Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 07-08 2012
31 июля 2012

Вырабатываем критерии зрелости

Именно этим занимается сейчас российский рынок дата-центров. И критерии вовсе не умозрительные – они оттачиваются практикой цодостроения, от проекта к проекту.

«ИКС»: Как за последние годы изменились требования заказчиков к проектированию и строительству коммерческих и корпоративных дата-центров? Как они расставляют приоритеты?

Владислав ЯКОВЕНКО, руководитель отдела инфраструктурных проектов, «КОМПЛИТ»: До сих пор одним из ключевых факторов является цена проекта. Коммерческие ЦОДы, исходя из специфики деятельности, стараются минимизировать расходы, используя все ресурсы своих отделов закупок. Похожие ситуации часто встречаются и в корпоративном секторе. В последние годы можно отметить и повышение интереса к высоконадежным ЦОДам по стандарту Tier III, хотя в ряде случаев заказчику реально такой уровень надежности не нужен. Множество ЦОДов сейчас строится «с запасом» (или с возможностью наращивания), так как заказчик на этапе проектирования не вполне ясно представляет себе, на сколько ему необходимо будет увеличить емкость ЦОДа, например, через два года, – на 30% или в 2,5 раза. В лучшем случае такой ЦОД можно «подогнать» под шаги развития, но зачастую большую часть времени он работает с пониженной эффективностью.

Сергей БАРЫШЕВ, замруководителя департамента проектирования, внедрения и сопровождения, «Инфосистемы Джет»: Наш проектный опыт показывает, что за прошедшие год-два существенно изменились подходы к эксплуатации и сервисному обслуживанию дата-центров. Сейчас, по сравнению с периодом двухлетней давности, заказчики в большей степени осознают, что критические недостатки хоть и закладываются (вольно или невольно) на этапах проектирования и строительства, тем не менее проявляются только в процессе эксплуатации. Поэтому они стали обращать пристальное внимание на комплексность предлагаемых им услуг по сопровождению инженерных систем и состав запланированных работ, а также предъявлять более высокие требования к соглашениям об уровне предоставления услуг (в части времени реагирования, начала работ, гарантированного восстановления).

Андриан БУШИН, директор по развитию бизнеса, ActiveCloud by Softline: Сейчас важнейшее требование заказчиков – снижение как затрат на капитальное строительство, так и операционных расходов на дальнейшую эксплуатацию ЦОДа при сохранении необходимого уровня надежности и сервиса. Это уже сказалось на выборе площадок размещения (в том числе и по географическому принципу), на привлечении не только российских, но и зарубежных специалистов для подготовки проектов, выборе технологий и оборудования, которые дороже, но экономически эффективнее в процессе эксплуатации.

Алексей ГНЕВКО, руководитель отдела продаж услуг сервисного центра «Ай-Теко»: Первоочередными требованиями клиентов являются надежность и цена. Затраты на аутсорсинг ИТ-инфраструктуры в течение 5–7 лет не должны быть выше, чем расходы на строительство собственного дата-центра, – тогда заказчики пойдут в коммерческие ЦОДы. Критично важна зрелость дата-центра, т.е. соответствие его характеристик требованиям международных стандартов, а также срок его безаварийной эксплуатации.

 

«ИКС»: Как вы оцениваете уровень зрелости российских дата-центров с технологической точки зрения и с точки зрения бизнеса услуг ЦОДов? Является ли запуск крупных проектов критерием зрелости этого рынка?


Антон ПЛАТОНОВ, генеральный директор, StoreData: Я бы не сказал, что запуск крупных проектов тесно связан со зрелостью рынка. Крупный дата-центр рассчитывает на определенные бизнес-модели, связанные с оптовыми заказчиками и сдачей целых модулей крупным клиентам. Небольшой дата-центр может выстроить другую бизнес-модель, обратить внимание на виртуальные услуги, розничную продажу мест в стойках, работу с физическими лицами и т.д. Думаю, что уровень зрелости оценивается по таким  параметрам, как качество обслуживания клиентов, уровень инженерного оборудования и технологий, возможность получения дополнительных сервисов в ЦОДе.

Алексей ШУМИЛИН, менеджер департамента инфраструктуры и сервисов ИТ, «ТНК-ВР Менеджмент»: К сожалению, российские ЦОДы в основном предлагают услуги по размещению оборудования, услуги по поддержке оборудования и ПО представлены гораздо беднее. Но в текущем году все большее количество коммерческих ЦОДов начинают предлагать комплексные услуги, а именно поддержку ИТ-инфраструктуры и базового ПО (систем безопасности, почты, баз данных). Это говорит о росте зрелости рынка.

