Рубрикатор | ![]() |
![]() |
Статьи | ![]() |
![]() |
Лилия ПАВЛОВА  | 10 мая 2011 |
П. Марьюшкин (QTECH): "Универсального определения отечественного производителя не существует"
В марте правительство приняло решение доработать пакет документов, определяющих статус телекоммуникационного оборудования отечественного производства. Какова позиция игроков телекоммуникационного рынка в вопросах разделения на "отечественных" и "не отечественных"?Читайте полную версию Дискуссионного клуба темы номера "ИКС" №4'2011, "Национальный вопрос. Свой и чужой в России". Часть 1.
"ИКС": По каким критериям, по вашему мнению, следует присваивать оборудованию и его производителю статус отечественного?
![](/data/525/229/1236/Кутейников.jpg)
![](/data/512/229/1236/Сизоненко_20041.jpg)
Григорий Сизоненко, генеральный директор компании ИВК: Мне кажется, что термины «отечественное производство» и «отечественный производитель» несут разную смысловую нагрузку, их необходимо разделить и в дальнейшем не подменять. В этом случае статус «отечественного производства» становится чисто техническим. Уже не важно, какие критерии будут введены на первом этапе для определения данного статуса. Хотя я не понимаю, каким образом в качестве основного критерия можно использовать процентное соотношение используемых комплектующих? Довожу ситуацию до абсурда – один винт в корпусе можно сравнить с одной материнской платой? С моей точки зрения, критерием здесь должен быть денежный эквивалент. В этом случае число компаний, которые займутся организацией и локализацией производства собственной продукции на нашей территории, может быть бесконечным. Совсем другое дело – «отечественный производитель». Это вопрос более важный, и над этим государство должно серьезно задумываться. К категории отечественного производителя я бы относил компании, уставный капитал которых контролируется российскими резидентами. Это не простая задача, но в Китае с ней справились. Именно для этих компаний я бы создавал максимально льготные условия ведения бизнеса.
![](/data/555/229/1236/Карпов-Илья.jpg)
![](/data/456/229/1236/Vasilenko2---SEN.jpg)
Александр Василенко, директор по продажам, заместитель генерального директора Siemens Enterprise Communications в России и СНГ: Такой критерий, как производство от 30% до 50% комплектующих в России, правомерен для автопроизводителей, но не годится для рынка телекоммуникационного оборудования. Отчасти на локальное производство накладывает ограничения процессы глобализации: очевидно, что в России невозможно производить стандартные электронные компоненты по конкурентным ценам. Но это не значит, что локальное производство не нужно развивать. Например, на производственной линии ФГУП «Калугаприбор» (выпускает телекоммуникационные станции по лицензии Siemens Enterprise Communications) используются иностранные комплектующие, но за исключением этого весь производственный цикл реализован в России, причем на государственном предприятии. В телекоммуникациях логичнее обращать внимание на то, кто является собственником производства. Если это государственные или частные российские компании – то такое производство можно считать российским, а если это компании с большой долей иностранного капитала, пусть и находящиеся на территории России – то вряд ли такое производство правомерно назвать российским.
Для развития российского производства нужны существенные ценовые и другие льготные условия для производимого здесь оборудования, а также помогла бы отмена пошлин на импорт комплектующих. Но эти преференции в нужном объеме государством пока не обеспечиваются.
![](/data/559/229/1236/Timoshenko.jpg)
![](/data/557/229/1236/Крок_Атлант.jpg)
Александр Крок, генеральный директор "Атлант-ТелеКом": Помимо перечисленных критериев, нужно бы ещё добавить ноу-хау. Важно кто изобретатель, а вот где географически располагается производство, чьи комплектующие и его стоимость – это важный, но уже второй вопрос. Например, США давно применяет на практике подобный подход: придумано в Америке, изготовлено в Китае, комплектующие корейские, а как результат – продукт выходит под брэндом американской компании. Вариаций много. Обязательный критерий при этом - всеобщая признанность оборудования в кругах его конфигураторов. К примеру: оборудование Cisco, самое известное в кругах тех, кто так или иначе связан с устройствами подобного назначения. При этом стоит сказать, что аналог оборудования Cisco можно найти у других производителей; более того, оборудование других производителей может быть не менее стабильным, и даже более гибким в настройке. Но здесь проявляется другая сторона вопроса: наличие специалистов, способных разобраться в новом оборудовании, и более того - желающих это сделать. В России много спецов, но их идеал - настроить оборудование за день, а после отдых неделями, с периодическим внесением каких-либо мелких поправок в ПО.
