Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 11 2012 |
Андрей ЖУЛИН Артем КОСТЫРКО Лейла СИНЯТУЛЛИНА | 13 ноября 2012 |
Умный город. Moscow edition
Для такого мегаполиса, как Москва, интеллектуальная организация городского хозяйства не просто важна, а жизненно необходима. И конечно, московская версия умного города имеет свои особенности.
В рамках Системного проекта в этом году рассматриваются 16 сфер городского хозяйства: образование, социальная защита, семейная и молодежная политика, имущество, жилищный фонд, природа и окружающая среда, культура и культурное наследие, экономика и финансы, безопасность, строительный комплекс, ЖКХ, транспорт, ТЭК, СМИ и реклама, торговля, регистрация актов гражданского состояния. Деятельность по этим направлениям ведется параллельно, но особенно она интенсивна по земельно-имущественному комплексу, энергетике и ЖКХ.
Целевая модель управления умным городом предполагает, с одной стороны, унификацию управленческих процессов до типовых стадий планирования, реализации, контроля и мониторинга; с другой – создание единой системы нормативно-справочной информации обо всех объектах управления, объединяющей все информационные системы города. При этом процессы управления должны быть сквозными, т. е. охватывать весь жизненный цикл объекта управления, вне зависимости от компетенции органов власти. Это позволит существенно повысить эффективность городского управления и сократить бюджетные расходы на информатизацию.
Раньше отраслевые ведомства тратили бюджетные деньги на информатизацию самостоятельно, отсутствовала координация деятельности органов власти в этом направлении. Это не позволяло улучшать качество управления городскими процессами и увеличивало издержки. Сейчас работу по информатизации в городе координирует ДИТ, который, как правило, выступает государственным заказчиком в проектах разработки и развития информационных систем и ресурсов. В частности, в Москве существует целый ряд общегородских ресурсов, интеграция с которыми обязательна при разработке новых систем (портал государственных услуг, открытый бюджет, городской процессинг, единое геоинформационное пространство и т.д.). В прошлом году Правительство Москвы приняло распоряжение «О Базовом регистре информации, необходимой для предоставления государственных услуг в городе Москве». Это своего рода общегородской справочник, который позволяет органам власти в автоматизированном режиме обмениваться информацией для предоставления госуслуг и межведомственного информационного взаимодействия. В настоящее время в рамках Системного проекта в Москве ведется обследование имеющихся информационных систем и ресурсов, по результатам которого могут быть приняты решения о целесообразности финансирования отдельных систем.
Любые проекты информатизации в Москве сталкиваются с тем, что в силу интенсивности и разнообразности протекающих в городе процессов невозможно внедрять типовые решения. Каждый проект, по сути, уникален. В этой связи на первый план выходит задача создания единых, одинаково воспринимаемых в комплексах городского хозяйства идентификаторов. Это и есть самая проблемная часть. Одни и те же городские объекты (остановки, объекты ЖКХ, дома, улицы и т.д.) учитываются по-разному с разными характеристиками в разных городских системах.