Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 11 2012 |
Александр ВРОНЕЦ | 13 ноября 2012 |
Что может и чего хочет САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ?
Выстроить систему всесторонней поддержки профессиональных интересов инженерного сообщества – по силам саморегулируемым организациям, уверен Александр ВРОНЕЦ, глава СРО НП «ПроектСвязьТелеком».
– У нас в отрасли действуют две саморегулируемые организации – проектная и строительная. Почему не больше, почему в такие сообщества не объединяются операторы, вендоры, интеграторы?
– Законодательно старт СРО дал вышедший в 2007 г. закон «О саморегулируемых организациях», в соответствии с которым государство передало свои функции по выдаче лицензий и контролю соблюдения их требований объединениям проектных, строительных и изыскательских организаций в форме некоммерческих партнерств, получивших статус саморегулируемых организаций. Соответственно первые такие партнерства появились в этих трех сферах деятельности.
В телекоме три года назад были созданы две саморегулируемые организации – проектировщиков («ПроектСвязьТелеком») и строителей («СтройСвязьТелеком»). Могла быть и третья такая организация, изыскателей. Но компаний, которые хотели бы образовать такое сообщество, в отрасли оказалось немного. По закону же минимальное количество членов СРО – 50, а изыскательских компаний у нас набралось не больше 30. Надо сказать, с введением саморегулирования в стране ранее сплоченное сообщество изыскателей, проектировщиков и строителей четко разделилось на эти три части. Но в телекоме раздела не произошло – во многом благодаря тому, что две действующие саморегулируемые организации неразрывно связаны и организационно, и технологически. Эти два сообщества готовы взять на себя серьезные задачи, быть действительно полезными отрасли.
Что касается расширения сфер саморегулирования, то СРО уже есть в области юриспруденции – по ним было принято отдельное решение правительства. Государство, видимо, должно двигаться этим путем и разрешить создание саморегулируемых организаций и в других областях деятельности, в том числе в операторской. Ведь саморегулирование – это мощный механизм поддержки профессиональных сообществ.
– Как работает этот механизм?
– Нельзя сказать, что саморегулирование окончательно сформировалось, но в профессиональной среде проектировщиков телекома оно уже нашло хорошее понимание и открыло новые возможности взаимодействия. Среди более чем 260 членов нашей организации (а это около 70% рынка проектировщиков связи) как хорошо известные в отрасли проектные команды, так и небольшие подразделения операторов, интеграторов, производителей. Они к нам приезжают со своими идеями, требованиями, условиями, задачами, и мы общаемся на профессиональные темы. Это первый положительный момент – проектировщики общаются, образовалось реальное профессиональное сообщество.
Отмечу, что СРО проектировщиков формировались по двум основным принципам. Наша – по отраслевому, в ней собраны проектные команды, работающие только в телекоме. Есть также саморегулируемые организации, сформированные по региональному принципу. В них состав смешанный – там и архитекторы, и проектировщики разных отраслей. На мой взгляд, в таких организациях доминируют архитекторы и равноправного партнерства не получается.
По большому счету, механизм поддержки членов саморегулируемых организаций заложен в программе развития нашего партнерства до 2014 г., предусматривающей шесть направлений: законодательство и нормотворчество; информационную политику; повышение квалификации и аттестацию; методико-информационную поддержку; содействие внедрению, ведению и развитию системы менеджмента качества организациями; развитие информационно-технических ресурсов партнерства.
– Кто регулирует СРО?
– Минрегион – регулятор, Ростехнадзор – контролер, а координаторами выступают национальные объединения проектировщиков, строителей и изыскателей. Координатор защищает профессиональные интересы саморегулируемых организаций, обеспечивает их представительство в органах госвласти, содействует созданию условий для развития саморегулирования. В Национальное объединение проектировщиков (НОП) сейчас входит 165 саморегулируемых организаций в области проектирования. Координация осуществляется через комитеты. Мы тесно работаем с Комитетом по методологии регулирования проектной деятельности. в этом году мы включились в кампанию с подобными нам отраслевыми организациями с инициативой создать также Комитет по технологическому проектированию объектов производственного назначения. В структуре комитета работает секция инфокоммуникационных технологий.
– Почему такой комитет необходим?
