Рубрикатор |
Статьи |
Сергей ШУБИН | 06 декабря 2012 |
Гигабитное ускорение
Максимально возможная скорость передачи данных по оптическому волокну сегодня уже достигает нескольких сотен терабит в секунду. Так что подключения на гигабитных скоростях, которые предлагают некоторые интернет-провайдеры, не выглядят чем-то фантастическим. Конечно же, это реально возможно, но пока чаще в теории, чем на практике. Есть ряд ограничений, которые мешают широкому распространению такой услуги.
Интернет-провайдеры - это компании, нацеленные, прежде всего, на получение прибыли. Поэтому и мыслить они должны категориями финансовой эффективности. Так, прежде чем выпустить на рынок новый продукт, тариф, услугу, компания обычно просчитывает, кому, за какие деньги ее предлагать и зачем. Насколько соответствует это предложение спросу, имеющемуся на рынке? Не окажется ли так, что деньги, потраченные на запуск нового продукта, не вернутся в разумные сроки?
Иногда маркетологи создают экзотические предложения не для того, чтобы на них заработать напрямую, а чтобы провозгласить компанию пионером, новатором, получить резонанс в прессе. Это вполне оправданный маркетинговый прием. К тому же, некоторые пользователи мыслят категориями «чем больше, тем лучше» и выбирают поставщика услуги по этому принципу, что позволяет переманивать их от конкурентов. В результате такой маркетинговой игры сегодня можно видеть, что в некоторых регионах интернет-провайдеры уже предлагают абонентам подключение на скорости 100 Мбит/с.
Но при выводе нового тарифа первое, о чем стоит задуматься - кому нужно такое предложение? Высокая скорость означает для абонента возможность качать большое количество данных. Известно, что сегодня главными потребителями трафика является небольшая категория пользователей, предпочитающих безлимитные тарифы. Закон Парето работает в данном случае в более выраженной форме. В 2008 году американская компания ArborNetworks, разрабатывающая ПО для управления трафиком в сетях интернет-провайдеров, выявила, что всего 10% пользователей потребляют 80% всего трафика. При этом самая активная часть - 0,5% пользователей, потребляет 40% всего трафика. Это значит, что большинству пользователей интернета высокие скорости и возможности для скачивания больших объемов данных попросту не нужны. И на практике оказывается, что денег, которые гиперактивные полпроцента пользователей платят за «безлимитку», не хватает на покрытие их аппетитов. Неудивительно, что во всем мире интернет-провайдеры поменяли свои взгляды и отказались от безлимитных тарифов, установив ограничение по скорости и по объему доступного трафика.
Можно сделать вывод: когда сети недозагружены, безлимитные тарифы помогают привлекать пользователей, но вместе с ростом абонентской базы все меньше причин остается, чтобы поддерживать эту практику.
Визуальный ряд
Следующий вопрос: для чего пользователям нужны тарифы, позволяющие много «качать»? И первое, что возникает в уме при ответе на этот вопрос - торренты. Действительно, пиратская музыка и видео, которую можно бесплатно качать по протоколам P2P, привлекает самую активную категорию абонентов. Но, по статистике той же ArborNetworks, в 2008 году в США P2P перестали быть главным трафикогенератором и половину трафика пользователи стали съедать за счет потокового видео (YouTube, etc.). В пиковые часы доля таких сервисов стала доходить до 70%, тогда как на P2P приходилось всего 20%. Если учесть, что обычно Россия в технологических отраслях повторяет путь США и Европы с запозданием в 3-4 года, то сегодня мы имеем картину, близкую к нарисованной в 2008 году компанией ArborNetworks.
ROMIR Monitoring пока не обнаружил этой тенденции. Согласно опросу, проведенному компанией среди 2641 интернет-пользователя старше 12 лет, главной активностью в Сети является поиск информации (85%). Кроме того, 75% опрошенныхв 2011 году сообщили, что обычно они скачивают файлы из интернета, а 56% - используют программы для сетевого общения. Но совершенно ясно, что интерес к потреблению потокового видео растет. По данным TNS, в феврале 2012 года российская аудитория YouTube насчитывала 30 млн человек. За последние 3-5летв Рунете появилось сразу несколько онлайновых кинозалов (ivi.ru, now.ru, Yota.Video, TVZavr.ru и др.).
В прошлом году рассказала о результатах своего эксперимента по продаже премиального контента онлайн телекомпания "НТВ плюс", которая производит порядка 11 каналов спортивной тематики. Фирма начала продавать подписку за 75 рублей на просмотр прямых спортивных трансляций в интернете в феврале 2010 года. По запросу абонент получает возможность просмотра определенного события на сайте. Среди них, в частности, доступны матчи различных футбольных чемпионатов. Именно футбол продается лучше всего, по словам Алексея Журавлева, директора по маркетингу «НТВ Плюс». Но суммы, которые компания таким образом зарабатывает, пока небольшие - около 12 млн. рублей в 2010 году. За первые два месяца 2011 года было собрано около 3 млн. рублей. Скорость потока, с которой можно смотреть матчи на сайте НТВ Плюс, не так уж и велика – 27 500 SR.
