Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 03 2011 |
Сергей Вадимович КАРПОВ | 09 марта 2011 |
Серверная виртуализация? Это только начало
Когда стало ясно, что площади серверных помещений и электрические мощности вот-вот достигнут предела, а затраты с вводом в строй новых вычислительных центров резко возрастут, – вот тогда в Альфа-банке осознали, что необходима масштабная виртуализация серверного оборудования.
В принципе виртуализация давно и успешно использовалась в ИТ-инфраструктуре банка: и в мэйнфреймах IBM, и в мощных RISC-серверах UNIX-архитектуры. Но со временем перестал работать старый подход к построению инфраструктуры, предполагающий, что каждый сервер выполняет только одну задачу. Настройка, конфигурация, обслуживание этого оборудования были весьма трудоемки. К тому же мы не могли постоянно увеличивать штат технических специалистов вслед за ростом количества оборудования. Добавлю еще, что сроки поставки оборудования обычно составляют от нескольких недель до пары месяцев, и эти задержки иногда серьезно мешали развитию бизнеса.
Кроме того, банк приблизился к энергетическому рубежу – мощностей, необходимых для дальнейшего развития вычислительной инфраструктуры, в центре Москвы просто не оказалось. Наметились и серьезные проблемы с поиском подходящих помещений для размещения серверов. Постоянно увеличивающееся число слабонагруженных серверов, требующих электропитания, выделяющих тепло, занимающих место в стойках, тесно связанных с работающим на них ПО, нуждающихся в настройке, конфигурации, поддержке и обслуживании – вот что стало основным мотивом для крупномасштабной виртуализации серверного парка банка, которая началась в 2008 г. Помимо снижения издержек, связанных с владением инфраструктурой, ставились также цели максимального использования существующих ресурсов, сокращения сроков и упрощения процедур внедрения новых систем, а также улучшение управления ими.
После успешного завершения пилотного проекта мы приобрели лицензии VMware и приступили к широкомасштабной виртуализации всей ИТ-инфраструктуры банка. Проект охватил около 400 физических серверов. Сначала в течение двух месяцев специальный программный модуль определял профиль загрузки всех серверов. Оказалось, что 90% серверов загружено не более чем на 10%, что еще раз подтвердило необходимость виртуализации всего парка. Основой для построения фермы виртуальных серверов стали блейд-серверы HP. Практически все новые задачи на платформе x86 в среде Windows и Linux мы стали размещать на виртуальной инфраструктуре. Новая модель дата-центра позволила сделать программную часть системы независимой от «железа» и организовать управление ОС и приложениями как единым целым, избегая программных конфликтов.
Результаты серверной виртуализации оказались для нас такими:
• при неизменной численности технических специалистов значительно расширена необходимая для развития бизнеса ИТ-инфраструктура;
• в среднем на одном физическом сервере размещается 10 виртуальных серверов (виртуальная инфраструктура VMware включает в себя более 50 физических серверов, на которых работает около 500 виртуальных серверов);
• процедура добавления нового виртуального сервера занимает существенно меньше времени, чем инсталляция физического;
• ускорен перенос приложений на новый сервер без прерывания работы пользователей;
• обслуживание аппаратных ресурсов теперь не требует отключений и не вызывает простоя систем.
Кроме виртуализации серверов мы активно работаем над внедрением виртуальных ленточных библиотек и многоуровневых хранилищ, над виртуализацией файловых систем с решениями для дедупликации данных. В ближайших наших планах – внедрение полной платформы виртуализации четвертого поколения vSphere, охватывающей не только серверы, но и десктопы, системы хранения данных и сетевые ресурсы.