Рубрикатор | ![]() |
![]() |
Статьи | ![]() |
ИКС № 11 2010 | ![]() |
![]() |
Борис ВОЛЬПЕ | 09 ноября 2010 |
Дорастить решение до универсального
Одно дело – разработать и реализовать программное решение электронного правительства для одного субъекта РФ, и совсем другое – развить это решение до универсального, т.е. сделать его подходящим для многих. О некоторых подходах к такой эволюции и ее путях рассуждает Борис ВОЛЬПЕ, вице-президент по маркетингу и развитию бизнеса компании «Ситроникс».
Перевод госуслуг в электронный вид в субъектах РФ только начинается, основной пик этой работы придется на 2011 г. При этом в одних регионах исходят из текущих бюджетов, другие имеют долгосрочные программы. Более быстрым темпам информатизации региональных органов власти способствуют наличие в регионе вычислительной инфраструктуры, инфраструктуры доступа в Интернет, широкое распространение мобильной связи.
Требования, предъявляемые регионами при выборе поставщика аппаратно-программных комплексов, понятны и справедливы: это наличие у потенциального партнера действующего решения и высокий партнерский статус поставщиков компонентов, на основе которых это решение создавалось. Последний фактор важен, поскольку позволяет получать поддержку решения, в том числе со стороны вендоров, и приобретать технологии по разумной цене. Также важны сжатые до предела сроки внедрения: один-два квартала.
Что касается технологий, использующихся в таких проектах, то на этот счет в субъектах РФ есть три точки зрения. Первая: решение должно быть эффективным и иметь разумную цену, а продукты, на которых оно реализовано, – это вопрос системного интегратора. Вторая точка зрения: органам власти нужно решение на продуктах ведущих поставщиков по приемлемой цене. И третья: лицензии стоят дорого, и потому требуется решение на открытом коде.
Имея за плечами успешно реализованный проект по созданию электронного правительства в Башкортостане, «Ситроникс» на его основе готовит комплексное решение для регионов. Сейчас сформирована карта такого решения, мы активно демонстрируем его в регионах. Наше решение основано на стандартных компонентах и соответствует нормам российского законодательства, требованиям к административным электронным регламентам и пр. Мы выделяем в нем фазу I, на которой электронное правительство региона работает в полной функциональности, определенной законом № 210-ФЗ, и фазу II, на которой реализуется управление муниципальными активами и работами, а также внедряется система сквозного планирования и бюджетирования в регионе.
В перспективе мы планируем довести решение по созданию электронного правительства субъекта РФ до уровня проприетарного, оформив на него право интеллектуальной собственности.
В последнее время нормативное правовое обеспечение процесса оказания гражданам государственных и муниципальных услуг в электронном виде оптимизировано, но бюджеты региональных администраций остались прежними, ведь они были разработаны еще в кризисном 2009 г. Вот почему поставщикам ИT-решений нужно проводить гибкую политику, смелее использовать формат государственно-частного партнерства. Мы, например, готовы рассматривать варианты создания совместных предприятий с региональными органами власти в форме такого партнерства.
Однако есть надежда, что новые реалии будут учтены в бюджетах субъектов РФ на 2011 г. Это необходимо для того, чтобы в вопросах информатизации регионы двигались на одной скорости с федеральным центром. А для этого требуются оперативное принятие решений и квалифицированные ИT-кадры, поскольку даже системному интегратору с самыми широкими компетенциями нужна поддержка команды со стороны заказчика.