Сайтов, способных отдавать контент на высоких скоростях, пока крайне мало. Безусловно, они будут появляться, но пока это далеко не мейнстрим. Нынешнее законодательство в области защиты правообладателей контента пока оставляет пользователям возможность выбора – смотреть кино потоковым способом или скачать файл. Качество работы существующих онлайновых кинозалов пока не всегда на высоте (от чего это зависит – отдельный вопрос). Поэтому потребители сегодня чаще предпочитают нарушить авторские права, чем мучиться, глядя на искаженную картинку или раздражающую рекламу. Другое дело, что аудитория Рунета растет и расширяется за счет менее искушенных в технологиях людей, которые не умеют работать с торрентами. На них вся надежда. Когда их станет достаточно много, когда законодательство ужесточится, тогда и будет актуальным вопрос повышения скорости доступа к интернету среди массовой аудитории. Но вопрос – когда это произойдет? Явно не в этом году.
Категория клиентов, которым может быть нужен гигабитный интернет уже сегодня - это, конечно же, бизнес. Развитие облачных сервисов, стремление компаний вынести инфраструктуру вовне и отдать на аутсорсинг повышают потребность в быстрых надежных подключениях к интернету. Но эти тенденции наметились лишь 1-2 года назад, в сильный тренд они превратятся не раньше, чем через пару лет. Пока новые облачные подходы осваивают лишь самые смелые бизнес-пользователи. А остальным интернет нужен в основном, чтобы «гонять» почту.
Выводы просты: рост популярности трафикоемких сервисов неизбежен. И, хотя сегодня о массовом спросе на подобные продукты говорить рано, инфраструктуру готовить нужно уже сегодня.
В этом наблюдении кроется и хорошая новость для поставщиков доступа в Интернет: у них есть все, чтобы перестать быть «трубой» для передачи ценного контента. Опыт развитых стран показывает, что инвестиции, вложенные в инфраструктуру, быстрее возвращаются, если предоставлять своим пользователям дополнительные сервисы. Это может быть что угодно – от видео по запросу и IPTV до собственного телеканала, хранилища контента и облачных сервисов для корпоративных клиентов.
Если посмотреть на то, как идут дела у мобильных операторов, то окажется, что они все больше зарабатывают на дополнительных услугах (VAS - value-added service): по оценкам Gartner, рынок VAS в 2011 году в мире вырос на 22% до $135 млрд, а к 2015 году эта цифра увеличится до $552 млрд. В России доля VAS в структуре доходов мобильных операторов вот-вот доберется до 30%. По данным AC&M Consulting, в первом квартале этого года показатель составил 28, 5%. Наиболее стремительно растет сегмент мобильного ТВ.
Стук в проводах
И все же запрос со стороны пользователей пока слабоват, чтобы обеспечить коммерческую прибыльность высокоскоростных тарифов. Дороговизна и малая распространенность клиентского оборудования, поддерживающего гигабитную скорость, также пока говорит о низком спросе на такую услугу. Основными источниками доходов для интернет-провайдеров по-прежнему остаются услуги по передаче данных, предоставление выделенных цифровых каналов и построение частных VPN-сетей.
Помимо этого следует учитывать и низкую техническую готовность существующих сетей к массовым гигабитным подключениям. Во время пиковых нагрузок даже такие магистральные провайдеры-гиганты, как американский Comcast, испытывают определенные трудности и начинают «тормозить». Представьте на минуту, что в сегодняшних российских реалиях миллионы пользователей захотели посмотреть прямую футбольную трансляцию в формате HD одновременно. Для сравнения: протяженность магистральных линий связи в России всего 600 000 км, а в США - 2 млн. км. Из них ВОЛС у нас - всего 30% против 90% в США. Очевидно, что гигабитный интернет могут предлагать только те провайдеры, у которых уже есть доступ к мощным оптическим транспортным сетям. Это, прежде всего "Ростелеком", владеющий крупнейшей магистральной сетьюсуммарной протяженностьюлиний 500 000 км. Но даже у такой могучей компании суммарная ёмкость клиентских подключений - 1Тбит/с. Кажется, что это много, но если разделить на 100 миллионов жителей, пользующихся услугами «Ростелекома», то вряд ли здесь обнаружится возможность предоставления гигабитного интернета для физических лиц.
Прежде чем такие услуги станут действительно повсеместными, придется серьезно модернизировать инфраструктуру, достроить линии, увеличивать пропускную способность магистралей, опорных сегментов и последней мили. Зато, когда это случится, сети будут быстрее справляться с пиковыми нагрузками. Ведь файл в 10 Гб на скорости в 100 Мбит прокачивается за 14 минут, а на 1 Гбит – за 1,5 минуты.
Что же касается вопросов построения гигабитной последней мили, они давно уже сняты. Есть несколько проверенных вариантов, любой из которых можно использовать уже сегодня. Самый перспективный из них –xPON. Эта технология подразумевает, что между центральным узлом, подключенным к магистрали, и абонентскими узлами развертывается полностью пассивная сеть древовидной топологии. «Дерево» создается с помощью компактных сплиттеров, не требующих питания и обслуживания. Таким образом, приходящий сигнал по мощности делится равномерно между ответвлениями. Все пакеты этого узла транслируются по всем ветвям, а приемник, расположенный у абонента, отбирает свои по заголовкам. Абонентский узел xPON кроме наличия интерфейса 100Base-TX можно совместить с Wi-Fi точкой доступа, SIP шлюзом, STB для приема IPTV. Все эксперты считают, что оптоволокно, доведенное до абонента, обеспечит его потребности по пропускной способности на ближайшее десятилетие.
Другой, более старый вариант построения гигабитной последней мили – прокладка оптоволокна до ближайшего активного шкафа, а дальше до абонента тянется канал xDSL (например, VDSL2). Именно этот прием часто применяли провайдеры Западной Европы, что значительно дешевле, чем xPON и может использоваться в качестве промежуточногоэтапа при модернизации сети.