Rambler's Top100
Статьи ИКС № 01-02 2011
Татьяна ТОЛМАЧЕВА  07 февраля 2011

Все вращается вокруг конвергенции, даже биллинг

Дискуссии о необходимости миграции к конвергентному биллингу закончились. Новые рыночные условия предъявляют новые требования к системам OSS/BSS, и операторы сегодня уже ведут речь о выборе конкретных решений и стратегии перехода.

Татьяна ТОЛМАЧЕВА, директор по развитию бизнеса в России и СНГ Frost & SullivanКардинально меняющаяся среда телекоммуникационного рынка – ужесточение конкуренции, бурное развитие конвергентных и мультисервисных сетей, появление коммуникационных сервисов, создающих иной стиль жизни, – заставляет операторов связи смещать основной фокус своих бизнес-процессов. В центре внимания оказывается Его Величество Потребитель. А чтобы поддерживать удовлетворенность потребителя на высоком уровне, в первую очередь необходимо «приспосабливать» все системы поддержки операционной и бизнес-деятельности к новым условиям современной динамичной среды. В итоге процесс объединения ИТ-ресурсов — от организации доступа абонентов до приложений всех уровней – становится для операторов все более важным. К системам OSS/BSS уже сейчас предъявляются новые требования, ключевыми из которых являются приближение взаиморасчетов к режиму реального времени, гибкость и масштабируемость. Биллинг в реальном времени позволяет более плотно вовлечь абонентов в процесс предоставления услуги, а гибкость необходима для целей тарификации, интеграции с другими системами и быстрого создания новых продуктов.

 

Биллинг в водовороте изменений

 

Новые системы поддержки операционной и бизнес-деятельности должны учитывать целый ряд вызовов времени.

 

Необходимость монетизации сервисов – рост потребления услуг мобильной и фиксированной связи (как следствие роста индивидуального потребления и увеличения абонентской базы) и распространение бытовой электроники с выходом в Интернет создают новые возможности извлечения доходов от услуг мобильного и проводного Интернет-доступа. Расширяется спектр услуг, а значит, требуется реализовать разные принципы расчета и обрабатывать большее количество форматов учетной информации.

 

Гибкость систем и новый функционал – в современных системах OSS и BSS операторы получили гибкость в поддержке сложных продуктовых пакетов в режиме реального времени, в том числе и возможность контроля за пользованием услугами (на основе определенных клиентом финансовых ограничений и операционных параметров). Все это становится важным фактором реализации политики управления удовлетворенностью клиента.

 

Новые бизнес-модели – необходимо быть готовыми к новой модели предоставления услуг через «облака». Рынок пока только нацеливается на то, чтобы дать клиенту возможность получать самые современные услуги в любом месте в любое время от широкого круга партнеров. Такая модель в значительной степени зависит от партнеров и от наличия системы BSS, работающей в режиме реального времени, способной обрабатывать все форматы информации и обеспечивать функционал разделения доходов между операторами, поставщиками контента и независимыми сервис-провайдерами.

 

Оптимизация операционных затрат – необходимо повышать эффективность управления операционными затратами в условиях роста объемов данных, модернизации инфраструктуры, совершенствования бизнес-процессов и внедрения новых моделей.

 

Поддержка коммуникационных услуг, ориентированных на различные отрасли – существует потребность предоставлять новые сервисы, возникающие благодаря развитию коммуникаций и появлению новых типов устройств с выходом в Интернет. Эти сервисы предназначены для различных отраслей экономики, среди которых здравоохранение, транспорт, государственный сектор, медиа и развлечения (в том числе книгоиздание), производство (в частности, автопром) и розничная торговля.

 

Все эти факторы дали толчок к появлению нового типа биллинга – конвергентного. Идея перехода к конвергентному биллингу появилась уже лет десять назад. И первым шагом в ее эволюции стало появление систем, обеспечивающих одновременное обслуживание авансовых и кредитных абонентов (prepaid and postpaid convergence). До того существовали две отдельные системы биллинга, каждая со своей собственной логикой развития. Postpaid-биллинг обычно использовался для выставления ежемесячных счетов абонентам фиксированной связи, Интернет-доступа, ТВ и в какой-то степени абонентам мобильной связи. Модель prepaid-биллинга появилась в результате эволюции технологии мобильной связи и потребности сократить время на предоставление услуг, когда верификация кредита затруднительна или вообще отсутствует. В настоящее время обе эти модели активно используются во всех сегментах среди всех потребительских групп.

 

Доходы операторов связи от авансовых и кредитных абонентов сильно варьируются от региона к региону, что не позволяет выявить и спрогнозировать взаимосвязь между покупательной способностью и моделями покупки. При этом стоит заметить, что в связи с расширением границ телеком-рынка в результате его интеграции с рынком ИТ (хранение данных, услуги сетей безопасности), с рынком развлечений (интерактивные услуги), медиа и рекламы вопрос консолидации всей информации о клиентах, апгрейда систем и переосмысления бизнес-процессов становится критически важным. А традиционный подход к структурированию по методам оплаты (pre/postpaid) будет размываться в связи с тем, что абонент одновременно может использовать разные методы оплаты в зависимости от типа сервиса.