– Дело в том, что примерно 70% проектировщиков – технологи (дорожники, нефтяники, энергетики, связисты). Проектировщики в технологических отраслях, с одной стороны, должны соблюдать законы строителей – Градостроительный кодекс и Постановление Правительства от 16.02.2008 № 87, с другой – обязаны жить по законам своей отрасли. Для нас это закон «О связи» и вытекающие из него подзаконные акты (которых, к сожалению, явно недостаточно). Эти документы во многом преследуют разные цели, поэтому сейчас мы заняты подготовкой нормативной базы для проектировщиков, которая гармонизировала бы эти две группы законов и их подзаконные акты.
Мы очень осторожно подходим к нормотворчеству. По закону мы имеем право разрабатывать стандарт СРО. Если наше партнерство создаст документ, который получит статус стандарта саморегулируемой организации (будет принят на общем собрании), он станет обязательным для всех наших 260 членов. Несоответствие этому стандарту может привести к исключению из организации. И мы решили первым делом подготовить систему стандартизации – некий свод правил, определяющих задачи, подходы, процедуры и другие вопросы стандартизации. До конца года мы планируем завершить разработку системы стандартизации, включающей в себя четыре стандарта уже по конкретным направлениям. Надо отметить, в рабочей группе нормотворчества, сформированной на общественных началах, подобралась крепкая профессиональная команда из 12–15 человек. Вероятно, в дальнейшем она расширится и дополнит нынешнюю структуру СРО, стоящую сегодня на двух «китах» – техническом и экспертном отделах. Наша задача – дать проектировщикам документы, с которыми они могли бы работать.
Параллельно с нами ряд других отраслевых саморегулируемых организаций проектировщиков также создает свои стандарты, и потребность в поддержке со стороны соответствующего комитета НОП становится все более насущной.
– С какой структурой сравнима саморегулируемая организация – с министерством, с профсоюзом?
– Министерство выполняет функции государственного органа управления, регулирования – и здесь мы не пересекаемся. Профсоюз защищает интересы трудящихся, но его приоритеты – социальные. А у нас – союз, защищающий интересы профессионалов в своей деятельности, и его приоритеты – профессиональные.
Наша основная задача, сформулированная буквально в первый месяц существования партнерства, состоит в том, чтобы обеспечить выполнение требований законодательства в области саморегулирования по отношению к проектным организациям. То есть если мы выдали организации свидетельство, которое дает право на ведение проектной деятельности, то мы должны осуществлять точечный контроль ряда условий в ней. Это повышение квалификации с последующей аттестацией работников членов СРО (замечу, в нашем сообществе начала действовать дистанционная система аттестации внутренней разработки – на мой взгляд, успешно); осуществление контроля за их предпринимательской и профессиональной деятельностью в части соблюдения требований стандартов, правил партнерства и условий членства в нем; обеспечение информационной открытости их деятельности. Эти требования мы соблюдаем неукоснительно. Надо подчеркнуть, основной принцип нашего партнерства – мы должны быть полезны своим членам.
К слову, в настоящее время ведутся активные дискуссии о создании нового сообщества – союза инженеров. В этом русле обсуждается и возможность разработки закона об инженерной деятельности. Нам известны подобные союзы, сформированные по трем направлениям – инженеры-строители, инженеры-конструкторы, инженеры-электрики. Мы намерены поглубже эту тему изучить и инициировать создание на основе саморегулирования такого инженерного сообщества.
– Кому и зачем нужен инженерный союз?
– Государству, обществу, самим инженерам. Надо честно признать: сегодня мы практически утратили места концентрации инженерной мысли. Если союзы архитекторов, писателей, композиторов в нашей стране всегда существовали публично, то сгустки инженерной творческой мысли были собраны в «шарашках», потом в «почтовых ящиках». Наши инженеры не были объединены ни в одно открытое сообщество. Но если мы говорим, что стране нужна модернизация и инновации, то задумаемся, кто это будет делать? Финансист, экономист, маркетолог?.. И сейчас наше сообщество проектировщиков продвигает идею популяризации ценности инженерного труда, повышения его общественного статуса. Ведь инженер – это качественная характеристика, а не строчка в штатном расписании.
– Что необходимо для создания инженерного союза?
– Первым делом нужен федеральный закон «Об инженерной деятельности», где должно быть законодательно подтверждено право инженеров создавать профессиональное сообщество. Мы будем инициировать его разработку, этот вопрос стоит одним из пунктов плана работы Комитета НОП по технологическому проектированию.
Беседовала Лилия ПАВЛОВА