Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 12 2012 |
CK NG | 11 декабря 2012 |
Гигабит. 10, 40, 100...
Группа компаний Accton, в которую входит тайваньская компания Edge-Core Networks, разрабатывает и производит комплектующие для компаний – лидеров сетевого рынка. И пусть Edge-Core пока не вошла в пул крупных мировых вендоров – но даже небольшая компания не должна технологически отставать от гигантов, считает CK NG, руководитель технического департамента Edge-Core Networks.
– Какие тренды в развитии сетевого оборудования наблюдались за последние год-два, и как они отражаются в оборудовании компании Edge-Core Networks?
– Основным трендом, бесспорно, является увеличение полосы пропускания сетей абсолютно для всех приложений, так что, думаю, очень скоро заказчики начнут требовать от операторов соединения со скоростью до 1 Гбит/с в расчете на одного пользователя. Именно поэтому компания Edge-Core Networks неуклонно наращивает производительность и функциональные возможности своих гигабитных решений, не забывая при этом о таком их достоинстве, как цена. В последние годы активно шло развитие сетей 3G, 4G, в частности сетей LTE, а это, в свою очередь, заметно повысило интерес к широкополосным оптическим транспортным сетям Metro Ethernet, которые используются для работы базовых станций. В таких сетях очень важна точная синхронизация работы всех базовых станций по времени, поэтому в своем оборудовании, предназначенном для сетей Metro Ethernet, мы используем SyncE (Synchronized Ethernet) и протокол РТРv2 (Precision Time Protocol), что позволяет добиваться точности синхронизации менее 1 мкс.
Еще один явный тренд последних лет – развитие облачных сервисов, для качественной реализации которых также нужны очень высокие скорости передачи данных. Чтобы обеспечить требуемую пропускную способность, необходимы коммутаторы с портами 10 и 40 Гбит/с. Таких же скоростей требуют решения для дата-центров, в которых для управления потоками данных между коммутатором, серверами и СХД обычно используется протокол OpenFlow. Его мы также поддерживаем в своем новом оборудовании, в частности в коммутаторах ECS5610-52S (48 портов с полосой пропускания 10 Гбит/с и четыре порта 40 Гбит/с) и ECS6610-16S (16 портов 40 Гбит/с).
– Практически все ведущие производители сетевого оборудования указывают на активно идущий процесс коммодитизации сетевой инфраструктуры. Как он влияет на работу вендоров? Упрощает или усложняет их жизнь?
– Коммодитизация – закономерное явление, она касается очень многих технологий: в какой-то момент создаваемые на их базе товары становятся продуктами массового спроса и производятся с использованием стандартных компонентов. Несколько лет назад это произошло с компьютерами, теперь настал черед сетевого оборудования. Оно уже достаточно хорошо стандартизовано и рассчитано на эксплуатацию широкими массами пользователей, в том числе и теми, которые не являются квалифицированными специалистами по сетевому оборудованию и компьютерным технологиям.
В таких условиях вендор должен найти способы выделить свой продукт на рынке. Здесь очень велика роль R&D-департамента и разработчиков ПО для нашего оборудования, которые в тесном взаимодействии с конечными заказчиками реализуют новые функции, повышают уровень безопасности и качество сервиса QoS, обеспечиваемое нашим оборудованием, делают его пользовательский интерфейс более удобным. Да, зачастую работа с клиентами, нацеленная на то, чтобы удовлетворить их требования, очень нелегка, но именно такая работа позволяет нам выйти на новых заказчиков и расширить свое присутствие на рынке. С одной стороны, коммодитизация усложняет нам жизнь, но с другой – способствует развитию нашего бизнеса.
– В каком сегменте сетевого оборудования можно, по вашему мнению, в ближайшее время ожидать максимального технологического прогресса?
– Наиболее активно, на наш взгляд, сейчас развивается оборудование для операторов городских сетей, и это вполне объяснимо в свете ярко выраженного тренда на увеличение полосы пропускания до 1 Гбит/с в расчете на абонента. Именно поэтому мы сейчас развиваем нашу операторскую линейку оборудования для агрегации и сетевого доступа в сторону увеличения количества гигабитных и 10-Гбит/с портов. В качестве примера можно привести агрегирующие коммутаторы, предназначенные для операторских и корпоративных Ethernet-сетей: ECS4810-12М (12 портов 1 Гбит/с), ECS4610-24F (24 порта 1 Гбит/с), ECS4660-28F (24 порта 1 Гбит/с и два порта 10 Гбит/с), ECS5510-24S (24 портов 10 Гбит/с).