Конечно, идеально, если и производство оборудования, и его ноу-хау будут целиком и полностью произведены в России. К сожалению, у нас всё еще основной акцент делается на брэнд импортного производителя. Например, продукты Bork или Elenberg в технике, яркие показатели того, что хоть и придуманы они и продвигаются именно отечественными производителями/инвесторами, но при этом позиционируются, как импортные. При этом товары этих марок собираются в Китае, офисы этих компаний исходя из этикеток на коробке, находятся не в России, но при этом, хоть и спорное, но ноу-хау остается российским. Учитывая специфику спроса, сегодняшнее положение рынка не принимает отечественного производителя в качестве брэнда или хотя бы конкурента "западному". На то есть значимые причины. Во-первых – редкое изделие содержит в себе какое-либо нововведение, не апробированное за границей, во-вторых - комплектующие (учитывая отсутствие эффективного производства) как правило, импортные, и главное, стоимость оборудования совершенно не конкурирует с импортными аналогами. Кроме того, брэндирование изделий сводится к 60-90 годам прошлого века и это "не звучит". Даже такое свойство, как внешний вид, порой оставляет желать лучшего. Цена оборудования, так или иначе, скажется на позиционировании отечественного производителя, при условии дешевизны, и, если добавить брэнд, то вполне вероятно заполнение определенной ниши. Но пока, в ближайшие годы, собираться оборудование будет на импортных компонентах.
![](/data/563/229/1236/Марьюшкин.jpg)
![](/data/462/229/1236/Манько-И-В.jpg)
Игорь Манько, директор по стратегическому развитию ОАО «Морион», г. Пермь: Критерии определяются поставленными целями. Если исходить из того, что в результате этого благого начинания в стране сформируются научные школы, способные генерировать конкурентоспособную наукоемкую продукцию, будут применяться прогрессивные технологии производства аппаратных средств, то, вероятно, все это не появится на следующий день, как критерий ни сформулируй. На следующий день точно появятся рапорты о формальном его выполнении со стороны всех ведущих вендоров. Вопрос становления отечественного производства телеком-оборудования неминуемо растянут во времени, и здесь, скорее надо говорить о комплексе вех, которые будут контролироваться государством.
![](/data/565/229/1236/Киселев.jpg)
![](/data/539/229/1236/Mikhail-Kader.jpg)
Михаил Кадер, заслуженный системный инженер Cisco: По нашему мнению, должны учитываться все составляющие, влияющие на себестоимость конечного продукта, включая стоимость работ, налоги, аренду и т.п., так как все они оказывают влияние на возможность развития локального производства. Учет же только стоимости комплектующих – явно не достаточен и сложен. Это связано в том числе и с тем, что крупные компании преоиодически используют заказные комплектующие, или специальные партии комплектующих, остуствующие на свободном рынке. Поэтому тяжело провсети детальную оценку стоимости. Так же сложно ориентироваться на возможное использование комплектующих, произведенных на территории России. Это связано с тем, что выбор комплектующих, их анализ и квалификация обычно производится на этапе разработки нового продукта, поэтому переход на другие «аналогичные» комплектующие в процессе производства - крайне сложный, длительный и дорогостоящий процесс. Не говоря уж о том, что крупные компании согласуют цены на комплектующие с учетом объемов распространения продукции по всему миру.
"ИКС": Итак, даем определение. Отечественный производитель – это…
*Предприятие, контрольный пакет акций которого принадлежит резиденту РФ, и которому принадлежат права на конструкторскую документацию и тексты программного обеспечения, встроенного и не встроенного. (С.Кутейников)
*Компания, имеющая регистрацию, как в России, так и в любой другой стране, сотрудники которой постоянно находятся на территории России и осуществляют здесь разработку и производство оборудования. (И. Карпов)
*Российская компания, создающая под звучным российским брэндом оборудование, не уступающее и даже превосходящее по качеству импортные аналоги. Обязательный критерий при этом - всеобщая признанность оборудования в кругах его конфигураторов. (А. Крок)
*Любой производитель, не только отечественный, - это предприятие, управляющее т.н. жизненным циклом продукции. По российской системе стандартов разработки и постановки продукции на производство этот жизненный цикл включает в себя фазы исследований, НИОКР, физического производства, поставки, поддержки эксплуатации до снятия продукта с конвейера. Влияешь на все эти фазы - ты производитель, только производишь – контрактный конвейер, поставляешь – ритейлер. Но в наших отечественных условиях эти состояния надо пройти, хоть последовательно, хоть параллельно, чтобы достигнуть вершины. Побыстрее. (И. Манько)
*Для того, чтобы производитель считался отечественным, вполне достаточно ведения им бизнеса, создания рабочих мест и размещения капитала на территории России. В российском законодательстве уже предусмотрены преференции и льготы для подобных компаний. (А. Киселев)
*Компания, соотвествующая утвержданным критериям ;-). При этом критерии должны быть прозрачными и легко поддающимися проверками. То есть, считаться от себестоимости продукции, без разделения и выделения отдельных типов работ или требований к компонентам. (М. Кадер)
*Российское предприятие, владеющее интеллектуальной собственностью на основное схемо-техническое решение и используемое программное обеспечение (подтверждается регистрацией интеллектуальной собственности). Оборудование серийно производится в России. Центр разработки и технической поддержки расположен в России. Доля затрат на производство в России, а также амортизация затрат на разработку собственного схемотехнического решения и программного обеспечения составляет не менее 60% от общей себестоимости изделия (этот процент может быть прогрессивным 40%..70% во времени, стимулирующим дальнейшую локализацию изделий). (О. Тимошенко)
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!