 

Биллинг в стратегиях конвергенции

 

Новые операторы, осознавая изменения рынка, с самого начала внедряют конвергентный биллинг (например, компания «Сумма Телеком» объявила, что на ее сети будет внедрен конвергентный биллинг до конца 2010 г.).

 

Что такое «конвергентный биллинг» и как его представляют себе игроки рынка

 

«ВымпелКом»   Конвергентный биллинг – это возможность выставить клиенту счет независимо от того, какой системой оплаты (pre-, postpaid) он пользуется, включен ли он как неотъемлемая часть в корпоративное соглашение или выступает как частное лицо (может быть, как глава семьи), были ему предоставлены голосовые услуги или услуги передачи данных и т.д., и т.п.

 

«МегаФон»   Единая концептуальная и технологическая платформа для мобильных и фиксированных сегментов сети, услуг и абонентов.

 

«Скай Линк»   Конвергентный биллинг – это мультисервисный биллинг, позволяющий работать с неограниченным количеством платформ/приложений/услуг. Применительно к практике компании это биллинг, который обеспечивает поддержку конвергентных услуг и всех необходимых бизнес-процессов и приложений (как для внутренних, так и для внешних пользователей).

 

«Уралсвязьинформ»   Конвергенция в сфере расчетов за услуги связи происходит по нескольким направлениям. Оператору связи необходима конвергенция по методам расчетов, когда биллинговая система используется для одновременного обслуживания кредитных (postpaid) и предоплаченных (prepaid) схем. Возможна конвергенция по технологиям доступа, когда на единой технологической платформе обслуживаются абоненты сети связи общего пользования, сети подвижной радиотелефонной связи и сети передачи данных. В таком случае конвергентное биллинговое решение должно быть настроено на обработку данных от всего спектра телекоммуникационного оборудования. Наконец, существует конвергенция в направлении услуг. При этом появляется возможность создания единого портала самообслуживания по всем используемым услугам и выставления общего счета. Такая конвергенция сократит время, затрачиваемое на продвижение комплексных продуктов и услуг, позволит вывести на рынок пакетные предложения для различных сегментов. Например, абоненту, пользующемуся двумя и более услугами, для повышения лояльности можно предоставить сервисные и тарифные бонусы в зависимости от объема потребленных услуг или накопленных платежей (по любой из услуг или их комбинации).

 

Amdocs   Конвергентный биллинг – это универсальная биллинговая система, способная на одной платформе:

 

• обслуживать все виды бизнеса оператора (мобильная/проводная телефония, Интернет, ТВ и т.д.);

 

• обслуживать все виды абонентов (prepaid, postpaid, гибрид);

 

• работать со всеми форматами информации (CDR, события);

 

• работать со всеми сетями и протоколами (SS7, SIP и т.д.).

 

Tele2    Конвергентный биллинг – это полностью конвергентная система, осуществляющая расчеты с абонентами по всем видам услуг, предоставляемым компанией.

Существующим операторам на конвергентный биллинг приходится мигрировать. При этом, по отзывам поставщиков конвергентных биллинговых решений, самой большой проблемой при переходе становится задача объединения технологий нескольких производителей. Чем больше решений от разных поставщиков, тем дороже и сложнее переход на конвергентный биллинг. Именно поэтому стратегия миграции во многом зависит от того, как и какая система(системы) была реализована. Большинство мобильных операторов в настоящий момент пользуются биллинговыми решениями от разных вендоров: например, в сети «Билайна» установлены системы нескольких поставщиков, включая Amdocs и Comverse. И такая ситуация достаточно типична.
 

Существуют несколько уровней реализации принципа конвергентности в биллинговых системах:

 

1) уровень продаж и маркетинга – для одновременного продвижения продуктов и услуг среди всех категорий клиентов;

 

2) уровень продукта – для единых подходов к «упаковке» продуктов и услуг для всей клиентской базы;

 

3) уровень потребителя – общий уровень обслуживания для всех абонентов, вне зависимости от их типа;

 

4) уровень сервиса – платформа управления услугами;

 

5) уровень ресурсов сети – объединение системы-медиатора с подсистемой управления профилем услуг.

 

Все российские операторы связи примерно одинаково определяют понятие «конвергентный биллинг» (см. врезку); тем не менее, как говорится, черт в деталях, поэтому самое интересное – как технически реализуется операторами принцип конвергентности в биллинге.

 

В настоящее время существует несколько подходов к стратегии перехода на конвергентный биллинг. Первый – это интеграция параллельно действующих биллинговых систем типа prepaid и postpaid через синхронизацию данных, например с помощью единого CRM- или SelfService-решения. Второй подход – модульный, он предполагает приобретение биллинговой системы с модульной архитектурой и поэтапную интеграцию дополнительных модулей до полной конвергенции. И наконец, третий подход – приобретение нового конвергентного биллинга и полная замена старой системы. Каждый из них имеет свои достоинства и недостатки.