Процесс построения новых широкополосных операторских сетей и модернизации имеющихся идет сейчас во всем мире. Он находит свое отражение и в стандартизации соответствующих технологий для городских сетей. Этим занимаются Международный союз электросвязи (МСЭ) и некоммерческая отраслевая ассоциация Metro Ethernet Forum (MEF), в работе которой принимает участие и компания Edge-Core Networks. Например, в соответствии с рекомендациями МСЭ ITU-T G.8032 в наших коммутаторах, предназначенных для операторских сетей, поддерживается технология ERPSv2 (Ethernet Ring Protection Switching), позволяющая в случае обрывов внутренних сетевых соединений находить резервный путь и восстанавливать нормальную работу сети в течение 50 мс. Недавно вышеупомянутый агрегирующий коммутатор ECS4660-28F прошел сертификацию на соответствие стандартам MEF-9 и MEF-14, продемонстрировав тем самым возможности обеспечения заданных параметров полосы пропускания сети, управления трафиком и создания VPN-соединений с требуемым уровнем качества сервиса (QoS). Кроме того, наше оборудование поддерживает разработанные ITU-T стандарты ОАМ (Operation, Administration and Maintenance) Y.1731, которые являются улучшением IEEE 802.1ag, т. е. в нем реализованы функции, позволяющие быстро обнаруживать участок сети Metro Ethernet, где произошел сбой, и восстанавливать его работу (ранее эти функции были доступны только в локальных Ethernet-сетях).
– Вот уже несколько лет все ведущие производители сетевого оборудования заявляют о поддержке протокола IPv6, но проблем с построением сетей IPv6 еще немало. Реализация каких функций в сетях IPv6 представляется сейчас наиболее актуальной?
– Еще два года назад подавляющее большинство оборудования, «украшенного» логотипом IPv6, имело только базовые функции управления IPv6-сетями, т.е. с его помощью можно было выполнить пингование соединения в сети: определить IPv6-адрес устройства, узнать, работает ли сервер и есть ли с ним связь, – а также организовать соединение по протоколу Telnet. Правда, до поры до времени операторы не очень-то беспокоились о бедном наборе функций в IPv6-сетях, поскольку им хватало запасов адресов IPv4. Но быстрый рост числа подключенных к Интернету устройств, в том числе планшетов, телевизоров, мобильных телефонов, холодильников и прочей бытовой электроники, заставило их задуматься о построении полноценных IPv6-сетей и, соответственно, о формировании конкретных требований к производителям сетевого оборудования, касающихся функциональных возможностей сетей IPv6, которые не уступали бы по своим характеристикам имеющимся сетям IPv4. В частности, во всех современных сетях IPv4 есть поддержка очень важных функций безопасности, и именно над реализацией этих функций в сетях IPv6 мы сейчас работаем. Например, в нашей программной платформе EdgeCOS, которая уже сертифицирована для использования в сетях IPv6, есть функция IPv6 Source Guard (аналог IPv4 Source Guard), которая предотвращает некоторые несанкционированные действия пользователей сети с использованием подменных IP-адресов и перехват злоумышленниками передаваемых по сети данных. Кроме того, мы реализовали поддержку функций контроля групповой передачи данных, таких как MLD snooping, MVRv6 (Multicast VLAN Registration v6), которые позволяют операторам связи использовать среду IPv6.
– В каких направлениях, на ваш взгляд, пойдет развитие сетевых технологий и сетевого оборудования в ближайшие годы?
– Основное развитие будет следовать уже упомянутому тренду расширения полосы пропускания сетей. Поэтому все производители сетевого оборудования, в том числе и компания Edge-Core Networks, работают над увеличением пропускной способности каждого порта своих коммутаторов и маршрутизаторов. Динамика наращивания пропускной способности Ethernet-портов особенно ярко проявляется в коммутаторах, которые используются в дата-центрах: в 2012 г. кривые, описывающие снижение количества портов 1 Гбит/с и увеличение числа установленных портов 10 Гбит/с, пересеклись – и уже в следующем году скорость 10 Гбит/с станет в коммутаторах ЦОДов доминирующей. В этом году также начался заметный рост поставок 40-Гбит/с коммутаторов, а со следующего года в дата-центрах ожидается появление коммутаторов с портами 100 Гбит/с. Во всяком случае компания Edge-Core готовит к выпуску коммутатор с шестью такими портами, который помещается в корпусе высотой 1U, предназначенном для установки в стандартную 19‑дюймовую стойку.
Еще одно направление развития – это технология Wi-Fi стандарта IEEE 802.11ac, позволяющая передавать данные со скоростью более 1 Гбит/с. Эта технология, в частности, будет использоваться для создания беспроводных транспортных сетей, связывающих базовые станции сетей 3G и 4G. В портфеле Edge-Core уже есть решения, которые позволят операторам хотя бы частично отказаться от прокладки кабельных транспортных сетей, снизив тем самым свои капитальные затраты и одновременно сэкономив на эксплуатационных расходах.
В общем, скорости будут расти и в кабельном, и в беспроводном мирах, и наша задача – обеспечивать широкую полосу во всех своих решениях, которые должны быть не только полнофункциональными, но и привлекательными по цене.