Игорь МИХАЛЬЧУК, руководитель коммуникационного направления Schroff, Pentair Technical Products EMEA: С технологической точки зрения российский рынок ЦОДов весьма зрелый, однако с точки зрения бизнеса услуг ему есть еще куда развиваться. Основным критерием зрелости, на наш взгляд, сегодня является не величина объекта, а близость коэффициента энергоэффективности PUE к единице. По аналогии со строительством современных небоскребов можно сказать, что критерием зрелости рынка являются объекты, где современные технологии и географические особенности грамотно сочетаются в одном объекте.

Сергей БАРЫШЕВ: С технологической точки зрения российские технологии продолжают идти на один-два шага позади «линии фронта передовых технологий». На мой взгляд, это обуславливается двумя взаимосвязанными причинами. С одной стороны, существует некоторая инерционность рынка и инвесторов, поскольку новые технологии требуют более высоких капитальных затрат. С другой – играют роль имеющийся опыт и компетенции. Поэтому проектируют и строят много и качественно, но используют в основном проверенные и обкатанные решения, в том числе в части их энергоэффективности. Исключения из общего правила есть, но они характерны для крупных игроков российского рынка.

 

«ИКС»: По каким критериям, по вашему мнению, надо оценивать уровень зрелости рынка  коммерческих дата-центров?


Алексей СОЛОДОВНИКОВ, руководитель подразделения Schneider Electric Datacenter Solution Team: Критериев зрелости ЦОДа, на мой взгляд, всего два: уровень надежности (или, что то же самое, uptime), измеряемый девятками, и степень энергоэффективности (PUE). Все прочее – частности, которые в конечном итоге работают на эти два фундаментальных показателя.

Юрий САМОЙЛОВ, генеральный директор, DataLine: Критерием зрелости, на наш взгляд, является долговременное и прогнозируемое качество оказания услуг. Залогом качества услуг мы считаем бизнес-эффективность конкретной площадки. Поэтому крупный размер площадки чаще всего отдаляет перспективы ее прибыльности и возврата инвестиций. Мы иногда с недоумением смотрим на анонсируемые планы создания новых дата-центров. Зрелость точно не определяется размером площадок, но напрямую связана с размером бизнеса услуг ЦОДа.

Денис АНДРИКОВ, зам. технического директора по работе с заказчиками, «Открытые Технологии»: Уровень зрелости ЦОДа следует оценивать по таким критериям, как технологическая платформа (инженерная инфраструктура, архитектура вычислительных мощностей и сети), надлежащая эксплуатация и дисциплина исполнения регламентов обслуживания. Я оцениваю текущие проекты дата-центров как более зрелые с технологической точки зрения за счет применения новых подходов в обеспечении надежности электропитания и охлаждения, в части сетевой инфраструктуры. Уровень бизнес-услуг, на мой взгляд, не может похвастаться такими же достижениями.

Владимир ЛЁВИН, генеральный директор, Wellink: Главный критерий оценки зрелости ЦОДа с точки зрения его клиентов – это приемлемое качество услуг за умеренную цену. Если с ценой все понятно, то качество определяется временем подключения (отключения) услуги, временем реагирования и разрешения проблемы клиента, готовностью услуг, выполнением соглашения об уровне обслуживания SLA, скоростью доставки счетов, удобством оплаты, количеством ошибочных счетов. Сейчас уже понятно, что без автоматизации сквозных процессов очень сложно контролировать приведенные показатели.

 

«ИКС»: При каких условиях заказчики сейчас рассматривают вариант размещения части корпоративной ИТ-инфраструктуры в коммерческом дата-центре?


Юрий ГУГНИН, директор по производству, ADV/web-engineering: Наш опыт разработки интернет-проектов для крупных корпоративных клиентов показывает, что они пока опасаются переносить свои ресурсы во внешние ЦОДы, причем не только внутренние проекты, но и публичные – корпоративные порталы, например. Зачастую это связано с тем, что в компаниях существуют очень высокие требования к безопасности конфиденциальной информации и нет понимания того, способен ли внешний ЦОД обеспечить такой уровень. Полагаю, что владельцам дата-центров нужно вести более активную просветительскую деятельность на тему того, как устроены внешние ЦОДы с точки зрения защиты информации и в чем их ключевые преимущества для большого бизнеса. Пока же крупные компании предпочитают строить и развивать собственную ИТ-инфраструктуру.

