Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 06 2010 |
Андрей ПАВЛОВ  Сергей ЛЕБЕДЕВ  | 15 июня 2010 |
Сколько стоит эксплуатация ЦОДа?
Необходимость обслуживания инженерных систем центров обработки данных сомнению не подлежит. Но как организовать этот процесс наиболее грамотно и эффективно с экономической точки зрения? Ответ зависит от размера ЦОДа.
Любые сложные инженерные системы, а к таковым, безусловно, относятся инженерные системы центров обработки данных (ЦОДов) нуждаются в обслуживании. Каждый специалист ЦОДа вплоть до бухгалтера должен знать это настолько твердо, чтобы вопрос «зачем?» даже не поднимался. Вы же регулярно проводите техобслуживание своего автомобиля, и если надо поменять тормозные колодки или долить антифриз, сомнений нет, что сделать это необходимо. Ведь речь идет о безопасности на дороге или о предупреждении возможной поломки и последующего дорогостоящего ремонта. Аналогичная ситуация с обслуживанием инженерных систем в бизнес-центрах, жилых домах и промышленных предприятиях – везде есть отлаженная служба эксплуатации с четкими и прозрачными регламентами. Так и инженерные системы ЦОДа должны правильно эксплуатироваться и своевременно обслуживаться. Но поскольку бизнесом коммерческих дата-центров зачастую занимаются близкие к ИТ компании, о «незначительных» строительных аспектах данного бизнеса они задумываются в последнюю очередь.Эксплуатация ЦОДа напоминает воспитание четвероногого любимца: какие правила будут установлены с самого начала, таков будет и конечный результат. Строгое и неукоснительное соблюдение норм и сроков обслуживания, четкие регламенты, грамотный обслуживающий персонал – вот залог спокойного сна технического директора дата-центра. Безусловно, жизнь богата сюрпризами, в любой момент может что-то сломаться, перегореть, потечь. От поломок даже самого надежного оборудования не застрахован никто. Однако авария в любом ЦОДе – это как нож в сердце, и радости никакой, что «корова сдохла» у соседа. Такие аварии вызывают большой резонанс и бросают тень на весь рынок ЦОДов, подрывая доверие к идее дата-центров в целом. Поэтому необходимость грамотной эксплуатации ЦОДа примем за аксиому и посмотрим, как наиболее эффективно с экономической точки зрения спланировать процедуру обслуживания его инженерных систем.
Служба эксплуатации ЦОДа может развиваться по двум направлениям. Первое – передача обслуживания инженерных систем на аутсорсинг специализированной сервисной компании. Второе – создание собственной службы эксплуатации. У каждого есть свои плюсы и минусы.
Плюсы и минусы аутсорсинга
Первый подход подразумевает заключение договора на комплексное обслуживание со сторонней организацией, которая согласно утвержденному регламенту будет проводить работы по эксплуатации инженерных систем с привлечением высококвалифицированных специалистов. Эти специалисты задействованы на множестве подобных объектов и имеют большой опыт решения проблем, возникающих при работе ЦОДа. Такой подход позволит уменьшить расходы на содержание персонала, который при отсутствии сторонних проектов будет занят обслуживанием дата-центра в лучшем случае 20–30% рабочего времени, а остальные 70–80% времени будет просто «просиживать штаны». Также не понадобится тратить средства на обучение и сертификацию персонала, поддержание на высоком уровне его теоретических знаний и практических навыков эксплуатации инжен
|
При передаче обслуживания инженерных систем дата-центра на аутсорсинг сторонней компании особое внимание необходимо обратить на грамотное составление соглашения об уровне сервиса (service layer agreement, SLA). В этом документе должны быть четко прописаны границы зон ответственности, время реагирования и штрафные санкции за нарушение условий поддержки. При этом допускается, чтобы сервисная компания передала другим подрядчикам часть своих функций, как то: проверку пожарной сигнализации, пожаротушение и т.п. Сервисное обслуживание таких систем нужно проводить раз в квартал, а работы подобного рода требуют отдельного лицензирования. Как правило, небольшой сервисной компании экономически нецелесообразно держать в штате отдельного специалиста по пожарному оборудованию. А точнее – не менее двух специалистов, чтобы обеспечить непрерывность эксплуатации, как и в любой другой области.
