Rambler's Top100
Статьи
Лилия ПАВЛОВА  12 октября 2011

А. Прокудин (АйТи): "Если человеку предлагают то, что ему нужно, качественно и недорого – почему он должен отказаться?"

Услуги информационной безопасности в массовом секторе обещают стать действительно массовыми. Пока – только обещают. Почему?Читайте полную версию Дискуссионного клуба темы номера "ИКС" №9'2011, "Безопасность от оператора. Бизнесу-быть?" Часть 7.   

 "ИКС": Что представляют собой "базовый" и "дополнительный" пакеты услуг информационной безопасности для массового рынка и какой должна быть их стоимость? 


Кирилл Керценбаум, представитель по продажам решений по безопасности, IBM в России и СНГ: Для массового рынка – это очистка трафика, защита от спама, вирусов, “родительский контроль” (фильтрация сайтов). Стоимость облачных сервисов вполне конкурентноспособна, хотя иногда она выше, чем цена использования собственных технологий. Надо учитывать, что при покупке любого ИТ- и ИБ-продукта, в его совокупную стоимость владения входит не только лицензия, но еще техническая поддержка и персонал. Увеличивается популярность мобильных устройств, смартфонов, что накладывает определенные ограничения. Собственными силами обеспечить безопасность своих мобильных пользователей компании не могут, поэтому прибегают к услугам мобльных операторов. Это позволяет мобильным провайдерам идти в ногу со временем. В отличие от них интернет-провайдеры в России не предоставляют  много услуг для корпоративных пользователей.

Дмитрий Костров, директор по проектам департамента информационной безопасности МТС:
В «базовый» пакет обычно входят межсетевое экранирование, антивирус, антиСПАМ. Любые другие услуги чаще всего позиционируются как дополнительные сервисы. Но это зависит от каждого конкретного заказа потребителя. Например, при реализации услуги FMC МТС обеспечивает абоненту защиту вне зависимости от способа связи и выхода в Интернет. Необходимо поддерживать принцип конвергенции и мобильности: откуда угодно, когда угодно.

Александр Трошин, технический директор "Манго Телеком": Стоимость стандартного пакета не должна превышать 30-50% от затрат пользователя на хостинг веб-сервера. Иначе удорожание стоимости проекта, скажем, в три раза за счет затрат на информационную безопасность очень пугает клиента и перестает иметь для него смысл. И в «базовом» и в «дополнительном» пакете эта пропорция должна сохраняться, так как она логически и экономически обоснована. Единственным исключением могут быть какие-то «эксклюзивы» внутри услуги – например, возможности гибкого управления системой ИБ, какая-то расширенная интеграция – как вариант, интеграция системы ИБ с какими-то клиентскими системами. В этом случае заказчик такой системы может – через разработанные у себя автоматизированные рабочие места для инженеров по ИБ – оперативно вмешиваться в работу системы ИБ, если возникнет необходимость. Если говорить о пакетах услуг по ИБ для массового рынка, опять же – базовый пакет услуг хостинг-операторы, на мой взгляд, должныпредоставлять в рамках договора по размещению оборудования и аренде порта ПД скоростью до 100mb. Цена расширенного пакета, для крупных компаний, пользующихся услугами дата-центров и хостинг-операторов, должна напрямую зависеть от скорости порта ПД, вероятности внешних атак, их продолжительности. Стоимость подобной защиты может доходить до 1300-1500$ в месяц.

Алексей Машков, директор по информационным технологиям ОАО «Центральный телеграф»:
Думаю, что для каждого оператора связи, предоставляющего своим абонентам услуги информационной безопасности, существуют собственные представления о "базовом" и "дополнительных" пакетах. Они зависят от различных факторов, основными из которых являются положение на рынке и стратегия развития услуг. Однако, безусловно, общие тенденции существуют. Думаю, что услуга антивирусного контроля фактически уже стала базовым и обязательным элементом.

Дмитрий Огородников, директор по направлению информационной безопасности INLINE:  Основные виды услуг для массового рынка это антивирусная фильтрация, а также защита от всех возможных угроз ИБ - троянов, фишеров, смс блокеров и им подобных. Также массово востребована URL фильтрация, позволяющая оградить пользователей домашнего интернета от нежелательного контента. Стоимость подобного вида услуг для конечного потребителя ориентировочно можно оценить на уровне 150-200 рублей в месяц.

Дмитрий Савченко, руководитель бизнес направления по информационной безопасности компании «Микротест»:
Базовый пакет по ИБ для конечного пользователя - это антивирус, тот, который стоит дома практически на каждом домашнем компьютере. Кроме этого у операторов есть дополнительные услуги, а именно: анти спам защита, родительский контроль. Тем не менее, я думаю, какой-то расширенный пакет для конечных пользователей в краткосрочной перспективе не будет пользоваться высоким спросом.