 

Интеграция параллельно действующих систем – наименее затратный подход и наименее рискованный, так как она требует замены/добавления лишь каких-то отдельных функциональных модулей. Но эксплуатация одновременно нескольких схем расчетов существенно ограничивает гибкость и возможности адекватного ответа на предложения конкурентов, мешает быстро запускать новые услуги, маркетинговые инициативы, тарифные планы. «Лоскутное» развитие системы позволяет оператору решать отдельные краткосрочные неотложные задачи, но этот подход неэффективен и затратен с точки зрения эксплуатационных расходов (необходимо содержать штат специалистов с соответствующей экспертизой по каждой системе), а также общей стоимости владения (ТСО). При такой стратегии оператор рискует рано или поздно оказаться в ситуации, когда инфраструктура перестанет справляться с ростом.

 

Модульный подход предполагает наличие у оператора биллинговой системы с модульной архитектурой. Интегрируя дополнительные модули, операторы могут доводить свои системы до полной конвергенции. Такой подход позволяет, с одной стороны, распределять затраты во времени, приобретая и внедряя модули, необходимые для конкретных нужд сейчас, а с другой – быть конкурентоспособным, быстро запуская на рынок новые услуги путем самостоятельного подключения соответствующих модулей, без остановки всей системы. Такой стратегии миграции придерживается, например, «МегаФон».

 

Полностью конвергентный биллинг (конвергентный на всех уровнях) стирает для абонентов границы между различными услугами, он более прозрачен, а также позволяет формировать пакеты услуг, программы скидок, комбинировать и гибко менять формы оплаты и т.п. Большое значение имеет и заметное снижение затрат на приобретение и эксплуатацию единой системы биллинга. Необходимым условием для перехода на конвергентный биллинг является соответствующая реорганизация бизнес-процессов компании. Процессы должны быть ориентированы на клиента. Внедрение единого портала самообслуживания клиентов и единой системы CRM – обязательное условие перехода на конвергентную систему расчетов. Во всех случаях это наиболее дорогостоящий вариант миграции, и он же считается наиболее рискованным с точки зрения потенциального ухудшения отношений с клиентами в случае технических сбоев при переходе к новой системе.

 

Тем не менее, ориентируясь на стратегические цели, многие глобальные операторы уже успешно перешли на полностью конвергентный биллинг, и число их продолжает расти. Среди них североамериканская AT&T Mobility, ведущий оператор мобильной связи в Индонезии XL Axiata (23 млн абонентов), BT, Comcast, Sprint, Telefonica O2 Slovakia (и это только операторы, перешедшие на конвергентный биллинг Amdocs).

 

Каждый оператор самостоятельно выбирает подходящий именно его бизнесу способ миграции на конвергентную систему (см. таблицу).

 

Биллинг в калейдоскопе рынка

 

Рынок конвергентных биллинговых систем высококонкурентен (см. рисунок). В настоящее время свои конвергентные биллинговые решения предлагают более 90 поставщиков.

 

Традиционные производители телекоммуникационного оборудования всегда имели сильные позиции на рынке платформ интеллектуальных сетей, обеспечивающих контроль в реальном времени за голосовыми вызовами (их часто называют prepaid-биллингом). На сегодняшний день телекоммуникационные вендоры продолжают поддерживать значительную часть абонентской базы мобильной связи. Однако эти компании уже осознали необходимость единой биллинговой платформы, способной обслуживать все типы prepaid- и postpaid-услуг. Двое из числа традиционных телекоммуникационных вендоров, Huawei и ZTE, пошли по пути создания собственных конвергентных биллинговых систем; Alcatel-Lucent и NSN – по пути стратегии партнерства с ИТ-вендорами. Ericsson выбрала путь приобретения компании LHS – разработчика решений postpaid-биллинга и CRM. Сделка проходила в два этапа:  в 2007 г. Ericsson приобрела 84% LHS, а в 2010 г. довела свою долю до 100%.

 

В свою очередь, ИТ-вендоры идут по пути расширения возможностей в сфере систем обслуживания клиентов посредством приобретений. Ярким примером такого подхода служит Amdocs, которая на протяжении последних 10 лет приобрела более 10 софтверных компаний, специализирующихся на решениях OSS/BSS. Благодаря этой стратегии Amdocs способна сегодня предложить полный спектр подсистем, необходимых для конвергентного биллинга.

 

Такой подход и процессы консолидации рынка усиливают и без того жесткую конкуренцию на рынке конвергентных систем автоматизированных расчетов. Но операторы от этого только выигрывают. 

 

 

Текущее развитие рынка показало операторам связи, что конвергентный биллинг становится ключевым условием эффективного управления увеличивающимися объемами трафика и монетизации новых дополнительных сервисов.

 

Трансформация биллинговой системы ориентирована на совершенствование операций и повышение эффективности. Но для тех компаний, которые понимают силу персонализации абонента, это и возможность контроля за абонентами, и способ влияния на формирование, доставку и использование новых услуг. Операторы, имеющие гибкий инструмент монетизации и управления сетевыми активами, войдут в мир новых возможностей. 

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!