Юрий ЗЕЛЕНКОВ

Юрий ЗЕЛЕНКОВ, директор по ИТ, «НПО Сатурн»: Компании оборонной промышленности пока практически ничего не могут отдать в коммерческий ЦОД, поскольку поставщики услуг не обеспечивают необходимых гарантий защиты данных. Я думаю, что в рамках больших корпораций будет происходить централизация ЦОДов на базе внутренних ресурсов. Эти тенденции уже видны, но все-таки такая централизация – задача весьма отдаленного будущего.

 

«ИКС»:Сертифицировать свои проекты и площадки в Uptime Institute в последнее время стали владельцы не только коммерческих, но и корпоративных дата-центров. Привьется ли эта «мода» в России?


Алексей ШУМИЛИН: Сертификация Uptime более актуальна и обязательна для коммерческих дата-центров, так как это формально гарантирует качество и параметры доступности ЦОДа. Сертификация корпоративных ЦОДов может быть оправдана для компаний, которым необходимо подтверждение качества проектирования и реализации независимыми экспертами.

Юрий САМОЙЛОВ: Мы не чувствуем массового запроса от рынка на услуги сертифицированного в Uptime Institute ЦОДа. Наверное, потому, что для оценки качества ЦОДа вполне достаточно технических аудитов, которые наши клиенты проводят, прежде чем принять решение об использовании наших площадок. Мы же со своей стороны придерживаемся максимально открытой политики и предоставляем нашим клиентам детальную техническую информацию. Кроме того, услуги Uptime Institute дороги, а любое удорожание проекта так или иначе отражается на цене и, соответственно, ложится на плечи клиентов. Опять же, любой блестящий технический проект очень просто погубить безответственной эксплуатацией, качество которой есть функция времени.

Юрий ЗЕЛЕНКОВ: Сертифицировать корпоративный дата-центр в Uptime Institute абсолютно бессмысленно, это пустая трата денег.

Андрей ПАВЛОВ, генеральный директор, «ДатаДом»: Сертификация Uptime – это некий неформальный, но всеми признанный стандарт оценки качества, технологичности и уровня надежности ЦОДа. Но не все, в том числе и зарубежные, операторы ЦОДов считают данный сертификат единственно верным и неоспоримым условием надежности их дата-центра. Многие из операторов строят свои объекты, отталкиваясь от принципов Uptime и здравого экономического смысла. Большинство европейских сетевых игроков не стремятся сертифицировать свои площадки, так как они уверены в собственной надежности и доказали ее не с помощью аудиторских заключений, а на основе долгого опыта безаварийной эксплуатации и собственной репутации. В России же, при сложившейся практике качества проектирования и строительства, порой единственным убедительным аргументом, особенно для западных клиентов, может стать подобная сертификация.

Андрей КАСЬЯНЕНКО, заместитель генерального директора, «Караван»: Да, эта «мода» привьется. Независимая профессиональная организация, такая как Uptime Institute, может объективно оценить ту или иную инфраструктуру, определить действительный уровень площадки. Открытость – показатель зрелости рынка. Правда, сегодня соответствуют этим стандартам только некоторые ЦОДы. Тенденция размещения ЦОДов в специализированных зданиях за пределами мегаполисов должна привести к появлению таких комплексов, которые смогут пройти сертификацию.

Дмитрий БЕЛЯВСКИЙ, руководитель направления IaaS, MegaLabs: Сертификация в Uptime Institute не прижилась в России по нескольким причинам. Во-первых, для владельцев дата-центров не ясна коммерческая выгода от наличия сертификата – цены на услуги дата-центров формируются на договорной основе между владельцем и клиентом и зависят больше от стоимости электричества и установленного в дата-центре оборудования. Во-вторых, клиенты не понимают, какой дополнительный бонус или повышение качества они получат при наличии данного сертификата.

Руслан ЗАЕДИНОВ

Руслан ЗАЕДИНОВ, руководитель направления центров обработки данных, КРОК: Конечно, появление сертифицированных дата-центров способствовало развитию рынка ЦОДов в России. Сертификация дает важное преимущество: ее наличие – это своего рода «знак качества» проекта, поскольку означает, что провайдер открыл свой дата-центр для проверки независимыми аудиторами. Это важно, так как, несмотря на наличие документов, регулирующих отношения заказчика и провайдера, аутсорсинг во многом строится на доверии, а значит, открытость очень важна.

 

«ИКС»: Разговоры о российском стандарте на проектирование и строительство дата-центров  с переменной интенсивностью идут уже давно. Нужен ли он, или создателям российских  ЦОДов достаточно импортных TIA-942, BICSI 002-2010 и т.д.?


