Рубрикатор | ![]() |
![]() |
Статьи | ![]() |
ИКС № 04 2011 | ![]() |
![]() |
Светлана АПАЛЛОНОВА | 05 апреля 2011 |
Сражение не окончено
Россия не должна в результате того или иного определения «отечественности» стать страной отверточной сборки. Наши производители телекоммуникационного оборудования готовы к равноправному сотрудничеству с зарубежными компаниями, считает Светлана АПОЛЛОНОВА, член общественной рабочей группы по выработке критериев статуса отечественного производителя, президент компании «Райтек».
Непонятно, почему Минпромторг и Минэкономразвития проигнорировали предложения рабочей группы. Складывается ощущение, что задачи, стоящие перед страной, понимаются по-разному. РГ руководствовалась п.12 списка поручений президента: «...принять меры по выводу страны на лидирующие позиции на мировых рынках...». Выход на мировые рынки – это кооперация не с вендорами, а с разработчиками ключевых технологий. Цели таких разработчиков – партнерство со всеми, кто создает системы на основе их решений. (Так, для базовых станций WiMAX/LTE «сердце» системы – кристалл, содержащий всю необходимую математику, все остальное – обвеска. В мире работают несколько компаний, которые занимаются только этим, и именно их решения надо покупать.) Цели вендоров – захват локальных рынков, а не взращивание конкурентов себе на мировых.
У нас прекрасная школа инженеров и программистов, наши специалисты востребованы во всем мире. По данным НП «Руссофт», в 2010 г. экспорт ПО российских компаний составил порядка $3 млрд. И нам надо сосредоточиться на разработке интеллектуальной собственности – в инфраструктурном оборудовании ее доля составляет более 50%. Вместо этого Минпромторг обсуждает с «великолепной пятеркой» (Alcatel-Lucent, Ericsson, Huawei, Nokia Siemens Networks, ZTE) формулу локализации, где в качестве интеллектуального вклада они предлагают учить нас крупноузловой сборке.
Так что интересно все-таки понять, чем руководствовались в своем подходе представители двух министерств. Возможно, они спроецировали на Россию опыт юго-восточных соседей: «Китай на стадии отверточного производства тоже не ставил ограничений по доле собственности нерезидента, и мы должны начинать с этого». На эту тему уже много сказано, и всем понятно, что стоимость производства и экспортная политика мировой мастерской нас не сделают.
Еще один аргумент министерств – если контрольный пакет будет принадлежать резиденту, то зарубежные инвесторы потеряют коммерческий интерес. Однако источник, близкий к одному мировому телекоммуникационному гиганту, сообщил, что после объявления преференций российским производителям руководство корпорации поскрипело зубами, но начало готовиться к кооперации с российскими компаниями. А после того, как стал понятен курс двух министерств, из штаб-квартиры поступило указание всю деятельность по локализации свернуть. Потом, по прошествии почти года планомерной сдачи позиций по критериям «российскости» телекоммуникационного оборудования достаточно было двух совещаний в Минкомсвязи, чтобы в прессе опять появились сообщения о намерениях зарубежных компаний относительно кооперации с передачей технологий. Это говорит о том, что привлекательность российского рынка очень велика. Так зачем же сдаваться без боя, даже не начав торговаться?
Намерения и обещания партнерства со стороны зарубежных коллег – это, конечно, хорошо. Но контроль за выполнением – еще один ключевой момент. Если контролировать будет тот, кому «два болта завернуть – и достаточно», то ожидать прорыва в развитии телекоммуникационных технологий в России не придется. Контроль должен осуществлять тот, кто направляет научно-технические разработки и обеспечивает гарантии рынка в отрасли (ведь контроль за лекарствами осуществляет профильное министерство!).
Поэтому для того, чтобы мы действительно начали занимать лидирующие позиции в мире, необходимо:
• открывать российские рынки для российских разработчиков и производителей;
• объявлять новые проекты и конкурсы заблаговременно, чтобы у российских разработчиков было время обеспечить надлежащие характеристики и цены;
• анонсировать конкурсы с преференциями российскому оборудованию, что обеспечит финансирование отечественным инновационным предприятиям;
• разработать нефинансовые меры стимулирования интеграторов и операторов к использованию отечественного оборудования;
• при подготовке новых «правил игры» в отрасли связи и создании механизма экспертизы максимально привлекать саморегулируемые организации;
• принимать национальные стандарты, развивая их в дальнейшем в международные.
Что касается заблаговременного объявления новых проектов, то это требование продиктовано горьким опытом. В России диапазон 2,3–2,4 ГГц был открыт российским компаниям для разработки оборудования только в начале 2010 г. (в других странах оборудование этого класса производится уже несколько лет). В ходе конкурса, объявленного Роскомнадзором, все лицензии отданы в одни руки – «Ростелекому». Невзирая на то что для данного частотного диапазона регулятором изначально была определена технология WiMAX, оператор объявил, что собирается строить сети LTE, а отнюдь не WiMAX. Соответственно, те российские разработчики, которые на свой страх и риск разработали системы WiMAX, просто потеряли деньги и время.
Но не надо забывать, что лицензии на сети 4G были выданы по конкурсу, а не на аукционе. И это не случайно. Именно в это время Комиссия по модернизации выделила широкополосный доступ в одно из стратегических направлений технологического развития страны. Деньги, которые победитель должен был бы заплатить на аукционе, решено было направить на приобретение технологий российскими компаниями и развитие высокотехнологичных производств в нашей стране.
Между тем решение ГКРЧ, принятое в конце 2010 г., обязывает Минобороны и Роскомнадзор до 31.03.2011 представить предложения по уточнению (!) технических характеристик РЭС и возможности применения принципа технологической нейтральности в полосе 2,3–2,4 ГГц. Есть шанс, что по итогам этих исследований результаты предыдущих конкурсов могут быть отменены.
Возникшая неразбериха привела к тому, что российские разработчики и производители искусственно поставлены в положение аутсайдеров.