"ИКС": По экспертным оценкам, в зарубежных странах операторские услуги антивирусной защиты для населения востребованы примерно у 15% абонентов мобильной связи. В России дополнительные услуги информационной безопасности для массового рынка не получили распространения. Какие сдерживающие факторы вы бы выделили?
 
Кирилл Керценбаум:
Существует антивирусная защита пользователей ПК и мобильных пользователей. Как в России, так и в западных странах есть компании, которые предоставляют одновременно фиксированную и мобильную связь. Их услуги не так востребованы, Антивирус для ПК – это то, что зачастую проще установить самому, чем оформлять в виде услуги. Что касается защиты мобильных устройств, то эта услуга востребована не больше. Связано это с двумя факторами: серьезных, массовых угроз для мобильных устройств нет. Вирусные технологии направлены на поиск конфиденциальной информации, которую на мобильных устройствах обычно не хранят. уровень использования легальных антивирусов на компьютерах мала по сравнению с западными странами. Если не все готовы платить за защиту своего персонального компьютера, еще меньше людей готовы платить за защиту своих мобильных устройств.

Дмитрий Костров:
Одной из основных причин является отсутствие у абонента культуры потребления таких услуг. Многие абоненты не уделяют внимания вопросам безопасности, некоторые полагают, что это слишком накладно. Но проблема безопасности – это не только проблема абонента, но и проблема оператора. И поэтому оператор старается объяснить абоненту все преимущества использования систем безопасности уже на этапе заключения соглашения. Для того, чтобы сохранить свои позиции в условиях высоконкурентной среды операторы используют схему TELCO 2.0.

Александр Трошин: В России это, скорее, неготовность абонентов воспользоваться услугами оператора – если говорить о мобильных устройствах (смартфонах и т.п.). «Незрелость» потребителей услуг дополняется тем, что стоимость информации в телефоне достаточно низка. Кроме контактов, писем, смс пользователи там ничего не хранят. Если говорить о бизнес-пользователях, то защитой и интеграцией деловой информации занимается ИТ-подразделение компании. По сути дела, используется клиент-серверная модель, при которой пользовательское устройство лишь отображает информацию, хранящуюся на сервере. При потере данных на устройстве на сервере она остается. Наверняка, уже есть вирусы, которые могут «украсть» информацию и с сервера, но и сам рынок этих антивирусных программ для абонентов мобильной связи пока еще не очень развит. Причем, техническая база для развития этих сервисов качественная, а вот самих угроз пока немного. Редко кто из друзей, коллег или знакомых говорит о том, что у него телефон «убит» вирусом, скорее, аппараты теряются, ломаются и т.п. На Западе практически та же самая ситуация – просто там больший процент бизнес-пользователей, использующих коммуникаторы в рабочих целях. У нас же такие устройства используются, в основном, для развлечения.


Алексей Машков:  
В первую очередь я бы выделил именно необходимость совершенствования модели продаж. Необходимо определить максимально эффективную модель продаж услуг информационной безопасности, чтобы обеспечить как увеличение числа пользователей заинтересованных в данных услугах, так и заинтересованность операторов связи в их продвижении.

Дмитрий Огородников:
Подобное положение дел в первую очередь обусловлено тем, что до недавнего времени в России наблюдался массовый рост на рынке ШПД. Операторы были заинтересованы в наращивании абонентской базы и увеличении уровня проникновения. Низкомаржинальные услуги были на втором месте. Сейчас картина мира меняется, рынок ШПД уже насыщен. Операторы начинают обращать внимание на сектор услуг, как на источник дополнительной прибыли.  С другой стороны, на сегодняшний день еще не сложилась приемлемая для всех сторон модель продаж подобного рода услуг. По моему мнению, дальнейшее формирование этой модели зависит в первую очередь от вендоров, которые должны изменить политику продаж, сдвигаясь от продажи коробок к принципу разделения разделения прибылей и рисков.


Павел Антонов, инженер-консультант, Cisco: Это действительно так, в России рынок операторских услуг ИБ пока только начинает формироваться. Основная причина, на мой взгляд, почему отечественные операторы пока отстают в этом вопросе от своих западных коллег, кроется в том, что западные операторы уже прошли переломный момент развития бизнеса – от увеличения клиентской базы к насыщению услугами. В нашей же стране, возможно ввиду огромной ее территории, этап наращивания клиентской базы у многих операторов связи еще не закончился. В России этот этап  только близится к окончанию, и уже все операторы понимают, что дальнейших рост бизнеса будет возможен в основном за счет развития дополнительных услуг, но на переориентацию всех бизнес процессов внутри оператора связи с одной стратегии развития на другую потребуется некоторое время.