Игорь МИХАЛЬЧУК: В том виде и с теми процедурами, с какими создаются российские ГОСТы, такой стандарт не нужен. Сначала должен появиться стабильно работающий комитет с программой государственной поддержки и проработанной процедурой экспертизы. И уже этот комитет может создать актуальный, лишенный ошибок стандарт с программой его своевременной модернизации, дополнений и развития с учетом развития технологий, практического опыта специалистов рынка, зарубежных и собственных теоретических разработок. Такой стандарт, разработанный на русском языке и на основе местных реалий, получит значительное преимущество над иностранными. В противном случае получится мертворожденный документ.

Денис АНДРИКОВ: Считаю важным разработать и утвердить российские рекомендации (но не стандарт, чтобы не зарегулировать эту отрасль) для строительства и, главное, эксплуатации ЦОДов.

Алексей СОЛОДОВНИКОВ: Для выработки стандартов необходимы как минимум две вещи: во-первых, наличие достаточного опыта строительства и эксплуатации ЦОДов, который и обобщают стандарты; во-вторых, наличие профессионального сообщества, такого как TIA, AFCOM или Uptime Site Network, которое регулярно обсуждает соответствующую проблематику, делится «лучшими практиками», разбирает типовые ошибки и пути их исправления, публикует выводы, рекомендации и т.п. На мой взгляд, у нас пока и собственного опыта маловато, да и профессиональное сообщество еще не дозрело для подобного обсуждения. Так что на сегодня рациональнее использовать существующие западные стандарты. Единственный сейчас путь создания российского стандарта – это компиляция западных стандартов. Но стоит ли такая овчинка выделки?

 

«ИКС»: Ваши прогнозы развития ситуации на российском рынке дата-центров


Алексей ГНЕВКО: Доля дата-центров, строящихся с учетом современных требований к проектированию промышленных зданий (низкое энергопотребление и тепловыделение, экологически чистые материалы, безопасность эксплуатации) будет расти, так как клиенты зачастую выдвигают все более серьезные требования и руководствуются своими внутренними политиками при выборе площадки. Сейчас уже недостаточно просто предоставить требуемое количество квадратных метров, стойки для размещения оборудования и доступ к телекоммуникациям и электрическим сетям. Сегодня клиенты обращаются к нам за комплексом услуг, включающим в себя размещение оборудования, его монтаж, сопровождение, ремонт, поддержку расширения ИТ-инфраструктуры, миграцию сервисов с площадки на площадку, повышенные меры безопасности. В перспективе мы прогнозируем рост консалтинговых услуг и расширение функций оператора дата-центра, который будет разрабатывать для клиента рекомендации по развитию ИТ-инфраструктуры, ориентируясь на накопленный опыт и планы клиента по развитию бизнеса, и сам будет их реализовывать.

Андриан БУШИН: Тенденция, которая проявится в ближайшие годы, – это расширение спектра предоставляемых сервисов и синергия комплексных услуг, базовых и расширенных, которые обычно предоставляют ЦОДы: ИТ-безопасность, интеграция, администрирование и телекоммуникационные услуги. Другим трендом будет изменение подхода к среднему и малому бизнесу, где, в отличие от сегмента крупных корпоративных клиентов, как раз недостает клиентоориентированного подхода и сервиса.

Владимир ЛЁВИН: Чтобы вернуть российские компании из европейских и азиатских дата-центров, подтолкнуть владельцев корпоративных ЦОДов к переходу на коммерческие дата-центры и таким образом стимулировать рост российского рынка, необходимо достичь показателей качества услуг коммерческих ЦОДов европейского уровня. Осознание данного факта изменит отношение операторов коммерческих дата-центров к средствам автоматизации процессов, контроля качества услуг. SLA является неотъемлемой частью услуг мировых операторов ЦОДов и облачных сервисов. В ближайшее время понимание ценности SLA придет и к российским дата-центрам.

Алексей ШУМИЛИН: В данный момент каждый поставщик предлагает свой SLA, в котором набор параметров и характеристик может не совпадать с SLA других участников рынка. Параметры SLA на услуги ЦОДов необходимо стандартизировать. Это упростит для заказчиков процедуру выбора поставщика.

Юрий САМОЙЛОВ: Нам кажется, клиенты ждут от операторов коммерческих дата-центров повышения качества и надежности услуг. Думаю, рынок будет двигаться именно в этом направлении. К сожалению, мы часто сталкиваемся с видением качества только в части использования все более дорогих и изощренных технологий, так что, полагаю, нам предстоит увидеть гонку технических вооружений на рынке ЦОДов.  икс

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!