Кстати, отсутствие резерва по кадрам – одна из самых распространенных ошибок службы эксплуатации дата-центра. Поразительно, но на этапе строительства всю инженерную инфраструктуру стараются максимально зарезервировать, а обслуживает ее впоследствии всего один сотрудник – главный инженер. Он же по совместительству главный энергетик, электрик, инженер по холодильному оборудованию, связист, да еще и курьер. А если он заболел или ушел в отпуск? На это время жизнь в ЦОДе замирает. Хотя понятно, «откуда ноги растут»: зарплата сотрудников – это постоянные расходы.
А если своими силами?
В случае создания собственной службы эксплуатации плюсы и минусы зеркально меняются. В частности, собственные инженеры, постоянно находящиеся на рабочем месте рядом с обслуживаемым оборудованием, зачастую гораздо быстрее реагируют на возникшую проблему, нежели выездные специалисты или дежурная смена, которая желательна, а иногда и необходима при обоих подходах. Эту проблему отчасти можно решить повышением компетенции сотрудников дежурной смены и внедрением удаленного мониторинга и системы ServiceDesk. Преимуществом данного подхода является и доскональное знание штатными инженерами всех «болячек» своего объекта, всех нюансов построения и особенностей функционирования оборудования, так как нередко люди, строившие ЦОД, в дальнейшем принимают непосредственное участие в его эксплуатации.
Но соответственно в этом случае возникают дополнительные расходы на содержание специалистов, не занятых на 100%, а также на их переквалификацию, сертификацию и пр.
На практике чаще всего применяется симбиоз обоих подходов. Для небольших ЦОДов он наиболее удобен. В штате компании числятся один-два квалифицированных инженера, отвечающих за работоспособность систем и выступающих заказчиком для подрядных организаций, которые непосредственно выполняют работы по обслуживанию инженерных систем. Такой инженер выбирает подрядные организации, заключает с ними договоры на обслуживание, раздает задания и контролирует ход работ. Простейшие же функции эксплуатации он может выполнять сам, например, отслеживать ошибки, вести оперативный журнал, а в аварийной ситуации вызвать сервисную бригаду.
Чтобы не быть голословными, подсчитаем затраты на создание собственной службы эксплуатации дата-центра и сопоставим их с расценками на услуги аутсорсинга. Рассмотрим несколько вариантов в зависимости от производственной мощности дата-центра: ЦОД ЦОДу рознь, и стоимость эксплуатации ЦОДа на 20 стоек и расходы на промышленные объекты на 800–1000 стойкомест необходимо сравнивать отдельно.
Малые ЦОДы
Начнем с дата-центра на 20 стоек. Это совсем небольшой ЦОД, но если задачи, которые перед ним ставятся, подразумевают высокий уровень надежности и безотказности и, соответственно, требуют круглосуточной дежурной смены и регулярного сервисного обслуживания, то за это придется заплатить. В этом случае основные затраты – это фонд оплаты труда (ФОТ) службы эксплуатации (табл. 1) и услуги специализированных подрядных организаций (табл. 2). Зарплату дежурным инженерам будет платить либо заказчик – владелец ЦОДа, либо обслуживающая его сервисная компания, но избежать этих расходов, скорее всего, не удастся.
Под сервисным обслуживанием специализированными подрядными организациями понимается набор операций, которые регламентируются производителем оборудования и для выполнения которых у собственной службы эксплуатации ЦОДа нет необходимых возможностей, знаний или сертификатов. В эти работы входят, но не ими ограничиваются, например, работы по системе ДГУ: замена отработанного масла, фильтров, проверка работы стартера, генератора, натяжения приводного ремня. Для выполнения сервисных операций по ИБП или кондиционерам нужны сервисные пароли, которые многие производители оборудования конечному потребителю не сообщают.
Суммарная стоимость обслуживания ЦОДа на 10–20 стоек может превысить 3,2 млн руб. в год. К этому необходимо добавить расходы на обучение, сертификацию сотрудников и закупку необходимых инструментов. Стоимость же услуг аутсорсинга для такого дата-центра будет начинаться с 2,8 млн руб. и расти в зависимости от уровня сервиса, заложенного в SLA.
В этом случае, возможно, имеет смысл рассмотреть вариант аренды стоек в коммерческом дата-центре и не тратить время и деньги на строительство и последующую эксплуатацию собственного небольшого ЦОДа.
