
Спрос. Не что, а как?
По данным опроса редакции «ИКС», на рынке облачных сервисов предложение намного превышает спрос. В чем причины?
По крайней мере одна из причин состоит в том, что уровень предпринимательской активности в стране в целом не очень высок, конкуренция низкая и из-за этого имеющийся спрос на продвинутые ИТ-инструменты серьезно «задавлен». А по оценке Петра Диденко («СКБ Контур»), облака нужны там, где люди реально стремятся успеть сделать больше. Поэтому спрос на облачные сервисы сформировался только в тех сегментах потребителей, где высока конкуренция (например, туристические агентства, веб-студии). С другой стороны, как отмечает Дмитрий Красюков (SAP СНГ), автоматизация бизнес-процессов не является приоритетной задачей для многих российских компаний, а облачные сервисы – это некая производная от автоматизации. Да и осознание бизнесом ценности ИТ тоже пока находится на начальной стадии.
Спрос с оговорками
Но и для тех, кто понимает ценность ИТ для собственного бизнеса и хотел бы выделиться среди конкурентов, российские облака пока не очень комфортны. В секторе частно-облачных IaaS, ориентированных на крупных корпоративных заказчиков, спрос определяется не столько набором предлагаемых услуг (он в IaaS по определению невелик), сколько соотношением цена-качество. Клиенты облачных провайдеров, конечно же, хотят получить качественный и надежный сервис за небольшие деньги, но, как указывает Антон Салов (MegaLabs), надежный сервис невозможен без серьезных вложений в качественную инфраструктуру и грамотную архитектуру, что, безусловно, сказывается на цене. Поэтому компромиссы тут неизбежны.
Правда, и дешевые IaaS-предложения, несмотря на частые «падения», находят своих клиентов среди тех компаний, которые считают, что некритичные для их бизнеса процессы могут работать и в «импульсном» режиме.
В принципе, участники рынка признают, что уровень предлагаемых облачных сервисов за последние год-полтора заметно вырос. Его задают крупнейшие мировые производители оборудования и ПО (IBM, Microsoft, HP), которые уже работают с крупными российскими корпоративными и государственными заказчиками. Тем не менее и сейчас, по словам Алексея Шумилина («ТБинформ»), нередко возникают ситуации, когда клиенту, желающему сократить свои затраты и повысить качество обслуживания ИТ-систем, провайдер предлагает не полноценную услугу по аренде инфраструктуры, а фактически лишь рассрочку платежа за оборудование и ПО. Отчасти это объясняется тем, что единого стандарта качества для облачных услуг в России пока нет, так что заказчику при выборе провайдера разумнее всего ориентироваться на его опыт, а если это зарубежный провайдер, то на наличие у него сильного российского представительства или партнеров.
В секторе SaaS, в котором основную массу клиентов составляют компании SMB, ситуация аналогичная: точку отсчета задают Microsoft и Google, а их российским коллегам приходится ориентироваться на них и в уровне SLA, и в ценах. Конечно, SaaS-сервисы могут быть куда более разнообразными, чем IaaS, но фантазию разработчиков сильно сдерживает прагматичный подход заказчиков, которые, как правило, ограничиваются минимальным набором программ, обеспечивающим функционирование их бизнеса. Как считает Михаил Луковников (ГК «Ай-Теко»), в SMB-секторе востребованы либо такие сервисы, как мониторинг ИТ-ресурсов и резервное копирование, либо стандартные для той или иной отрасли бизнес-приложения (почтовые системы, бухгалтерия, управление проектами). Рост спроса определяется тем, насколько производители бизнес-приложений готовы предоставлять ресурсы именно в облачном формате.
По традиции большим успехом пользуются бесплатные SaaS-сервисы с базовым функционалом, а на премиум-версии с дополнительными возможностями спрос на порядки меньше.
Безопасность и SLA
Кроме соотношения цена-качество спрос на облачные сервисы «регулируют» проблемы защиты данных клиентов в облаках, ставшие уже притчей во языцех. По заявлениям провайдеров, все эти проблемы технически решаемы не только в частных, но и в публичных облаках, но опасения у заказчиков все равно остаются. Их можно понять, поскольку периодически появляются сообщения о том, что где-то взломаны аккаунты, а где-то произошла утечка данных. Но при этом часто остается за кадром, что многие подобные инциденты происходят из-за безалаберности самих пользователей. Продвинутые клиенты уже поняли это, и теперь осталось подождать, пока «детская болезнь» боязни облаков из-за их «небезопасности» пройдет у остальных.
Однако рост спроса на облачные сервисы тормозят и другие проблемы. Одна из них – распределение ответственности между заказчиком, провайдерами связи и провайдером облачных услуг. «Заказчику неинтересно выяснять, в чьей зоне ответственности наступила проблема доступа к услуге, а провайдеры облачных сервисов часто становятся заложниками проблем с линиями связи промежуточных провайдеров. Это дополнительный риск неподконтрольности работы облачного сервиса для заказчика», – указывает Борис Князев (банк ВТБ).
Кроме того, корпоративных заказчиков не устраивает уровень ответственности провайдера за работу сервиса в целом. По идее, все требования к предоставляемому сервису, разграничения полномочий и ответственности заказчика и провайдера должны быть описаны в SLA. Правда, как отмечает А. Шумилин, российские провайдеры «чаще спрашивают у заказчика: "что вам написать в SLA?" – чем предлагают готовый, качественный продукт». Получается, что провайдер готов подписаться под чем угодно, лишь бы получить нового клиента, но сомнительно, что он будет действительно выполнять SLA, составленное таким образом.
Принятая у наших телеком-операторов компенсация в размере 1/720 от месячной абонентской платы за один часа простоя сервиса вряд ли устроит серьезного заказчика, но другая крайность тоже нереальна – ни один провайдер не потянет возмещения всех прямых и косвенных убытков клиентов. «Ответственность провайдера должна быть соразмерна платежам, получаемым от клиента. Идеальное SLA должно отвечать двум условиям: поставщик должен быть заинтересован в его исполнении, но штраф за одну аварию (полностью избежать их невозможно) не должен его обанкротить»,– резюмирует Андрей Мелузов (ГК «КОРУС Консалтинг»).
В общем, на вопрос «что предложить клиенту?» ответ у облачных провайдеров уже есть. Но чтобы повысить спрос на это «что», провайдер должен предлагать полноценный сервис, уметь отвечать на вопросы клиента, составлять адекватное SLA и не обещать невозможного. Грамотные заказчики, которых становится все больше, это ценят.