Дмитрий Савченко:
Основным сдерживающим фактором для повышения спроса среди конечных пользователей на услуги ИБ, в частности автивирусная защита, является российский менталитет. Пользователи не готовы платить за то, что можно без проблем найти в интернете бесплатно.Маржинальность в данном случае не играет значительной роли. К нам обращались операторы как раз для разработки решений для продажи антивирусов.  Для операторов такие решения для конечных пользователей – дополнительная возможность для  привлечения и увеличения своей абонентской базы. Если говорить о работе с физическими лицами, можно добавлять новые услуги за небольшую цену, и, за счет этого, увеличивать свою абонентскую базу. А увеличивая абонентскую базу, увеличивать свои доходы.  

"ИКС": В России уже есть первые примеры запуска операторами в коммерческую эксплуатацию собственных провайдерских решений по ИБ для частных абонентов. Как вы оцениваете перспективы такого подхода, каковы риски оператора и каким может быть выигрыш?
 
Кирилл Керценбаум:
Если мы говорим о домашних пользователях, то перспектива огромна. Из всех рисков можно выделить репутационные, но они, в основном, касаются корпоративных пользователей. Говорить о стопроцентной безопасности домашних компьютеров невозможно, это все понимают. Уровень рентабельности мобильных операторов высок, у интернет-провайдеров снижается. Это происходит вследствие конкуренции: интернет становится дешевле, каналы шире, оборудование дороже. Подобные факторы мешают получать прибыль. Для интернет-провайдеров выходом является предоставление таких услуг, как, например, “родительский контроль” (разграничение доступа к интернет-ресурсам с домашнего ПК). Это перспективно и повышает рентабельность.

Дмитрий Костров:
Оператор оценивает рынок, востребовательность услуг ИБ, проводит мониторинг предложений вендоров и уже после этого развертывает техническое решение у себя. В рамках реализации услуги необходимо постоянно повышать компетенцию собственных сотрудников или работать в режиме ко-брендинга с вендором. МТС реализует такие продукты - наш магазин приложений позволяет абоненту получать доступ к программам информационной безопасности, антивирусным сервисам и т.п. И сервисы безопасности, предлагаемые в виде дополнительных услуг, я считаю, на данный момент достаточно перспективны. Однако, делать конкретные прогнозы по росту рынка пока рано, и определенные риски есть.  Безопасность как VAS услуга я считаю, перспективна, однако есть понятие как «зрелость рынка». В этом и есть риск.

Аркадий Прокудин: Повсеместное предоставление сервисов по защите от атак «отказ-в-обслуживании», антивирусной и антиспам-фильтрации демонстрирует рост интереса пользователей к этому направлению.

Дмитрий Савченко:
Если под решением подразумевать собственную разработку оператора, это, наверное, неперспективно. Каждый должен заниматься своим делом. У вендора есть большой опыт по разработке, у интегратора - по внедрению, у оператора - по продаже услуг. Зачем заниматься непрофильным для себя бизнесом?

Александр Трошин:
Если эти услуги будут качественными в техническом аспекте, у них будет правильно выбрана целевая аудитория, способ распространения – т.е. маркетинговая стратегия будет верной. Также, если будет вестись борьба с пиратством – выигрыш оператора может быть довольно большим. Такими услугами могут стать виртуальные диски, виртуальные системы хранения информации. Если будет обеспечена гарантированная сохранность частных данных и тем же виртуальным диском или виртуальной системой хранения данных будет очень удобно пользоваться – почему бы и нет? Но тем, кто будет внедрять такие услуги, стоит помнить, что выгоднее всего для них будет низкая стоимость сервисов, например, 30 центов в месяц за 10 Гб – тогда потреблять их будут еще охотнее. В таком случае прибыль возможна, например, за счет массовости потребления. Стоимость сервисов можно повышать лишь в случае особой ценности информации, которая будет храниться на дисках или в системе, но нужно учесть, что ценность информации – вещь сугубо индивидуальная и поставщик может, например, столкнуться со сложностями при разработке тарифов на услугу. К тому же, эксклюзивный клиент – это, скорее всего, уже клиент, относящийся к бизнес-среде, не частное лицо. Единственное, что могу сказать – стоимость хранения частной информации не должна быть выше стоимости записи информации на какой-либо жесткий носитель.

Алексей Машков:
Данные решения будут востребованы при условии, если продажи подобных услуг по информационной безопасности будут вестись достаточно активно, массово. Будут популяризироваться. Выигрыш при этом очевиден: это в первую очередь расширение клиентской базы за счет новых решений, а также стабилизация существующейравно как и получение дополнительных доходов. Риски – не окупить вложения, если услуга не будет пользоваться широким спросом. Но этот спрос в наш небезопасный век можно хорошо организовать. Нет ничего невозможного для людей с интеллектом.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!