Небольшие и средние ЦОДы
ЦОДы вместимостью до 100 стоек – наиболее востребованный на рынке формат. Как правило, именно в эту категорию попадают корпоративные ЦОДы крупных финансовых, страховых, телекоммуникационных компаний, а также многие коммерческие ЦОДы. Здесь созданием одной дежурной смены не обойтись. В штате службы эксплуатации обязательно должны быть главный инженер, инженер по холодильному оборудованию, инженер связи и электрик. Только при таком составе достигается необходимая степень надежности и безотказности работы и требуемая кадровая взаимозаменяемость. В обязанности главного инженера, помимо досконального знания объекта, входят модернизация инженерных систем, работа с подрядными организациями, регламенты, инструкции и т.д. Инженер связи необходим для оказания услуг сети передачи данных клиентам, размещающим свое оборудование в ЦОДе. Электрик занимается подключением к электропитанию клиентских стоек, и это не такая уж и редкая работа. Запросы клиентов бывают очень разными, и отказывать клиенту в размещении оборудования только из-за того, что у него, например, оборудование требует трехфазного подключения (при однофазном стандарте данного ЦОДа), по меньшей мере глупо – не та ситуация на рынке. Кроме того, контрольные запуски ДГУ, распределение нагрузки по фазам, освещение, автоматика – все это задача инженера-электрика. Однако отметим, что загрузка электрика, так же как и инженера по холодильному оборудованию, неполная – порядка 40%. Поэтому передача обслуживания инженерных систем на аутсорсинг вполне разумна и позволяет существенно сэкономить.
Что касается такого преимущества собственной службы эксплуатации, как оперативность, то здесь не все однозначно. При аутсорсинге время реагирования на аварийные ситуации может даже сократиться: большинство аварий происходит во внерабочее время, и, скорее всего, аварийная сервисная бригада доберется до объекта быстрее, чем собственный инженер.
Если к расходам на содержание службы эксплуатации (табл. 3) и стоимости услуг подрядных организаций (табл. 4) прибавить расходы на обучение, сертификацию, закупку необходимых инструментов, то эксплуатационные затраты ЦОДа вместимостью не более 100 стоек приближаются к 9 млн руб. Стоимость обслуживания при передаче на аутсорсинг составит порядка 6–6,5 млн руб. Экономия – не менее 25%. Неудивительно, что услуга аутсорсинга все более востребована на рынке обслуживания ЦОДов.
Крупные и очень крупные ЦОДы
Для промышленных ЦОДов ситуация несколько иная. Большое количество стоек «размывает» затраты на эксплуатацию, в результате увеличение персонала не так сильно отражается на общей стоимости обслуживания стойки (табл. 5 и 6). Хотя и здесь речь идет об экономии в несколько миллионов рублей в год, но по сравнению с общими тратами дата-центра это уже не так существенно. В самом деле, для ЦОДа вместимостью более 200 стойкомест общие затраты на собственную службу эксплуатации приближаются к 20 млн руб. в год (табл. 7 и 8). На аутсорсинг сервисные компании такой объект возьмут примерно за 17 млн руб. Вместе с тем расходы на электричество дата-центра мощностью 5000 кВт составят порядка 100 млн руб. в год. Как говорится, «не там ищем выгоду».
Подведем итоги
В целом, как можно видеть, при росте количества стоек средняя стоимость обслуживания одной стойки снижается (см. рисунок). Скачки в начале графика обусловлены увеличением численности обслуживающего персонала, добавлением новых штатных единиц.
Наибольший экономический эффект при передаче на аутсорсинг обслуживания инженерной инфраструктуры достигается в ЦОДах до 200 стойкомест. Он может достигать 25% общих эксплуатационных затрат. Это миллионы рублей экономии в год.
Таким образом, самостоятельное строительство и эксплуатация маленького ЦОДа (на 10–20 стоек) с финансовой точки зрения нецелесообразны. Гораздо выгоднее арендовать площади в крупном дата-центре и переложить на его оператора все затраты на обслуживание инфраструктуры и содержание круглосуточной дежурной смены.
Для небольшого ЦОДа передача на аутсорсинг инженерных систем – это реальный способ существенно сэкономить, а значит, иметь возможность предложить своим потенциальным клиентам привлекательные цены на размещение оборудования, т.е. повысить свою конкурентоспособность на рынке ЦОДов.
Крупным промышленным ЦОДам к идее аутсорсинга надо отнестись более осторожно, потому что существенной финансовой выгоды не просматривается. Но в пользу аутсорсинга чашу весов могут склонить другие доводы: профессионализм сотрудников сервисной компании, ее надежность и исполнительность.
___________________________________
*Уровень зарплат и стоимость услуг в табл. 1–8 – экспертная оценка авторов.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!